Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024

54 инструмента эффективной психотерапии взрослых и детей (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЛеоненко Елена Анатольевна
АвторыТимошенко Галина Валентиновна
ИздательствоГалактика
Страниц277
ID834929
АннотацияЕсли вы — практикующий психолог или психотерапевт и предпочитаете понимать, что вы делаете в своей профессиональной деятельности, то предлагаемый в этой книге метод предназначен именно для вас. Мы создавали его как единую целостную систему, все части которой неразрывно связаны друг с другом. Все, что входит в этот метод, основано на оригинальной авторской модели личности и 20-летнем практическом опыте применения.
Кому рекомендованоДанное издание предназначено для начинающих и практикующих психологов.
ISBN978-5-6044122-1-3
УДК615.851
ББК88.4.3
Леоненко, Е. А. 54 инструмента эффективной психотерапии взрослых и детей / Г. В. Тимошенко; Е. А. Леоненко .— : Галактика, 2022 .— 277 с. : ил. — ISBN 978-5-6044122-1-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/834929 (дата обращения: 01.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

54_инструмента_эффективной_психотерапии_взрослых_и_детей.pdf
УДК 615.851 ББК 88.4.3 Л47 Л47 Леоненко Е. А., Тимошенко Г. В. 54 инструмента эффективной психотерапии взрослых и детей. – М.: КТК «Галактика», 2022. – 276 с.: ил. ISBN 978-5-6044122-1-3 Если вы – практикующий психолог или психотерапевт и предпочитаете понимать, что вы делаете в своей профессиональной деятельности, то предлагаемый в этой книге метод предназначен именно для вас. Мы создавали его как единую целостную систему, все части которой неразрывно связаны друг с другом. Все, что входит в этот метод, основано на оригинальной авторс кой психологов. модели личности и 20-летнем практическом опыте применения. Данное издание предназначено для начинающих и практикующих Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную точность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги. ISBN 978-5-6044122-1-3 © Леоненко Е. А., Тимошенко Г. В., 2022 © Оформление, издание, КТК «Галактика», 2022
Стр.3
Оглавление Введение ......................................................................................... 8 Раздел I. Теоретические основы метафорической психотерапии ............................................................................11 Часть I. Модель личности в метафорической психотерапии ........................................................................12 Глава 1. Представление о здоровом личностном функционировании ...............................................................................12 Глава 2. Картина мира человека ...............................................................18 Глава 3. Жизненная позиция человека ...................................................21 Глава 4. Базовые умения человека ..........................................................30 Часть II. Раннее развитие человека в норме и патологии 33 Глава 5. Первый этап раннего развития человека ............................33 5.1. Освоение как инструмент создания картины мира ......................33 5.2. Критерий оценки фрагментов реальности с точки зрения доставляемого ими удовольствия ...................................................... 37 5.3. Базовое умение чувствовать себя ........................................................40 Глава 6. Второй этап раннего развития человека ..............................42 6.1. Определение как инструмент создания картины мира...............42 6.2. Критерий оценки фрагментов реальности с точки зрения качественной дифференциации удовольствия-неудовольствия ...46 6.3. Базовое умение осознавать реальность ............................................48 Глава 7. Третий этап раннего развития человека ...............................51 7.1. Установление причинно-следственных связей как инструмент создания картины мира .........................................................................51 Глава 8. Четвертый этап раннего развития человека .......................60 8.1. Понимание жизненных закономерностей как инструмент создания картины мира .........................................................................60 8.2. Критерий оценки фрагментов реальности с точки зрения их итоговой значимости .........................................................................62 8.3. Базовое умение рефлексировать свою жизнедеятельность .....65 7.2. Критерий оценки фрагментов реальности с точки зрения итоговой выигрышности взаимодействия с ними .....................53 7.3. Базовое умение прилагать усилия ....................................................... 57 3
Стр.4
Глава 9. Классификация личностных нарушений ..............................73 9.1. Представление о личностных типах ....................................................73 9.2. Запретный личностный тип.....................................................................78 9.3. Долговой личностный тип........................................................................80 9.4. Смешанный личностный тип ..................................................................81 Часть III. Межличностные системы как объект воздействия детской метафорической психотерапии ..........................86 Глава 10. Семья как специфическая межличностная система ......86 10.1. Представление о межличностной системе ....................................86 10.2. Виды межличностных систем ..............................................................93 10.3. Характеристики обменной семейной системы ............................96 10.4. Характеристики продуктивной семейной системы ....................99 Раздел II. Работа с взрослыми клиентами .............................105 Глава 11. Основные положения практической метафорической психотерапии .......................................................................................106 4 11.1. Метафоры как основной материал психотерапевтического процесса .................................................................................................... 106 11.2. Структура психотерапевтического процесса ............................. 113 11.3. Механизм эффективности психотерапевтического процесса и критерии его успешности ........................................... 115 11.4. Основные принципы практической метафорической психотерапии ........................................................................................... 120 Глава 12. Технология практической работы ......................................124 12.1. Организационный этап ....................................................................... 125 Инструмент 1. Построение целостного образа услышанного .................127 Инструмент 2. Обнаружение ключевых слов истории ...............................128 Инструмент 3. Обнаружение позиционных слов и выражений .............129 Инструмент 4. Формулировка сути истории ...................................................131 Инструмент 5. Поиск наиболее энергетичного нарушения .....................132 Инструмент 6. Формулировка сути ключевого нарушения в соотнесении с реалиями клиента ........................................................134 12.2. Деструктивный и конструктивный этапы ......................................137 Инструмент 8. Разрушение имеющихся у клиента представлений ......140 Инструмент 8.1. Отсутствие эмоционального содержания в определении.....................................................................................................141 Инструмент 8.2. Наличие в формулировке определения неконкретных и неоднозначных слов ...................................................141 Инструмент 8.3. Неприемлемость для самого клиента неизбежных последствий имеющегося у него определения ..................................142 Инструмент 7. Формулировка описания жизни в условиях отсутствия этого нарушения и необходимых для этого терапевтических действий .............................................................................................................136 Оглавление
Стр.5
Оглавление Инструмент 8.4. Отсутствие или неадекватность родового понятия для определяемого слова ...........................................................................142 Инструмент 9. Разрушение имеющихся у клиента представленийо собственной вертикальной позиции ......................................................143 Инструмент 10. Разрушение имеющихся у клиента способов оценки реальности ........................................................................................144 Инструмент 10.1. Разрушение критерия удовольствия-неудовольствия ... 144 Инструмент 10.2. Разрушение критерия качественной дифференциации удовольствия-неудовольствия .............................147 Инструмент 10.3. Разрушение критерия выигрышности-проигрышности......147 Инструмент 10.4. Разрушение критерия положительной-отрицательной значимости ........................................................................................................149 Инструмент 11. Разрушение имеющихся у клиента принципиальных способов действия .........................................................................................149 Инструмент 12. Помощь клиенту в создании новых, конструктивных представлений .................................................................................................151 5 Инструмент 12.1. Создание определения по обобщению ........................151 Инструмент 12.2. Создание определения по основным характеристикам ............................................................................................152 Инструмент 12.3. Создание определения от противного..........................153 Инструмент 12.4. Подведение к нужному выводу .......................................155 Инструмент 13. Помощь клиенту в смене его вертикальной позиции ......159 Инструмент 13.1. Мотивационный алгоритм смены позиции ................159 Инструмент 13.2. Предметный алгоритм смены позиции ........................160 Инструмент 14. Помощь клиенту в построении новых, конструктивных алгоритмов конкретных действий...........................................................161 Инструмент 14.1. Алгоритм предъявления критериев настоящего «хочу» ..................................................................................................................161 Инструмент 14.2. Формирование алгоритма конкретного действия ...164 12.3. Особенности групповой работы ...................................................... 165 12.4. Техническое обеспечение практической работы ..................... 169 Инструмент 1-и. Использование различных проявлений клиента как модели его устойчивых жизненных паттернов .................................174 Инструмент 2-и. Использование различных вариантов поведения терапевта для реализации отражающей функции метафоры .....176 Инструмент 3-и. Конструирование деструктивных вербальных или предметных метафор, связанных с объективной реальностью ..179 Инструмент 4-и. Создание конструктивных вербальных или предметных метафор, связанных с объективной реальностью ..181 Инструмент 5-и. Конструирование вербальных метафор ........................185 Инструмент 6-и. Конструирование предметных метафор ........................187 Раздел III. Практическая работа с детьми .............................191 Глава 13. Основные положения детской метафорической психотерапии .......................................................................................192 13.1. Специфика детской психотерапии ................................................. 192
Стр.6
13.2. Механизмы эффективности детской метафорической психотерапии ........................................................................................... 198 13.3. Основные принципы практической детской психотерапии ....203 13.4. Организационные аспекты ................................................................ 204 Глава 14. Технология практической работы ...................................... 207 14.1. Организационный этап в работе с детьми до 10 лет ..............207 Инструмент 15. Понимание целостного сюжета игры ...............................210 Инструмент 16. Поиск специфики использования ребенком в его игровой и исследовательской деятельности инструментов создания картины мира ...............................................................................211 Инструмент 17. Поиск проявления ребенком его вертикальной позиции ..............................................................................................................212 Инструмент 18. Исследование специфики способов действия ребенка ...............................................................................................................213 Инструмент 19. Сопоставление информации, полученной из игры ребенка, с информацией, полученной от родителей ......................214 6 Инструмент 20. Поиск и классификация конфликта, проявленного в игре ребенка .................................................................................................216 Инструмент 20.1. Определение типа внешнего конфликта, проявленного в игре ребенка ...................................................................216 Инструмент 20.2. Анализ стратегии ребенка в ходе конфликта ............217 Инструмент 20.3. Работа терапевта в ситуациях, когда ребенок не включает в свою игровую деятельность конфликт ....................218 Инструмент 21. Анализ уровня контакта ребенка .......................................220 14.2. Организационный этап в работе с подростками, предъявляющими собственный запрос ........................................ 222 Инструмент 22. Построение целостного образа рассказа подростка .... 224 Инструмент 23. Анализ результатов парного цветового теста М. Люшера .............................................................................................225 Инструмент 24. Анализ продуктивной деятельности подростка ...........229 Инструмент 24.1. Выбор инструкции .................................................................229 Инструмент 24.2. Определение типа композиции .......................................230 Инструмент 24.3. Исследование конфликта ...................................................234 Инструмент 25. Обнаружение наиболее энергетичного нарушения ...235 Инструмент 26.Формулировка сути ключевого нарушения в соотнесении с конфликтом, предъявленным подростком .........236 Инструмент 27. Формулировка описания жизни в условиях отсутствия ключевого нарушения и необходимых подростку для этого личностных изменений ................................................................................237 14.3. Организационный этап в работе с подростками без собственного запроса .................................................................. 238 Инструмент 28. Анализ игровой стратегии подростка ...............................240 Инструмент 29. Обсуждение тем, предпочитаемых подростком ...........241 14.4. Деструктивный и конструктивный этапы в работе с детьми до 10 лет ................................................................................. 242 Оглавление
Стр.7
Оглавление Инструмент 30. Создание условий для начала ребенком игровой деятельности ....................................................................................................252 Инструмент 31. Помощь ребенку в трансформации псевдоигровой деятельности в игровую ..............................................................................252 Инструмент 32. Прояснение и обострение конфликта ..............................253 Инструмент 33. Разрушение имеющихся у ребенка представлений ...253 Инструмент 34. Помощь ребенку в трансформации представлений ...253 Инструмент 35. Разрушение критериев оценки реальности ребенка ... 254 Инструмент 36. Помощь ребенку в освоении адекватных критериев оценки и позиции на равных ....................................................................254 Инструмент 37. Разрушение имеющихся у ребенка способов действия .............................................................................................................255 Инструмент 38. Помощь ребенку в освоении алгоритмов конкретных действий ...................................................................................256 14.5. Деструктивный и конструктивный этапы в работе с подростками, предъявляющими собственный запрос .........257 Инструмент 40. Прояснение конфликта ...........................................................259 Инструмент 41. Исследование имеющихся у подростка представлений .................................................................................................260 7 Инструмент 42. Исследование используемых подростком в конфликте способов действия ..............................................................260 Инструмент 43. Исследование последствий имеющегося у подростка конфликта ................................................................................260 14.6. Деструктивный и конструктивный этапы в работе с подростками без собственного запроса ................................... 261 Инструмент 45. Введение терапевтом имеющейся у него информации в разговор с подростком .................................................263 Инструмент 45.1. Обсуждение ошибок в ходе совместной настольной игры .............................................................................................263 Инструмент 45.2. Исследование вариантов альтернативного развития игры ..................................................................................................264 Инструмент 45.3. Осуществление альтернативных вариантов игры ...264 Инструмент 45.4. Обсуждение действий персонажей фильмов и книг ....264 14.7. Работа с родителями ............................................................................. 265 Инструмент 46. Предъявление родителям итоговой диагностической версии .............................................................................269 Инструмент 47. Предъявление родителям информации о неадекватных характеристиках семейных систем .......................270 Инструмент 39. Помощь ребенку в переносе нового понимания конфликта на реальную жизнь .................................................................256 Инструмент 44. Помощь подростку в переносе его нового понимания конфликта на реальную жизнь .........................................261 Инструмент 48. Описание необходимой родителям конструктивной стратегии взаимодействия с ребенком .................................................271 Заключение .................................................................................274
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст