УДК 616.321-008.17-072.1-08
ББК 57.334.131,2-43-5
Н30
Н30
Нарушения глотания у детей. Междисциплинарный подход / авт. и сост.
ISBN 978-5-4212-0654-5
Монография «Нарушения глотания у детей. Междисциплинарный подход» является
С. Фрей ; пер. с нем. Е. Франц. — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 536 с. — Москва :
Теревинф, 2023. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital
Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
современным руководством, в котором представлены как теоретическая база, так и практика
диагностики и терапии.
Эрготерапевту Софи Фрей удалось собрать под одной обложкой работы признанных
специалистов международного уровня в общей и детской дисфагии. На русском языке
это первое издание, которое знакомит читателя с комплексным подходом к нарушению
приема пищи и глотания у детей.
Книга поможет медикам, педагогам, психологам, реабилитологам и родителям обУДК
616.321-008.17-072.1-08
ББК 57.334.131,2-43-5
Электронное издание на основе печатного издания: Нарушения глотания у детей. Междисциплинарный
подход / авт. и сост. С. Фрей ; пер. с нем. Е. Франц. — Москва : Теревинф,
2022. — 536 с. — ISBN 978-5-4212-0650-7. — Текст : непосредственный.
суждать проблемы глотания на одном языке и продуктивно сотрудничать для улучшения
качества жизни каждого ребенка.
This 1st edition of Pӓdiatrisches Dysphagiemanagement by Sophie Frey is published
by arrangement with Elsevier GmbH, Urban & Fischer Munich. All rights reserved.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами
защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или
выплаты компенсации.
ISBN 978-5-4212-0654-5
© «Теревинф», 2022
Стр.5
Оглавление
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
От составителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Предисловие к русскому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава 1. Анатомия и развитие структур,
значимых для глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
1.1. Внутриутробное развитие глотания
(структуры и функции) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
1.1.1. Эмбриональный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
1.1.2. Фетальный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.1.3. Итоги: Эмбриональное развитие глотания . . . . . . . 28
1.2 Анатомия органов, важных для глотания . . . . . . . . . . . . . 28
1.2.1. Голова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1.2.2. Нос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
1.2.3. Рот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
1.2.4. Губы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
1.2.5. Щеки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
1.2.6. Ротовая полость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
1.2.7. Челюсть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
1.2.8. Язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
1.2.9. Нёбо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
1.2.10. Глотка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1.2.11. Гортань . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
1.2.12. Подъязычная кость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
1.2.13. Трахея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
1.2.14. Легкие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
1.2.15. Пищевод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
1.2.16. Желудок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
1.2.17. Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Глава 2. Физиология глотания и приема пищи . . . . . . . . . . . 55
2.1 Сосать — Глотать — Дышать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
2.1.1 Сосание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
2.1.2 Глотание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2.1.3 Дыхание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
2.2 Рефлекторные реакции у маленьких детей . . . . . . . . . . . . 67
2.2.1 Рефлексы новорожденных,
непосредственно связанные с глотанием . . . . . . . . . . . 67
Стр.6
6
2.2.2 Безусловные рефлексы, связанные
с самостоятельным приемом пищи . . . . . . . . . . . . . . . 69
2.3. Становление общей моторики
и орофациальных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
2.3.1. Возраст 0–1 месяц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
2.3.2. Возраст 2 месяца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
2.3.3. Возраст 3 месяца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2.3.4. Возраст 4 месяца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2.3.5. Возраст 5 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
2.3.6. Возраст 6 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
2.3.7. Возраст 7–9 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
2.3.8. Возраст 10–12 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
2.3.9. Возраст 13–18 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
2.3.10. Возраст 19–24 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
2.3.11. Возраст 24–36 месяцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
2.4. Пищевые переходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
2.4.1. Переход от жидкости к каше . . . . . . . . . . . . . . . 77
2.4.2. Переход от сосания к питью . . . . . . . . . . . . . . . . 79
2.4.3. Переход от каши к твердой пище: жевание . . . . . . . 79
2.4.4. Итог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Глава 3. Грудное вскармливание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
3.1. Грудное вскармливание — это намного больше,
чем просто кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
3.2. Сосание и глотание — развитие орофациальной области . . . 87
3.2.1. Пренатальное развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
3.2.2. Значение оральных рефлексов и реакций . . . . . . . 90
3.2.3. Постнатальное развитие
и тактильно- кинестетическое восприятие . . . . . . . . . . 91
3.3. Практика грудного вскармливания . . . . . . . . . . . . . . . . 95
3.3.1. Основы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
3.3.2. Развитие связи между матерью и ребенком
во время грудного вскармливания . . . . . . . . . . . . . . . 96
3.3.3. Контроль грудного вскармливания,
целенаправленная стимуляция . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
3.3.4. Позы для кормления грудью . . . . . . . . . . . . . . . 98
3.3.5. Дети с особыми потребностями . . . . . . . . . . . . 100
3.4. Вспомогательные средства для грудного вскармливания . . 107
3.4.1. Альтернативные методы кормления . . . . . . . . . 107
3.4.2. Сцеживание молока и молокоотсосы . . . . . . . . . 108
3.5. Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Глава 4. Неврологические аспекты глотания . . . . . . . . . . . . 114
4.1. Основы нейроанатомии .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . 114
Стр.7
Оглавление
7
4.1.1. Строение центральной нервной системы . . . . . . . 114
4.2. Передний мозг и глотание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
4.2.1. Участки головного мозга, регулирующие глотание . 118
4.2.2. Асимметрия акта глотания . . . . . . . . . . . . . . . 120
4.2.3. Другие важные для глотания участки
переднего мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
4.2.4. Роль центра глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
4.3. Ствол головного мозга и глотание . . . . . . . . . . . . . . . . 125
4.3.1. Локализация и функции центров глотания . . . . . . 125
4.3.2. Роль ствола головного мозга в акте глотания . . . . . 127
4.4. Потеря функций черепно- мозговых нервов . . . . . . . . . . 129
4.4.1. Потеря функций
отдельных черепно- мозговых нервов . . . . . . . . . . . . 129
4.4.2. Бульбарный синдром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
4.5. Нервно- мышечные соединения и мышцы глотания . . . . . . 130
4.5.1. Нервно- мышечные соединения . . . . . . . . . . . . 130
4.5.2. Мышцы глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
4.6. Чувствительная иннервация лица, носа,
ротовой полости, глотки и гортани . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
4.6.1. Соматическая чувствительность . . . . . . . . . . . . 136
4.6.2. Сенсорная информация: вкус . . . . . . . . . . . . . . 137
4.7. Эмбриология: развитие отделов мозга,
отвечающих за глотание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
4.7.1. Нормальное развитие мозга . . . . . . . . . . . . . . . 137
4.7.2. Аномалии развития головного мозга . . . . . . . . . 140
Глава 5. Этиология детской дисфагии . . . . . . . . . . . . . . . . 146
5.1. Определение и классификация дисфагии . . . . . . . . . . . 146
5.2. Местные или анатомические причины . . . . . . . . . . . . . 148
5.2.1. Врожденные аномалии .
5.2.2. Опухоли и отеки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
5.2.3. Нарушение сенсорной регуляции. . . . . . . . . . . . 150
5.2.4. Ожог или травма ротовой полости,
глотки или пищевода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
5.2.5. Воспаления, в том числе средний гнойный отит . . . 151
5.2.6. Гортань/трахея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 149
5.3. Гастроэнтерологические причины. . . . . . . . . . . . . . . . 152
5.3.1. Заболевания пищевода . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
5.3.2. Гастроэзофагеальный рефлюкс . . . . . . . . . . . . . 154
5.3.3. Заболевания желудка и кишечника . . . . . . . . . . 154
5.4. Нейрогенные причины: центральная
и периферическая нервная система . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
5.4.1. Острые и хронические воспаления . . . . . . . . . . 157
5.4.2. Детский церебральный паралич . . . . . . . . . . . . 157
Стр.8
8
5.4.3. Пороки развития головного и спинного мозга . . . . 158
5.4.4. Черепно- мозговая травма и другие
приобретенные повреждения ЦНС . . . . . . . . . . . . . . 158
5.4.5. Повреждения черепных нервов . . . . . . . . . . . . . 159
5.4.6. Спиноцеребеллярная атаксия . . . . . . . . . . . . . . 159
5.4.7. Прогрессирующий супрануклеарный парез взора . . 160
5.4.8. Бульбарный синдром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
5.4.9. Псевдобульбарный синдром. . . . . . . . . . . . . . . 160
5.4.10. Дискинезия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
5.4.11. Опухоли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
5.4.12. Инъекции ботулотоксина (ботокса) . . . . . . . . . . 162
5.5. Нервно- мышечные причины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
5.5.1. Спинальная мышечная атрофия . . . . . . . . . . . . 163
5.5.2. Бульбоспинальная амиотрофия Кеннеди . . . . . . . 163
5.5.3. Наследственная полинейропатия . . . . . . . . . . . 163
5.5.4. Врожденный миастенический синдром . . . . . . . . 163
5.5.5. Мышечная дистрофия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
5.5.6. Поясно- конечностная мышечная дистрофия . . . . 164
5.5.7. Лице-лопаточно- плечевая мышечная дистрофия . . 164
5.5.8. Врожденная мышечная дистрофия . . . . . . . . . . 164
5.5.9. Окулофарингеальная мышечная дистрофия . . . . . 165
5.5.10. Врожденная миопатия . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
5.5.11. Дистрофическая миотония 1-го типа . . . . . . . . 165
5.5.12. Атаксия Фридрейха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
5.5.13. Ювенильный полимиозит и дерматомиозит . . . . 166
5.6. Нейрометаболические причины . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
5.6.1. Нарушения обмена цикла мочевины . . . . . . . . . 166
5.6.2. Нарушения обмена аминокислот . . . . . . . . . . . . 166
5.6.3. Органическая ацидемия . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
5.6.4. Нарушение обмена пуриновых
и пиримидиновых оснований . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
5.6.5. Митохондриальные заболевания . . . . . . . . . . . . 169
5.6.6. Пероксисомные заболевания . . . . . . . . . . . . . . 170
5.6.7. Лизосомные нарушения . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
5.6.8. Наследственные метаболические миопатии . . . . . 171
5.6.9. Болезнь Вильсона, болезнь Менкеса . . . . . . . . . . 172
5.6.10. Синдром дефицита креатина . . . . . . . . . . . . . 172
5.6.11. Наследственная непереносимость фруктозы . . . . 172
5.6.12. Синдром Смита- Лемли- Опица . . . . . . . . . . . . 172
5.6.13. Врожденное нарушение гликозилирования . . . . . 172
5.6.14. Биотин- чувствительная болезнь
базальных ганглиев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
5.7. Генетические нарушения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
5.7.1. Синдром Мёбиуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Стр.9
Оглавление
9
5.7.2. Трисомия 21 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
5.7.3. Синдром Прадера- Вилли . . . . . . . . . . . . . . . . 174
5.7.4. Синдром Ангельмана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
5.7.5. Синдром Беквита- Видемана . . . . . . . . . . . . . . 175
5.7.6. Секвенция Пьера Робена . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
5.7.7. Артрогрипоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
5.7.8. Синдром Райли- Дея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
5.7.9. Синдром Корнелии де Ланге . . . . . . . . . . . . . . 176
5.7.10. Синдром Вильямса- Бойрена . . . . . . . . . . . . . . 176
5.7.11. Синдром CHARGE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
5.7.12. Факоматозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
5.7.13. Синдром Рассела–Сильвера . . . . . . . . . . . . . . 176
5.7.14. Синдром Фримена- Шелдона . . . . . . . . . . . . . . 177
5.7.15. Синдром псевдокамптодактилии тризма . . . . . . 177
5.7.16. Синдром Шварца- Джампеля . . . . . . . . . . . . . . 177
5.7.17. Синдром MASA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
5.7.18. Кардио- фацио-кожный синдром . . . . . . . . . . . 177
5.7.19. Синдром Фелан- МакДермид . . . . . . . . . . . . . . 178
5.7.20. Синдром делеции 22q11. . . . . . . . . . . . . . . . . 178
5.8. Другие заболевания, ведущие к дисфагии . . . . . . . . . . . 178
Глава 6. Орофарингеальная дисфагия . . . . . . . . . . . . . . . . 181
6.1. Нарушение глотания — обобщенное определение . . . . . . 181
6.1.1. Клинические случаи: у всех ли этих детей
«нарушение глотания»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
6.2. Ясность в джунглях понятия «нарушение глотания» . . . . . 185
6.2.1. Орофарингеальная дисфагия . . . . . . . . . . . . . . 186
6.2.2. Расстройство приема пищи в младенческом
и детском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
6.2.3. Пищеводная дисфагия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
6.3. Основные симптомы орофарингеальной дисфагии . . . . . 187
6.3.1. Аспирационная пневмония . . . . . . . . . . . . . . . 188
6.3.2. Повышенная температура тела . . . . . . . . . . . . . 190
6.3.3. Осипший/«влажный» голос (wet voice) . . . . . . . . 191
6.3.4. Задержка физического развития . . . . . . . . . . . . 192
6.3.5. Истерический комок/ощущение кома в горле . . . . 192
6.3.6. Кашель/откашливание . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
6.3.7. Нарушение моторики рта . . . . . . . . . . . . . . . . 195
6.3.8. Отказ от еды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
6.3.9. Неврологические заболевания . . . . . . . . . . . . . 197
6.3.10. Слюнотечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
6.3.11. Рвота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
6.4. Шесть примеров с пояснениями . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Стр.10
10
Глава 7. Расстройство приема пищи в младенческом
и детском возрасте и переход от зондового кормления
к питанию через рот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
7.1. Появление и течение расстройства приема пищи
и необходимость кормления через зонд . . . . . . . . . . . . . . 212
7.2. Расстройство приема пищи
или нарушенный прием пищи у детей? . . . . . . . . . . . . . . . 214
7.3. Междисциплинарная диагностика расстройства
приема пищи . .
7.3.1. Дармштадтские рекомендации . . . . . . . . . . . . . 218
7.3.2. Необходимость междисциплинарной
диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 217
7.4. Терапия расстройства приема пищи и переход
от зондового кормления к питанию через рот . . . . . . . . . . . 220
7.4.1. Этап адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
7.4.2. Этап редукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
7.4.3. Интенсивный этап и терапия расстройства
приема пищи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
7.4.4. Этап стабилизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
7.4.5. Последующее наблюдение и контроль . . . . . . . . . 224
7.5. Оценка результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
7.6. Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Глава 8. Клиническая диагностика дисфагии . . . . . . . . . . . 230
8.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
8.2. Комплексное обследование ребенка . . . . . . . . . . . . . . 231
8.3. Косвенные и прямые признаки дисфагии . . . . . . . . . . . 234
8.3.1. Косвенные признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
8.3.2. Прямые признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
8.4. Три основных компонента клинической диагностики
дисфагии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
8.4.1. Первый компонент диагностики: анамнез . . . . . . 239
8.4.2. Второй компонент диагностики: наблюдение
в состоянии покоя и функциональная оценка . . . . . . . 242
8.4.3. Третий компонент:
наблюдение за приемом пищи . . . . . . . . . . . . . . . . 246
8.5. Клиническая диагностика дисфагии
по возрастным группам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
8.5.1. Клиническая диагностика дисфагии у новорожденных
и недоношенных детей, находящихся
в отделении реанимации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
8.5.2. Клиническая диагностика дисфагии у младенцев . . 255
8.5.3. Клиническая диагностика дисфагии у детей раннего
(1–3 года) и более старшего возраста . . . . . . . . . . . . . 257
Стр.11
Оглавление
11
8.6. Подведение итогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
8.7. Пример результата обследования . . . . . . . . . . . . . . . . 261
8.8. Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Глава 9. Менеджмент детской дисфагии . . . . . . . . . . . . . . 267
9.1. Основы менеджмента дисфагии . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
9.1.1. Международная классификация функционирования,
ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) . . . . 269
9.1.2. Рекомендации в качестве ориентира . . . . . . . . . 270
9.2. Междисциплинарная команда . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
9.2.1. Междисциплинарная работа . . . . . . . . . . . . . . 276
9.2.2. Междисциплинарные специализации . . . . . . . . . 279
Глава 10. Эндоскопическая оценка глотания (FEES)
у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
10.1. Общие требования к проведению обследования . . . . . . 286
10.1.1. Врач, проводящий оценку, специалист
по дисфагии и родители или помощники . . . . . . . . . . 286
10.1.2. Анамнез и диагностическая задача . . . . . . . . . . 287
10.1.3. Эндоскопы и документация . . . . . . . . . . . . . . 287
10.1.4. Осложнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
10.1.5. Противопоказания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
10.2. Подготовка к эндоскопической оценке глотания . . . . . . 289
10.2.1. Аспирационное устройство/готовность
к отсасыванию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
10.2.2. Трахеостомические трубки . . . . . . . . . . . . . . . 290
10.2.3. Назогастральный зонд . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
10.2.4. Анестезия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
10.2.5. Позиционирование пациента . . . . . . . . . . . . . 292
10.2.6. Расположение врача,
проводящего обследование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
10.2.7. Тестируемые продукты . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
10.3. Ход обследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
10.3.1. Осмотр полости рта и глотки . . . . . . . . . . . . . 293
10.3.2. Эндоскопическая оценка анатомических структур
и их функционирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
10.3.3. Попытки глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
10.4. Оценка попыток глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
10.4.1. Защита нижних дыхательных путей . . . . . . . . . 305
10.4.2. Берлинский индекс дисфагии . . . . . . . . . . . . . 305
10.4.3. Основы принятия решений . . . . . . . . . . . . . . 309
10.5. Амбулаторная эндоскопическая оценка глотания . . . . . . 310
10.6. Стационарная эндоскопическая оценка глотания . . . . . . 310
Стр.12
12
Глава 11. Видеофлюороскопия глотания (VFSS) у младенцев
и детей младшего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
11.1. Общие сведения: что такое видеофлюороскопия?. . . . . . 316
11.2. Указания по проведению
видеофлюороскопии глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
11.3. Общая информация о видеофлюороскопии глотания . .
11.3.1. Показания для видеофлюороскопического
исследования глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
11.3.2. Мнения о безопасности облучения . . . . . . . . . . 323
.
11.4.3. Порядок проведения исследования . . . . . . . . . 328
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 320
11.4. Процесс проведения видеофлюороскопии глотания . . . . 324
11.4.1. Подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
11.4.2. Оборудование . .
. 327
11.5. Достоинства и недостатки
видеофлюороскопии глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
11.5.1. Достоинства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
11.5.2. Недостатки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
11.6. Расшифровка и интерпретация результатов
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
11.6.1. Оценка результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
11.6.2. Компетентность специалиста,
проводящего исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
11.6.3. Результаты видеофлюороскопии глотания
на отдельных фазах глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
11.9. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . 355
11.7. Рекомендации по лечению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
11.8. Степень изученности .
Глава 12. Обзор симптомов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
12.1. Преоральная фаза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
12.2. Ротовая подготовительная фаза . . . . . . . . . . . . . . . . 363
12.3. Ротовая фаза глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
12.4. Глоточная фаза глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
12.5. Пищеводная фаза глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
Глава 13. Основы терапии детской дисфагии (PÄDY) . . . . . . 371
13.1. Работа с особыми детьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
13.1.1. Создание условий для обучения . . . . . . . . . . . 372
13.1.2. Терапевтическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
13.1.3. Уважение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
13.1.4. Чуткость и внимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
13.2. Коммуникация с детьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
13.3. Восприятие и внимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
13.3.1. Восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
Стр.13
Оглавление
13
13.3.2. Внимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381
13.4. Нормальный постуральный тонус и движения . . . . . . . 383
13.4.1. Опорная поверхность . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
13.4.2. Нормальные движения . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
13.4.3. Нормальные движения и глотание . . . . . . . . . . 386
13.5. Терапия: планирование и постановка цели . . . . . . . . . 387
13.6. Проведение терапевтической сессии . . . . . . . . . . . . . 388
13.6.1. Условия терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389
13.6.2. Комфорт ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389
13.6.3. Оценка мышечного тонуса ребенка . . . . . . . . . 390
13.6.4. Восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
13.6.5. Терапевтические мероприятия . . . . . . . . . . . . 390
Глава 14. Роль родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
14.1. Размышления о работе с родителями . . . . . . . . . . . . . 393
14.2. Ситуация родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
14.3. Взаимодействие с родителями
на различных этапах терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
14.3.1. Работа с родителями на этапе диагностики . . . . . 396
14.3.2. Работа с родителями во время терапии . . . . . . . 397
14.3.3. Завершение терапии. Контрольный прием . . . . . 401
14.3.4. Прерывание терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Глава 15. Терапевтические мероприятия PÄDY . . . . . . . . . . 403
15.1. Обзор терапевтических мероприятий . . . . . . . . . . . . . 403
15.1.1. Компенсаторные мероприятия . . . . . . . . . . . . 404
15.1.2. Реабилитационные мероприятия . . . . . . . . . . . 405
15.2. Позиционирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406
15.2.1. Почему позиционирование так важно? . . . . . . . 407
15.2.2. Критерии позиционирования . . . . . . . . . . . . . 409
15.2.3. Варианты позиционирования . . . . . . . . . . . . . 410
15.2.4. Материал для позиционирования . . . . . . . . . . 412
15.2.5. Позиционирование и глотание . . . . . . . . . . . . 413
15.3. Позиционирование младенцев
и детей младшего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
15.3.1. Положение для кормления
и проведения терапевтических мероприятий . . . . . . . 415
15.3.2. Положение для отдыха . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
15.4. Адаптация пищи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
15.4.1. Подбор консистенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
15.4.2. Сенсорное восприятие пищи . . . . . . . . . . . . . 422
15.4.3. Количество пищи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
15.5. Техники глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
15.5.1. Частота глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
Стр.14
14
15.5.2. Кашель как техника очистки . . . . . . . . . . . . . . 426
15.5.3. Интенсивное глотание . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
15.5.4. Упражнение Мендельсона . . . . . . . . . . . . . . . 426
15.5.5. Глоток над голосовой щелью . . . . . . . . . . . . . 428
15.6. Изменения положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
15.6.1. Техника «Наклон головы вперед» . . . . . . . . . . . 430
15.6.2. Техника «Запрокидывание головы назад» . . . . . . 431
15.6.3. Техника «Поворот головы» . . . . . . . . . . . . . . . 431
15.6.4. Техника «Наклон головы в сторону» . . . . . . . . . 432
15.7. Регуляция мышечного тонуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
15.7.1. Техники регуляции тонуса . . . . . . . . . . . . . . . 433
15.8. Фасилитация движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436
15.9. Контроль челюсти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437
15.10. Пальпация гортани . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
15.11. Десензибилизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
15.11.1. Боязнь прикосновений . . . . . . . . . . . . . . . . 441
15.11.2. Тактильная защита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
15.12. Упражнение «Поезд» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
15.13. Волшебный мешочек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
15.13.1. Подготовка жевательного мешочка . . . . . . . . . 447
15.13.2. Проведение упражнения
с волшебным мешочком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
15.13.3. Вариации игры с волшебными мешочками . . . . 448
15.14. Подвижность языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
15.14.1. Гипотонус языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
15.14.2. Гипертонус языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
15.14.3. Выталкивание/протрузия языка . . . . . . . . . . . 451
15.14.4. Латеральные движения языка . . . . . . . . . . . . 452
15.15. Температурная стимуляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
15.16. Функции глотки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455
15.16.1. Упражнение «Перевод взгляда вниз» . . . . . . . . 455
15.16.2. Глотание с высунутым языком
(«Кража языка»). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
15.16.3. Другие варианты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
15.17. Слюнотечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457
15.17.1. Сниженная частота глотания . . . . . . . . . . . . . 457
15.17.2. Сниженное внутриротовое восприятие . . . . . . . 459
15.17.3. Нарушение моторики рта . . . . . . . . . . . . . . . 459
15.18. Стимуляция сосания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459
15.19. Фасилитация глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461
15.20. «Экстренные мероприятия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
15.20.1. Предотвращение рефлекторного сжимания
челюстей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
Стр.15
Оглавление
15
15.20.2. Способы раскрытия
рефлекторно сжавшихся челюстей . . . . . . . . . . . . . . 464
15.20.3. Поддержка кашля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464
Глава 16. Терапевтические подходы . . . . . . . . . . . . . . . . . 467
16.1. Базальная стимуляция для приема пищи,
питья и глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469
16.1.1. Историческая справка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469
16.1.2. Основа терапевтического подхода . . . . . . . . . . 470
16.1.3. Поддержка приема пищи, питья и глотания . . . . 470
16.4. Терапия орофациального комплекса (F.O.T.T.) . . . . . . . . 477
16.4.1. Проблемный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478
16.4.2. Предпосылки, перспективы и подходы . . . . . . . 479
16.4.3. Терапевтический подход . . . . . . . . . . . . . . . . 479
16.4.4. Обучение ежедневному уходу за ребенком . . . . . 480
16.4.5. Важность преоральной фазы . . . . . . . . . . . . . 481
16.4.6. Курсы повышения квалификации . . . . . . . . . . . 482
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 474
16.2. Бобат-терапия: терапевтическая помощь
при глотании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
16.3. Метод Кастильо Моралеса®
при нарушении глотания у детей . .
16.5. Миофункциональная терапия . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
16.5.1. Отличие дисфагии
от миофункциональных нарушений . . . . . . . . . . . . . 483
16.5.2. Симптомы миофункциональных нарушений . . . . 484
16.5.3. Причины миофункциональных нарушений . . . . 484
16.5.4. Возможные последствия
нескорректированных миофункциональных
нарушений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
16.5.5. Профилактика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
16.5.6. Миофункциональная терапия . . . . . . . . . . . . . 486
16.6. Нейромоторный контроль по Брондо . . . . . . . . . . . . . 487
16.6.1. Определение и основные положения . . . . . . . . 487
16.6.2. Цели терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488
16.6.3. Содержание терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 489
16.7. Остеопатия и менеджмент детской дисфагии . . . . . . . . 490
16.8. Лечение детской дисфагии по методу Пёрнбахера . . . . . 493
16.8.1. Менеджмент терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493
16.9. Вой та-терапия как комплексный подход
к лечению нарушения глотания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496
16.9.1. Рефлекторная локомоция . . . . . . . . . . . . . . . 497
16.9.2. Улучшение сенсомоторных функций . . . . . . . . . 498
16.9.3. Глотание как часть рефлекторной локомоции . . . 498
16.9.4. Рефлекторное ползание . . . . . . . . . . . . . . . . 498
Стр.16
16
16.9.5. Рефлекторное переворачивание . . . . . . . . . . . 499
16.9.6. Показания к применению Вой та-терапии . . . . . 500
16.9.7. Противопоказания к назначению
Вой та-терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500
16.9.8. Проведение Вой та-терапии . . . . . . . . . . . . . . 500
16.9.9. Участие родителей в терапии . . . . . . . . . . . . . 501
16.9.10. Вой та-терапия как основа
для других терапевтических подходов . . . . . . . . . . . . 501
Глава 17. Вспомогательные приспособления для кормления,
еды и питья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
17.1. Детские бутылки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
17.2. Специальные детские бутылки . . . . . . . . . . . . . . . . . 505
17.3. Поильники для обучения питью . . . . . . . . . . . . . . . . 507
17.4. Кружки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 509
17.5. Ложки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510
17.6. Другие вспомогательные приспособления . . . . . . . . . . 511
17.6.1. Соски-пустышки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511
17.6.2. Утолщенные рукоятки
и изогнутые столовые приборы . . . . . . . . . . . . . . . . 512
17.6.3. Высокие бортики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513
17.6.4. Противоскользящий коврик . . . . . . . . . . . . . . 513
Указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514
Примечания редакторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531
Стр.17