УДК 372.882
ББК 74.268.3
Е30
Е30
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по литературе. 8 класс : пособие
для учителя / Н.В. Егорова. – 7-е изд., эл. – 1 файл pdf : 320 с. –
Москва : ВАКО, 2022. – (В помощь школьному учителю). –
Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital
Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-06207-2
Предлагаемые в пособии поурочные разработки по литературе для
образования. Порядок тем соответствует 8 класса составлены согласно требованиям ФГОС основного общего
учебнику В.Я. Коровиной
и др. (М.: Просвещение), входящему в действующий федеральный
перечень учебников. В пособии педагог найдёт всё, что необходимо
для качественной подготовки к уроку и его проведения: тематическое
планирование учебного материала, подробные сценарии уроков с комментариями
к вопросам и заданиям учебника, тесты, рекомендации по
подготовке к сочинениям.
Адресовано учителям, студентам педагогических вузов и колледжей.Подходит
к учебникам «Литература» в составе УМК В.Я. Коровиной,
В.П. Журавлёва , В.И. Коровина 2019–2022 гг. выпуска.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
литературе. 8 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. – 6-е изд., перераб.
– Москва : ВАКО, 2022. – 320 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-06144-0. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-06207-2
© ООО «ВАКО», 2016,
2022, с изменениями
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
р о к 1. Русская литература и история . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Устное народное творчество
УУ р о к 2. Русские народные песни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
р о к 3. Исторические песни. Предания . Предание
«О покорении Сибири Ермаком» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Из древнерусской литературы
У р о к и 4, 5. Житийная литература как особый жанр . «Повесть
Александра Невского» о житии и о храбрости благородного и великого князя
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Из литературы XVIII века
У р о к 6. XVIII век в истории России. Д.И. Фонвизин
«Недоросль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
У р о к 7. Речевая характеристика героев комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
У р о к 8. Драматургический конфликт и композиция пьесы .
Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
У р о к 9. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Урок-дискуссия на тему
«Значение комедии для современников и следующих
поколений» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
У р о к 10. Развитие речи. Подготовка к инсценировке фрагментов
пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
У р о к 11. Контрольный урок по теме «Человек и история
XVIII в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе
века» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Из русской литературы XIX века
У р о к 12. А.С. Пушкин – историк. «История Пугачёвского
бунта» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
У р о к 13. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» . Жанровое
своеобразие произведения. Истоки формирования личности
Гринёва (анализ глав I, II) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Стр.317
Содержание
317
У р о к 14. Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора
глав III–V) в романе «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин (анализ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
У р о к 15. Пугачёв и народ в романе «Капитанская дочка» (анализ
глав VI, VII) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
У р о к 16. Средства характеристики героев романа «Капитанская дочка» (на примере глав VIII–XII) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
У р о к 17. Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа
«Капитанская дочка». Анализ эпизода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
У р о к 18. Подведение итогов изучения романа А.С. Пушкина
«Капитанская дочка». Подготовка к сочинению . . . . . . . . . . . . . . . 84
У р о к 19. Лирика А.С. Пушкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
У р о к 20. М.Ю. Лермонтов и история. Поэма «Мцыри» . . . . . . . . . 101
У р о к 21. Тема и идея, сюжет и композиция поэмы
М.Ю. Лермонтова «Мцыри» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
У р о к 22. Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его
создания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
У р о к 23. Подготовка к обучающему сочинению по поэме
«Мцыри» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
У р о к 24. Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор» . История
создания комедии. Знакомство с комедией . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
У р о к 25. Разоблачение пороков чиновничества в комедии
Н.В. Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения . . . 134
УУ р о к 26. Хлестаков и хлестаковщина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
р о к 27. Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор» . Подготовка к сочинению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
У р о к 28. Обсуждение театральных постановок ,
кинематографических версий комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» . . . 160
У р о к 29. Образ «маленького человека» в литературе .
«Петербургские повести» Н.В. Гоголя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
УУ р о к 30. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
У р о к 31. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» . . . . . 170
р о к 32. Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
У р о к 33. Н.С. Лесков. Слово о писателе . Нравственные
проблемы в рассказе «Старый гений» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
У р о к 34. Л.Н. Толстой. Слово о писателе . История создания
рассказа «После бала» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
У р о к 35. «После бала». Художественное своеобразие рассказа .
Контраст как основной художественный приём в рассказе . . . . . 186
У р о к 36. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После
бала» . Моральная ответственность человека за происходящее . . . 191
У р о к 37. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова . . . 197
У р о к 38. А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история
об упущенном счастье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Стр.318
318
Содержание
УИз литературы XX века
р о к 39. Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна
«Куст сирени» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
У р о к 40. А.А. Блок. Историческая тема в творчестве Блока.
«Россия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
У р о к 41. О.Э. Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие
паруса…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
У р о к 42. И.С. Шмелёв. Рассказ «Как я стал писателем» –
воспоминание о пути к творчеству . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
У р о к 43. М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики
в рассказе «Пенсне» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
УПисатели улыбаютсяр о к 44. Журнал «Сатирикон» . Сатирическое изображение
исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова,
А.Т. Аверченко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
У р о к 45. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» . Рассказ
М.М. Зощенко «История болезни» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
УПроизведения о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов
В р о к и 46, 47. Стихи и песни о Великой Отечественной войне . . . 238
а р и а н т у р о к о в 46, 47. Великая Отечественная война
в стихотворениях советских поэтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
У р о к и 48, 49. А.Т. Твардовский. Слово о поэте . Поэма
Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор . . . . . . . . . . . . . . 248
У р о к 50. Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий
Тёркин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
УСовременные авторы – детям
У р о к и 51, 52. В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография,
на которой меня нет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
р о к 53. А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак «Неудачница» . . . . . . . 265
УРусские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе
р о к и 54, 55. Стихотворения И.Ф. Анненского,
Д.С. Мережковского , Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова . . . . . . . . 267
У«Мне трудно без России…»р о к 56. Поэты русского зарубежья о Родине . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
УИз зарубежной литературыр о к и 57, 58. В. Шекспир. Проблемы трагедии «Ромео
и Джульетта» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
УУ р о к 59. Сонеты Шекспира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
У р о к и 60, 61. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» . . . . . . . . 288
р о к и 62, 63. Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический
роман . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
У р о к и 64, 65. Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью
во ржи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
У р о к 66. Повторение и систематизация изученного . . . . . . . . . . . . 312
У р о к 67. Итоговый тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
У р о к 68. Итоговый урок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
Стр.319