Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024

Нарушения глотания у детей. Междисциплинарный подход (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторФрей
ИздательствоМ.: Теревинф
Страниц536
ID836317
АннотацияМонография «Нарушения глотания у детей. Междисциплинарный подход» является современным руководством, в котором представлены как теоретическая база, так и практика диагностики и терапии. Эрготерапевту Софи Фрей удалось собрать под одной обложкой работы признанных специалистов международного уровня в общей и детской дисфагии. На русском языке это первое издание, которое знакомит читателя с комплексным подходом к нарушению приема пищи и глотания у детей. Книга поможет медикам, педагогам, психологам, реабилитологам и родителям обсуждать проблемы глотания на одном языке и продуктивно сотрудничать для улучшения качества жизни каждого ребенка.
ISBN978-5-4212-0654-5
Фрей, С. Нарушения глотания у детей. Междисциплинарный подход / С. Фрей .— Москва : Теревинф, 2023 .— 536 с. — ISBN 978-5-4212-0654-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/836317 (дата обращения: 01.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Нарушения_глотания_у_детей._Междисциплинарный_подход.pdf
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Нарушения_глотания_у_детей._Междисциплинарный_подход.pdf
УДК 616.321-008.17-072.1-08 ББК 57.334.131,2-43-5 Н30 Н30 Нарушения глотания у детей. Междисциплинарный подход / авт. и сост. ISBN 978-5-4212-0654-5 Монография «Нарушения глотания у детей. Междисциплинарный подход» является С. Фрей ; пер. с нем. Е. Франц. — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 536 с. — Москва : Теревинф, 2023. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. современным руководством, в котором представлены как теоретическая база, так и практика диагностики и терапии. Эрготерапевту Софи Фрей удалось собрать под одной обложкой работы признанных специалистов международного уровня в общей и детской дисфагии. На русском языке это первое издание, которое знакомит читателя с комплексным подходом к нарушению приема пищи и глотания у детей. Книга поможет медикам, педагогам, психологам, реабилитологам и родителям обУДК 616.321-008.17-072.1-08 ББК 57.334.131,2-43-5 Электронное издание на основе печатного издания: Нарушения глотания у детей. Междисциплинарный подход / авт. и сост. С. Фрей ; пер. с нем. Е. Франц. — Москва : Теревинф, 2022. — 536 с. — ISBN 978-5-4212-0650-7. — Текст : непосредственный. суждать проблемы глотания на одном языке и продуктивно сотрудничать для улучшения качества жизни каждого ребенка. This 1st edition of Pӓdiatrisches Dysphagiemanagement by Sophie Frey is published by arrangement with Elsevier GmbH, Urban & Fischer Munich. All rights reserved. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-4212-0654-5 © «Теревинф», 2022
Стр.5
Оглавление Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 От составителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Предисловие к русскому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Глава 1. Анатомия и развитие структур, значимых для глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 1.1. Внутриутробное развитие глотания (структуры и функции) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 1.1.1. Эмбриональный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 1.1.2. Фетальный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.1.3. Итоги: Эмбриональное развитие глотания . . . . . . . 28 1.2 Анатомия органов, важных для глотания . . . . . . . . . . . . . 28 1.2.1. Голова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 1.2.2. Нос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 1.2.3. Рот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 1.2.4. Губы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 1.2.5. Щеки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 1.2.6. Ротовая полость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 1.2.7. Челюсть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 1.2.8. Язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 1.2.9. Нёбо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 1.2.10. Глотка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 1.2.11. Гортань . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 1.2.12. Подъязычная кость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 1.2.13. Трахея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 1.2.14. Легкие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 1.2.15. Пищевод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 1.2.16. Желудок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 1.2.17. Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Глава 2. Физиология глотания и приема пищи . . . . . . . . . . . 55 2.1 Сосать — Глотать — Дышать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 2.1.1 Сосание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 2.1.2 Глотание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 2.1.3 Дыхание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 2.2 Рефлекторные реакции у маленьких детей . . . . . . . . . . . . 67 2.2.1 Рефлексы новорожденных, непосредственно связанные с глотанием . . . . . . . . . . . 67
Стр.6
6 2.2.2 Безусловные рефлексы, связанные с самостоятельным приемом пищи . . . . . . . . . . . . . . . 69 2.3. Становление общей моторики и орофациальных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 2.3.1. Возраст 0–1 месяц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 2.3.2. Возраст 2 месяца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 2.3.3. Возраст 3 месяца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 2.3.4. Возраст 4 месяца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 2.3.5. Возраст 5 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 2.3.6. Возраст 6 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 2.3.7. Возраст 7–9 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 2.3.8. Возраст 10–12 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 2.3.9. Возраст 13–18 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 2.3.10. Возраст 19–24 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 2.3.11. Возраст 24–36 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 2.4. Пищевые переходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 2.4.1. Переход от жидкости к каше . . . . . . . . . . . . . . . 77 2.4.2. Переход от сосания к питью . . . . . . . . . . . . . . . . 79 2.4.3. Переход от каши к твердой пище: жевание . . . . . . . 79 2.4.4. Итог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Глава 3. Грудное вскармливание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 3.1. Грудное вскармливание — это намного больше, чем просто кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 3.2. Сосание и глотание — развитие орофациальной области . . . 87 3.2.1. Пренатальное развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 3.2.2. Значение оральных рефлексов и реакций . . . . . . . 90 3.2.3. Постнатальное развитие и тактильно- кинестетическое восприятие . . . . . . . . . . 91 3.3. Практика грудного вскармливания . . . . . . . . . . . . . . . . 95 3.3.1. Основы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 3.3.2. Развитие связи между матерью и ребенком во время грудного вскармливания . . . . . . . . . . . . . . . 96 3.3.3. Контроль грудного вскармливания, целенаправленная стимуляция . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 3.3.4. Позы для кормления грудью . . . . . . . . . . . . . . . 98 3.3.5. Дети с особыми потребностями . . . . . . . . . . . . 100 3.4. Вспомогательные средства для грудного вскармливания . . 107 3.4.1. Альтернативные методы кормления . . . . . . . . . 107 3.4.2. Сцеживание молока и молокоотсосы . . . . . . . . . 108 3.5. Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Глава 4. Неврологические аспекты глотания . . . . . . . . . . . . 114 4.1. Основы нейроанатомии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Стр.7
Оглавление 7 4.1.1. Строение центральной нервной системы . . . . . . . 114 4.2. Передний мозг и глотание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 4.2.1. Участки головного мозга, регулирующие глотание . 118 4.2.2. Асимметрия акта глотания . . . . . . . . . . . . . . . 120 4.2.3. Другие важные для глотания участки переднего мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 4.2.4. Роль центра глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 4.3. Ствол головного мозга и глотание . . . . . . . . . . . . . . . . 125 4.3.1. Локализация и функции центров глотания . . . . . . 125 4.3.2. Роль ствола головного мозга в акте глотания . . . . . 127 4.4. Потеря функций черепно- мозговых нервов . . . . . . . . . . 129 4.4.1. Потеря функций отдельных черепно- мозговых нервов . . . . . . . . . . . . 129 4.4.2. Бульбарный синдром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 4.5. Нервно- мышечные соединения и мышцы глотания . . . . . . 130 4.5.1. Нервно- мышечные соединения . . . . . . . . . . . . 130 4.5.2. Мышцы глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 4.6. Чувствительная иннервация лица, носа, ротовой полости, глотки и гортани . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 4.6.1. Соматическая чувствительность . . . . . . . . . . . . 136 4.6.2. Сенсорная информация: вкус . . . . . . . . . . . . . . 137 4.7. Эмбриология: развитие отделов мозга, отвечающих за глотание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 4.7.1. Нормальное развитие мозга . . . . . . . . . . . . . . . 137 4.7.2. Аномалии развития головного мозга . . . . . . . . . 140 Глава 5. Этиология детской дисфагии . . . . . . . . . . . . . . . . 146 5.1. Определение и классификация дисфагии . . . . . . . . . . . 146 5.2. Местные или анатомические причины . . . . . . . . . . . . . 148 5.2.1. Врожденные аномалии . 5.2.2. Опухоли и отеки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 5.2.3. Нарушение сенсорной регуляции. . . . . . . . . . . . 150 5.2.4. Ожог или травма ротовой полости, глотки или пищевода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 5.2.5. Воспаления, в том числе средний гнойный отит . . . 151 5.2.6. Гортань/трахея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 5.3. Гастроэнтерологические причины. . . . . . . . . . . . . . . . 152 5.3.1. Заболевания пищевода . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 5.3.2. Гастроэзофагеальный рефлюкс . . . . . . . . . . . . . 154 5.3.3. Заболевания желудка и кишечника . . . . . . . . . . 154 5.4. Нейрогенные причины: центральная и периферическая нервная система . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 5.4.1. Острые и хронические воспаления . . . . . . . . . . 157 5.4.2. Детский церебральный паралич . . . . . . . . . . . . 157
Стр.8
8 5.4.3. Пороки развития головного и спинного мозга . . . . 158 5.4.4. Черепно- мозговая травма и другие приобретенные повреждения ЦНС . . . . . . . . . . . . . . 158 5.4.5. Повреждения черепных нервов . . . . . . . . . . . . . 159 5.4.6. Спиноцеребеллярная атаксия . . . . . . . . . . . . . . 159 5.4.7. Прогрессирующий супрануклеарный парез взора . . 160 5.4.8. Бульбарный синдром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 5.4.9. Псевдобульбарный синдром. . . . . . . . . . . . . . . 160 5.4.10. Дискинезия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 5.4.11. Опухоли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 5.4.12. Инъекции ботулотоксина (ботокса) . . . . . . . . . . 162 5.5. Нервно- мышечные причины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 5.5.1. Спинальная мышечная атрофия . . . . . . . . . . . . 163 5.5.2. Бульбоспинальная амиотрофия Кеннеди . . . . . . . 163 5.5.3. Наследственная полинейропатия . . . . . . . . . . . 163 5.5.4. Врожденный миастенический синдром . . . . . . . . 163 5.5.5. Мышечная дистрофия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 5.5.6. Поясно- конечностная мышечная дистрофия . . . . 164 5.5.7. Лице-лопаточно- плечевая мышечная дистрофия . . 164 5.5.8. Врожденная мышечная дистрофия . . . . . . . . . . 164 5.5.9. Окулофарингеальная мышечная дистрофия . . . . . 165 5.5.10. Врожденная миопатия . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 5.5.11. Дистрофическая миотония 1-го типа . . . . . . . . 165 5.5.12. Атаксия Фридрейха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 5.5.13. Ювенильный полимиозит и дерматомиозит . . . . 166 5.6. Нейрометаболические причины . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 5.6.1. Нарушения обмена цикла мочевины . . . . . . . . . 166 5.6.2. Нарушения обмена аминокислот . . . . . . . . . . . . 166 5.6.3. Органическая ацидемия . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 5.6.4. Нарушение обмена пуриновых и пиримидиновых оснований . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 5.6.5. Митохондриальные заболевания . . . . . . . . . . . . 169 5.6.6. Пероксисомные заболевания . . . . . . . . . . . . . . 170 5.6.7. Лизосомные нарушения . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 5.6.8. Наследственные метаболические миопатии . . . . . 171 5.6.9. Болезнь Вильсона, болезнь Менкеса . . . . . . . . . . 172 5.6.10. Синдром дефицита креатина . . . . . . . . . . . . . 172 5.6.11. Наследственная непереносимость фруктозы . . . . 172 5.6.12. Синдром Смита- Лемли- Опица . . . . . . . . . . . . 172 5.6.13. Врожденное нарушение гликозилирования . . . . . 172 5.6.14. Биотин- чувствительная болезнь базальных ганглиев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 5.7. Генетические нарушения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 5.7.1. Синдром Мёбиуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Стр.9
Оглавление 9 5.7.2. Трисомия 21 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 5.7.3. Синдром Прадера- Вилли . . . . . . . . . . . . . . . . 174 5.7.4. Синдром Ангельмана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 5.7.5. Синдром Беквита- Видемана . . . . . . . . . . . . . . 175 5.7.6. Секвенция Пьера Робена . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 5.7.7. Артрогрипоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 5.7.8. Синдром Райли- Дея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 5.7.9. Синдром Корнелии де Ланге . . . . . . . . . . . . . . 176 5.7.10. Синдром Вильямса- Бойрена . . . . . . . . . . . . . . 176 5.7.11. Синдром CHARGE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 5.7.12. Факоматозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 5.7.13. Синдром Рассела–Сильвера . . . . . . . . . . . . . . 176 5.7.14. Синдром Фримена- Шелдона . . . . . . . . . . . . . . 177 5.7.15. Синдром псевдокамптодактилии тризма . . . . . . 177 5.7.16. Синдром Шварца- Джампеля . . . . . . . . . . . . . . 177 5.7.17. Синдром MASA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 5.7.18. Кардио- фацио-кожный синдром . . . . . . . . . . . 177 5.7.19. Синдром Фелан- МакДермид . . . . . . . . . . . . . . 178 5.7.20. Синдром делеции 22q11. . . . . . . . . . . . . . . . . 178 5.8. Другие заболевания, ведущие к дисфагии . . . . . . . . . . . 178 Глава 6. Орофарингеальная дисфагия . . . . . . . . . . . . . . . . 181 6.1. Нарушение глотания — обобщенное определение . . . . . . 181 6.1.1. Клинические случаи: у всех ли этих детей «нарушение глотания»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 6.2. Ясность в джунглях понятия «нарушение глотания» . . . . . 185 6.2.1. Орофарингеальная дисфагия . . . . . . . . . . . . . . 186 6.2.2. Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 6.2.3. Пищеводная дисфагия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 6.3. Основные симптомы орофарингеальной дисфагии . . . . . 187 6.3.1. Аспирационная пневмония . . . . . . . . . . . . . . . 188 6.3.2. Повышенная температура тела . . . . . . . . . . . . . 190 6.3.3. Осипший/«влажный» голос (wet voice) . . . . . . . . 191 6.3.4. Задержка физического развития . . . . . . . . . . . . 192 6.3.5. Истерический комок/ощущение кома в горле . . . . 192 6.3.6. Кашель/откашливание . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 6.3.7. Нарушение моторики рта . . . . . . . . . . . . . . . . 195 6.3.8. Отказ от еды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 6.3.9. Неврологические заболевания . . . . . . . . . . . . . 197 6.3.10. Слюнотечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 6.3.11. Рвота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 6.4. Шесть примеров с пояснениями . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Стр.10
10 Глава 7. Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте и переход от зондового кормления к питанию через рот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 7.1. Появление и течение расстройства приема пищи и необходимость кормления через зонд . . . . . . . . . . . . . . 212 7.2. Расстройство приема пищи или нарушенный прием пищи у детей? . . . . . . . . . . . . . . . 214 7.3. Междисциплинарная диагностика расстройства приема пищи . . 7.3.1. Дармштадтские рекомендации . . . . . . . . . . . . . 218 7.3.2. Необходимость междисциплинарной диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 7.4. Терапия расстройства приема пищи и переход от зондового кормления к питанию через рот . . . . . . . . . . . 220 7.4.1. Этап адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 7.4.2. Этап редукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 7.4.3. Интенсивный этап и терапия расстройства приема пищи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 7.4.4. Этап стабилизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 7.4.5. Последующее наблюдение и контроль . . . . . . . . . 224 7.5. Оценка результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 7.6. Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 Глава 8. Клиническая диагностика дисфагии . . . . . . . . . . . 230 8.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230 8.2. Комплексное обследование ребенка . . . . . . . . . . . . . . 231 8.3. Косвенные и прямые признаки дисфагии . . . . . . . . . . . 234 8.3.1. Косвенные признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 8.3.2. Прямые признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 8.4. Три основных компонента клинической диагностики дисфагии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 8.4.1. Первый компонент диагностики: анамнез . . . . . . 239 8.4.2. Второй компонент диагностики: наблюдение в состоянии покоя и функциональная оценка . . . . . . . 242 8.4.3. Третий компонент: наблюдение за приемом пищи . . . . . . . . . . . . . . . . 246 8.5. Клиническая диагностика дисфагии по возрастным группам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 8.5.1. Клиническая диагностика дисфагии у новорожденных и недоношенных детей, находящихся в отделении реанимации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 8.5.2. Клиническая диагностика дисфагии у младенцев . . 255 8.5.3. Клиническая диагностика дисфагии у детей раннего (1–3 года) и более старшего возраста . . . . . . . . . . . . . 257
Стр.11
Оглавление 11 8.6. Подведение итогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 8.7. Пример результата обследования . . . . . . . . . . . . . . . . 261 8.8. Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 Глава 9. Менеджмент детской дисфагии . . . . . . . . . . . . . . 267 9.1. Основы менеджмента дисфагии . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 9.1.1. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) . . . . 269 9.1.2. Рекомендации в качестве ориентира . . . . . . . . . 270 9.2. Междисциплинарная команда . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 9.2.1. Междисциплинарная работа . . . . . . . . . . . . . . 276 9.2.2. Междисциплинарные специализации . . . . . . . . . 279 Глава 10. Эндоскопическая оценка глотания (FEES) у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 10.1. Общие требования к проведению обследования . . . . . . 286 10.1.1. Врач, проводящий оценку, специалист по дисфагии и родители или помощники . . . . . . . . . . 286 10.1.2. Анамнез и диагностическая задача . . . . . . . . . . 287 10.1.3. Эндоскопы и документация . . . . . . . . . . . . . . 287 10.1.4. Осложнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288 10.1.5. Противопоказания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 10.2. Подготовка к эндоскопической оценке глотания . . . . . . 289 10.2.1. Аспирационное устройство/готовность к отсасыванию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 10.2.2. Трахеостомические трубки . . . . . . . . . . . . . . . 290 10.2.3. Назогастральный зонд . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 10.2.4. Анестезия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 10.2.5. Позиционирование пациента . . . . . . . . . . . . . 292 10.2.6. Расположение врача, проводящего обследование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 10.2.7. Тестируемые продукты . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 10.3. Ход обследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 10.3.1. Осмотр полости рта и глотки . . . . . . . . . . . . . 293 10.3.2. Эндоскопическая оценка анатомических структур и их функционирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 10.3.3. Попытки глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 10.4. Оценка попыток глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304 10.4.1. Защита нижних дыхательных путей . . . . . . . . . 305 10.4.2. Берлинский индекс дисфагии . . . . . . . . . . . . . 305 10.4.3. Основы принятия решений . . . . . . . . . . . . . . 309 10.5. Амбулаторная эндоскопическая оценка глотания . . . . . . 310 10.6. Стационарная эндоскопическая оценка глотания . . . . . . 310
Стр.12
12 Глава 11. Видеофлюороскопия глотания (VFSS) у младенцев и детей младшего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 11.1. Общие сведения: что такое видеофлюороскопия?. . . . . . 316 11.2. Указания по проведению видеофлюороскопии глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 11.3. Общая информация о видеофлюороскопии глотания . . 11.3.1. Показания для видеофлюороскопического исследования глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 11.3.2. Мнения о безопасности облучения . . . . . . . . . . 323 . 11.4.3. Порядок проведения исследования . . . . . . . . . 328 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 11.4. Процесс проведения видеофлюороскопии глотания . . . . 324 11.4.1. Подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 11.4.2. Оборудование . . . 327 11.5. Достоинства и недостатки видеофлюороскопии глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 11.5.1. Достоинства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 11.5.2. Недостатки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 11.6. Расшифровка и интерпретация результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344 11.6.1. Оценка результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344 11.6.2. Компетентность специалиста, проводящего исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344 11.6.3. Результаты видеофлюороскопии глотания на отдельных фазах глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 11.9. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 11.7. Рекомендации по лечению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 11.8. Степень изученности . Глава 12. Обзор симптомов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361 12.1. Преоральная фаза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362 12.2. Ротовая подготовительная фаза . . . . . . . . . . . . . . . . 363 12.3. Ротовая фаза глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367 12.4. Глоточная фаза глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369 12.5. Пищеводная фаза глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 Глава 13. Основы терапии детской дисфагии (PÄDY) . . . . . . 371 13.1. Работа с особыми детьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371 13.1.1. Создание условий для обучения . . . . . . . . . . . 372 13.1.2. Терапевтическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373 13.1.3. Уважение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373 13.1.4. Чуткость и внимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 13.2. Коммуникация с детьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 13.3. Восприятие и внимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377 13.3.1. Восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
Стр.13
Оглавление 13 13.3.2. Внимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381 13.4. Нормальный постуральный тонус и движения . . . . . . . 383 13.4.1. Опорная поверхность . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383 13.4.2. Нормальные движения . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 13.4.3. Нормальные движения и глотание . . . . . . . . . . 386 13.5. Терапия: планирование и постановка цели . . . . . . . . . 387 13.6. Проведение терапевтической сессии . . . . . . . . . . . . . 388 13.6.1. Условия терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389 13.6.2. Комфорт ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389 13.6.3. Оценка мышечного тонуса ребенка . . . . . . . . . 390 13.6.4. Восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390 13.6.5. Терапевтические мероприятия . . . . . . . . . . . . 390 Глава 14. Роль родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 14.1. Размышления о работе с родителями . . . . . . . . . . . . . 393 14.2. Ситуация родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395 14.3. Взаимодействие с родителями на различных этапах терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 14.3.1. Работа с родителями на этапе диагностики . . . . . 396 14.3.2. Работа с родителями во время терапии . . . . . . . 397 14.3.3. Завершение терапии. Контрольный прием . . . . . 401 14.3.4. Прерывание терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401 Глава 15. Терапевтические мероприятия PÄDY . . . . . . . . . . 403 15.1. Обзор терапевтических мероприятий . . . . . . . . . . . . . 403 15.1.1. Компенсаторные мероприятия . . . . . . . . . . . . 404 15.1.2. Реабилитационные мероприятия . . . . . . . . . . . 405 15.2. Позиционирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406 15.2.1. Почему позиционирование так важно? . . . . . . . 407 15.2.2. Критерии позиционирования . . . . . . . . . . . . . 409 15.2.3. Варианты позиционирования . . . . . . . . . . . . . 410 15.2.4. Материал для позиционирования . . . . . . . . . . 412 15.2.5. Позиционирование и глотание . . . . . . . . . . . . 413 15.3. Позиционирование младенцев и детей младшего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414 15.3.1. Положение для кормления и проведения терапевтических мероприятий . . . . . . . 415 15.3.2. Положение для отдыха . . . . . . . . . . . . . . . . . 417 15.4. Адаптация пищи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418 15.4.1. Подбор консистенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418 15.4.2. Сенсорное восприятие пищи . . . . . . . . . . . . . 422 15.4.3. Количество пищи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423 15.5. Техники глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425 15.5.1. Частота глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
Стр.14
14 15.5.2. Кашель как техника очистки . . . . . . . . . . . . . . 426 15.5.3. Интенсивное глотание . . . . . . . . . . . . . . . . . 426 15.5.4. Упражнение Мендельсона . . . . . . . . . . . . . . . 426 15.5.5. Глоток над голосовой щелью . . . . . . . . . . . . . 428 15.6. Изменения положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428 15.6.1. Техника «Наклон головы вперед» . . . . . . . . . . . 430 15.6.2. Техника «Запрокидывание головы назад» . . . . . . 431 15.6.3. Техника «Поворот головы» . . . . . . . . . . . . . . . 431 15.6.4. Техника «Наклон головы в сторону» . . . . . . . . . 432 15.7. Регуляция мышечного тонуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432 15.7.1. Техники регуляции тонуса . . . . . . . . . . . . . . . 433 15.8. Фасилитация движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436 15.9. Контроль челюсти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437 15.10. Пальпация гортани . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 15.11. Десензибилизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441 15.11.1. Боязнь прикосновений . . . . . . . . . . . . . . . . 441 15.11.2. Тактильная защита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442 15.12. Упражнение «Поезд» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443 15.13. Волшебный мешочек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446 15.13.1. Подготовка жевательного мешочка . . . . . . . . . 447 15.13.2. Проведение упражнения с волшебным мешочком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448 15.13.3. Вариации игры с волшебными мешочками . . . . 448 15.14. Подвижность языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449 15.14.1. Гипотонус языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450 15.14.2. Гипертонус языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451 15.14.3. Выталкивание/протрузия языка . . . . . . . . . . . 451 15.14.4. Латеральные движения языка . . . . . . . . . . . . 452 15.15. Температурная стимуляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453 15.16. Функции глотки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455 15.16.1. Упражнение «Перевод взгляда вниз» . . . . . . . . 455 15.16.2. Глотание с высунутым языком («Кража языка»). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 15.16.3. Другие варианты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 15.17. Слюнотечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457 15.17.1. Сниженная частота глотания . . . . . . . . . . . . . 457 15.17.2. Сниженное внутриротовое восприятие . . . . . . . 459 15.17.3. Нарушение моторики рта . . . . . . . . . . . . . . . 459 15.18. Стимуляция сосания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459 15.19. Фасилитация глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461 15.20. «Экстренные мероприятия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462 15.20.1. Предотвращение рефлекторного сжимания челюстей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
Стр.15
Оглавление 15 15.20.2. Способы раскрытия рефлекторно сжавшихся челюстей . . . . . . . . . . . . . . 464 15.20.3. Поддержка кашля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464 Глава 16. Терапевтические подходы . . . . . . . . . . . . . . . . . 467 16.1. Базальная стимуляция для приема пищи, питья и глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469 16.1.1. Историческая справка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469 16.1.2. Основа терапевтического подхода . . . . . . . . . . 470 16.1.3. Поддержка приема пищи, питья и глотания . . . . 470 16.4. Терапия орофациального комплекса (F.O.T.T.) . . . . . . . . 477 16.4.1. Проблемный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478 16.4.2. Предпосылки, перспективы и подходы . . . . . . . 479 16.4.3. Терапевтический подход . . . . . . . . . . . . . . . . 479 16.4.4. Обучение ежедневному уходу за ребенком . . . . . 480 16.4.5. Важность преоральной фазы . . . . . . . . . . . . . 481 16.4.6. Курсы повышения квалификации . . . . . . . . . . . 482 . . . . . . . . . . . . . . . . . 474 16.2. Бобат-терапия: терапевтическая помощь при глотании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472 16.3. Метод Кастильо Моралеса® при нарушении глотания у детей . . 16.5. Миофункциональная терапия . . . . . . . . . . . . . . . . . 483 16.5.1. Отличие дисфагии от миофункциональных нарушений . . . . . . . . . . . . . 483 16.5.2. Симптомы миофункциональных нарушений . . . . 484 16.5.3. Причины миофункциональных нарушений . . . . 484 16.5.4. Возможные последствия нескорректированных миофункциональных нарушений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485 16.5.5. Профилактика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485 16.5.6. Миофункциональная терапия . . . . . . . . . . . . . 486 16.6. Нейромоторный контроль по Брондо . . . . . . . . . . . . . 487 16.6.1. Определение и основные положения . . . . . . . . 487 16.6.2. Цели терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488 16.6.3. Содержание терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 489 16.7. Остеопатия и менеджмент детской дисфагии . . . . . . . . 490 16.8. Лечение детской дисфагии по методу Пёрнбахера . . . . . 493 16.8.1. Менеджмент терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493 16.9. Вой та-терапия как комплексный подход к лечению нарушения глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496 16.9.1. Рефлекторная локомоция . . . . . . . . . . . . . . . 497 16.9.2. Улучшение сенсомоторных функций . . . . . . . . . 498 16.9.3. Глотание как часть рефлекторной локомоции . . . 498 16.9.4. Рефлекторное ползание . . . . . . . . . . . . . . . . 498
Стр.16
16 16.9.5. Рефлекторное переворачивание . . . . . . . . . . . 499 16.9.6. Показания к применению Вой та-терапии . . . . . 500 16.9.7. Противопоказания к назначению Вой та-терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500 16.9.8. Проведение Вой та-терапии . . . . . . . . . . . . . . 500 16.9.9. Участие родителей в терапии . . . . . . . . . . . . . 501 16.9.10. Вой та-терапия как основа для других терапевтических подходов . . . . . . . . . . . . 501 Глава 17. Вспомогательные приспособления для кормления, еды и питья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503 17.1. Детские бутылки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503 17.2. Специальные детские бутылки . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 17.3. Поильники для обучения питью . . . . . . . . . . . . . . . . 507 17.4. Кружки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 509 17.5. Ложки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510 17.6. Другие вспомогательные приспособления . . . . . . . . . . 511 17.6.1. Соски-пустышки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511 17.6.2. Утолщенные рукоятки и изогнутые столовые приборы . . . . . . . . . . . . . . . . 512 17.6.3. Высокие бортики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513 17.6.4. Противоскользящий коврик . . . . . . . . . . . . . . 513 Указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514 Примечания редакторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531
Стр.17

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст