Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024

Новые задачи для изучающих ТРИЗ с методическим разбором хода решения (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКислов
АвторыПчёлкина Е.Л.
ИздательствоГалактика
Страниц137
ID836347
АннотацияПеред вами второй сборник задач по ТРИЗ, выпускаемый нашим издательством. В нем, как и в первом сборнике, представлены разнообразные, но вполне доступные для начинающих осваивать ТРИЗ изобретательские задачи (бытовые, социальные, военные, исследовательские) с подробным методическим разбором хода их решения на алгоритмической основе. Даны примеры разбора, выполненные авторами-составителями сборника, и примеры, выполненные преимущественно детьми от 6 до 14 лет, представлены общие методические рекомендации по работе с материалами сборника. Большинство рассмотренных задач взято из Международных и Всероссийских конкурсов и олимпиад по ТРИЗ, проводившихся в 2007–2018 г.г. Треть этих задач была предложена конкурсантами, остальные — составителями сборника. Сборник предназначен для родителей, воспитателей и преподавателей ТРИЗ, заинтересованных в развитии творческого мышления детей начиная со старшего дошкольного возраста, школьников и студентов.
ISBN978-5-6040718-1-6
Кислов, А.В. Новые задачи для изучающих ТРИЗ с методическим разбором хода решения / Е.Л. Пчёлкина; А.В. Кислов .— : Галактика, 2021 .— 137 с. — ISBN 978-5-6040718-1-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/836347 (дата обращения: 01.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Новые_задачи_для_изучающих_ТРИЗ_с_методическим_разбором_хода_решения.pdf
УДК 374.1 ББК 74.202.6 К44 К44 Кислов А. В., Пчелкина Е. Л. Новые задачи для изучающих ТРИЗ. – М.: КТК «Галактика», 2021. – 136 с. ил. ISBN 978-5-6040718-1-6 Перед вами второй сборник задач по ТРИЗ, выпускаемый нашим издательством. В нём, как и в первом сборнике, представлены разнообразные, но вполне доступные для начинающих осваивать ТРИЗ изобретательс кие задачи (бытовые, социальные, военные, исследовательские) с подробным методическим разбором хода их решения на алгоритмической основе. Даны примеры разбора, выполненные авторами-составителями сборника, и примеры, выполненные преимущественно детьми от 6 до 14 лет; представлены общие методические рекомендации по работе с материалами сборника. Большинство рассмотренных задач взято из Международных и Всероссийских конкурсов и олимпиад по ТРИЗ, проводившихся в 2007–2018 г.г. Треть этих задач была предложена конкурсантами, остальные – составителями сборника. Сборник предназначен для родителей, воспитателей и преподавателей ТРИЗ, заинтересованных в развитии творческого мышления детей начиная со старшего дошкольного возраста, школьников и студентов. Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную точность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги. © Кислов А. В., Пчелкина Е. Л., 2007–2021 ISBN 978-5-6040718-1-6 © Пчелкина Е. Л., иллюстрации, 2021 © Оформление, издание, КТК «Галактика», 2021
Стр.3
Оглавление Используемые аббревиатуры и термины ....................... 6 Напутствия ..............................................................12 Зачем нужны инструменты ............................................................. 12 О структуре сборника ..................................................................... 12 Используемый инструментарий ТРИЗ ............................................ 12 Рекомендации родителям и педагогам .......................................... 13 Задачи для дошкольников и учащихся начальной школы ...16 Маша-партизанка .......................................................................... 16 Беспризорные игрушки .................................................................. 18 Тихий игрок .................................................................................... 19 Охрана песочницы.......................................................................... 21 Ресурсы для птенцов ...................................................................... 23 Игрушки с потолка.......................................................................... 25 И снова про шкодного Яшку ........................................................... 29 Неуклюжий пенал ........................................................................... 31 Старые друзья ................................................................................ 34 Безобидный кактус ......................................................................... 36 Задачи для учащихся средней и старшей школы ...........39 Лыжи-палки ................................................................................... 39 Голуби на хлебозаводе ................................................................... 40 Зимняя рыбалка ............................................................................. 42 Лыжный топтун ............................................................................... 49 Хождение по углям ......................................................................... 51 Опоздания как антикультура ........................................................... 54 Мечта рыбака не так уж дика .......................................................... 58 Спасение по-японски ..................................................................... 61 Полезный груз ................................................................................ 62 Быстрый перец ............................................................................... 64 Задачи, предложенные в предыдущем сборнике для самостоятельного решения ..................................67 Война на Волге (8+) ........................................................................ 67 Враги на броне (8+) ........................................................................ 70 Пушка на носу (10+) ........................................................................ 71 Куда лететь? (10+) .......................................................................... 73
Стр.4
4 Оглавление Стрелять или не стрелять? (12+) .................................................... 74 Хитрая акация (10+) ....................................................................... 76 Компьютерные игры (7+) ................................................................ 78 Самореклама ТРИЗ (10+) ............................................................... 82 Задачник по ТРИЗ (12+) ................................................................. 84 Вред от пользы (18+) ...................................................................... 89 Много бяк от «Шапокляк» (6+) ........................................................ 91 Щенок-диверсант (6+).................................................................... 94 Прожорливый Яшка (6+) ................................................................. 96 Обед без посуды (9+) ..................................................................... 97 Милые воришки (6+)....................................................................... 99 Задачи для самостоятельного решения .....................101 Гранаты из засады........................................................................ 101 Переправа .................................................................................... 101 Ночная бомбежка ......................................................................... 101 Странные параллели .................................................................... 102 Меткая оплошность ...................................................................... 102 Нужная бесполезность ................................................................. 103 Коварная туфелька ....................................................................... 103 Дед Мороз и техника безопасности .............................................. 103 Сласти-напасти ............................................................................ 104 Спасение залезающих ................................................................. 104 Вечный стул ................................................................................. 104 «Умная» доска .............................................................................. 104 Кошачья проходная ...................................................................... 105 Растения на самообслуживании ................................................... 105 Безошибочное погружение .......................................................... 105 Приложение ..........................................................106 Матрица Альтшуллера ..........................................106 Типовые приёмы устранения технических противоречий, или список приёмов, рекомендуемых при поиске выхода из противоречивых ситуаций ......110 1. Дробление ................................................................................ 110 2. Вынесение................................................................................ 111 3. Местное качество ..................................................................... 111 4. Асимметрия .............................................................................. 112 5. Объединение ............................................................................ 112 6. Универсальность ...................................................................... 113
Стр.5
Оглавление 5 7. «Матрешка» .............................................................................. 113 8. Антивес .................................................................................... 114 9. Предварительное антидействие ............................................... 114 10. Предварительное действие .................................................... 114 11. «Заранее подложенная подушка» ........................................... 115 12. Эквипотенциальность ............................................................. 115 13. Наоборот ................................................................................ 116 14. Сфероидальность ................................................................... 116 15. Динамичность ......................................................................... 117 16. Частичное или избыточное действие ...................................... 117 17. Переход в другое измерение .................................................. 117 18. Использование механических колебаний ................................ 118 19. Периодическое действие ........................................................ 118 20. Непрерывность полезного действия ....................................... 119 21. Проскок .................................................................................. 119 22. «Обратить вред в пользу» ........................................................ 120 23. Обратная связь ....................................................................... 120 24. Посредник .............................................................................. 121 25. Самообслуживание ................................................................ 121 26. Копирование .......................................................................... 122 27. Замена дорогой долговечности на дешёвую недолговечность ....122 28. Замена механической схемы .................................................. 123 29. Использование пневмо- и гидроконструкций .......................... 123 30. Использование гибких оболочек и тонких плёнок .................... 124 31. Использование пористых материалов .................................... 124 32. Изменение окраски ................................................................ 125 33. Однородность......................................................................... 125 34. Отброс или регенерация частей ............................................. 125 35. Изменение физико-химических параметров объекта.............. 126 36. Использование фазовых переходов ........................................ 126 37. Использование термического расширения ............................. 127 38. Использование сильных окислителей ..................................... 127 39. Применение инертной среды .................................................. 127 40. Применение композиционных материалов ............................. 128 Рекомендуемая литература .....................................129
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст