ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социально-культурных коммуникаций
Кафедра социально-художественного образования
СКУЛЬПТУРА
И ПЛАСТИЧЕСКОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность
Изобразительное искусство
Уровень бакалавриата
Сургут
2021
Стр.1
УДК 73(078)
ББК 85.13я81
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического
сопровождения образовательного процесса
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Методические рекомендации утверждены
на заседании кафедры социально-художественного образования
17 декабря 2019 года, протокол № 5
Рецензент:
Незнаева Ю.Ю., к.п.н., доцент
кафедры социально-художественного образования
БУ «Сургутского государственного педагогического университета»
С 46 Скульптура и пластическое моделирование: : методические
рекомендации : направление подготовки 44.03.01 Педагогическое
образование, направленность «Изобразительное искусство»
(уровень бакалавриата) / составитель : О. А. Рябова. – Сургут:
РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2021. – 46, [1] с. – Текст: непосредственный.
Методические рекомендации по дисциплине «Скульптура и пластическое
моделирование» включают материалы по организации контактной и самостоятельной
работы обучающихся, указания по выполнению практических работ.
Пособие адресовано обучающимся по направлению подготовки бакалавриата
44.03.01 Педагогическое образование / Направленность «Изобразительное
искусство».
УДК 73(078)
ББК 85.13я81
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................ 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СКУЛЬПТУРЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................ 6
УЧЕБНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ .......................................................... 8
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОСНОВНЫХ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................ 9
РАЗДЕЛ № 1. ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЛЬЕФА
ВВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
ТЕМА 1. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ СКУЛЬПТУРЫ ............................ 12
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1
ТЕМА 2. ЛЕПКА ГИПСОВОЙ РОЗЕТКИ ........................................................ 17
РАЗДЕЛ № 2. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2
ТЕМА 3. ЛЕПКА ЧАСТЕЙ ЛИЦА ДАВИДА .................................................... 23
ЗАДАНИЕ № 1. ЛЕПКА ЧАСТИ ЛИЦА ДАВИДА. УХО .......................... 23
ЗАДАНИЕ № 2. ЛЕПКА ЧАСТИ ЛИЦА ДАВИДА. ГЛАЗ ........................ 27
ЗАДАНИЕ № 1. ЛЕПКА ЧАСТИ ЛИЦА ДАВИДА. НОС ......................... 30
ЗАДАНИЕ № 1. ЛЕПКА ЧАСТИ ЛИЦА ДАВИДА. ГУБЫ........................ 33
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 3
ТЕМА 4. ЛЕПКА ГИПСОВОЙ МАСКИ ДИАНЫ ............................................. 36
ГЛОССАРИЙ ............................................................................................... 39
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ............... 45
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические рекомендации предназначены для организации
аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся и реализации целей и задач учебной дисциплины
«Скульптура и пластическое моделирование», согласно учебному
плану основной профессиональной образовательной программы
по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое
образование, направленность «Изобразительное искусство».
В процессе освоения дисциплины обучающиеся используют
межпредметные связи: знания, умения, навыки, опыт,
сформированные в процессе изучения дисциплин: «История
изобразительного искусства», «Основы теории декоративноприкладного
искусства с практикумом», «Рисунок», «Живопись»,
«Композиция».
«Скульптура и пластическое моделирование» помогает
формированию профессиональных компетенций будущих художников-педагогов,
способствует развитию объемно-пространственного
мышления, образного видения, пластического моделирования
формы, художественного вкуса. Овладению инструментами,
материалами, различными техническими и приемами
при работе со скульптурным пластилином, приобретение
обучающимися знаний умений и навыков, необходимых для
творческой работы в области скульптуры.
Навыки по освоению скульптуры развиваются постепенно
в процессе работы, в том случае если обучающиеся работают
осознанно, соблюдая последовательность работы, ставят цель
грамотно выполнить поставленные задачи по выполнению заданий.
Полное понимание формы позволит добиться точного
сходства характерных черт и выразительности линий с гипсовыми
оригиналами. «Скульптура и пластическое моделирование»
способствует объемно-пространственному представлению
пропорций и особенностей человеческого лица и головы.
Учебно-методические рекомендации состоят из двух основных
разделов, делящих методические рекомендации на две
основные части, разделы в свою очередь состоят из учебных
4
Стр.4
элементов, в которые входят цели и задачи каждой темы задания,
планируемые результаты, этапы выполнения и самостоятельная
работа. Первый вводный учебный элемент состоит из необходимой
материально-технической базы инструментов и материалов
дисциплины, описания их специфических качеств и особенностей
работы в материале из скульптурного пластилина. Второй
учебный элемент состоит из особенностей лепки формы
гипсовой розетки с натурного оригинала. Третий учебный элемент
состоит из особенностей лепки частей лица Давида, анатомических
характеристик, и четвертый, заключительный учебный
элемент, содержит лепку гипсовой маски Дианы, ее пропорциональных
нюансов и элементов формы.
Методические рекомендации в настоящее время представляют
комплекс разработанных и выстроенных в единый
блок практических заданий, которые апробированы на практике
и в полной степени раскрывают и помогают в работе над данной
дисциплиной «Скульптура и пластическое моделирование».
5
Стр.5