УДК 376.3(075.8)
ББК 74.6я73
Е50
Рецензенты:
Л.Я. Миссуловин, доктор психологических наук, профессор
(Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина)
Ю.А. Королева, кандидат психологических наук, доцент,
зав. кафедрой специальной психологии (ОГПУ)
О.В. Елецкая — кандидат педагогических наук, доцент Ленинградского государственного
университета имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Научный редактор:
Е50
Елецкая О.В., Сорокин В.М., Матвеева М.В., Логинова Е.А., Щукин А.В.
Специальная психология : учебное пособие с практикумом для вузов /
ISBN 978-5-00136-129-9
териалВ учебное пособие с практикумом включены теоретический и практический маями
СДВГ», «Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с речевыми нарушенидля
усвоения дисциплин: «Современные проблемы науки и специального
с дефектологического образования», «Психолого-педагогическая работа с детьми
мо », «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными воз[О.В.
Елецкая, В.М. Сорокин, М.В. Матвеева, Е.А. Логинова, А.В. Щукин] / Под
общ. ред. О.В. Елецкой. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2020. — 575 с.
жностями здоровья», «Методология психолого-педагогического исследования»
с и др., а также планы практических занятий, задания для самостоятельной работы
чебное пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению подгонойтудентов,
тестовые задания, вопросы к экзамену, списки основной и дополнительУ
литературы по главам.
товки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриат)
при изучении дисциплины «Специальная психология»; логопедам, психологам,
дефектологам, педагогам, слушателям курсов повышения квалификации педагогических
работников, работающим с лицами с ограниченными возможностями
здоровья.
УДК 376.3(075.8)
ББК 74.6я73
© Елецкая О.В., Сорокин В.М., Матвеева М.В., Логинова Е.А.,
Щукин А.В., 2020
ISBN 978-5-00136-129-9
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2020
© Художественное оформление. Издательство ВЛАДОС», 2020
© Оригинал-макет. ООО «Издательство ВЛАДОС», 2020
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................... 8
Глава 1. Предмет, задачи и методы специальной психологии ......................12
История становления специальной психологии .............................................12
Современные представления о предмете специальной психологии .............23
Принципы специальной психологии ...............................................................28
Методы специальной психологии ....................................................................38
Межпредметные связи специальной психологии ...........................................60
План практической работы ...............................................................................63
Контрольные вопросы и задания ......................................................................66
Тестовые вопросы по теме ................................................................................67
Рекомендуемая литература (основная) ............................................................68
Рекомендуемая литература (дополнительная) ................................................68
Глава 2. Современные представления о нормальном
и отклоняющемся развитии ................................................................................70
Категория развития в психологии ....................................................................70
Категория нормы в психологии ........................................................................79
Модели психического развития ........................................................................92
Проблема патологии в специальной психологии ..........................................101
План практической работы .............................................................................109
Контрольные вопросы и задания ....................................................................112
Тестовые вопросы по теме ..............................................................................115
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................117
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................117
Глава 3. Дизонтогенез: понятие, типы и причины ........................................118
Подходы к определению дизонтогенеза ........................................................118
Общие и специфические закономерности отклоняющегося
развития ............................................................................................................122
Общие категории психологии дизонтогенеза ...............................................128
Параметры дизонтогнеза. Психологическая структура
нарушенного развития ....................................................................................150
Причины дизонтогенеза ..................................................................................155
Механизмы формирования системных нарушений
в психическом развитии ..................................................................................160
Систематика отклонений в психическом развитии ......................................166
Депривационные феномены и проблема личности
в дизонтогенетической психологии ...............................................................176
План практической работы .............................................................................180
Контрольные вопросы и задания ....................................................................183
Тестовые вопросы по теме ..............................................................................183
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................184
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................184
Стр.4
Оглавление
Глава 4. Основы психологической диагностики
отклоняющегося развития .................................................................................186
История развития психологической диагностики
отклоняющегося развития ..............................................................................186
Особенности диагностики в специальной психологии .................................194
Цель, задачи, методы диагностики в специальной психоогии ...............194
Принципы психологической диагностики отклоняющегося
развития .....................................................................................................206
Психодиагностика детей младенческого возраста ..................................207
Психодиагностика детей от 1 года до 5 лет ..............................................209
Психологическая диагностика детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста ...............................................................214
Современные подходы к изучению лиц с ОВЗ ...............................................217
Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий
и их влияния на развитие ребенка .................................................................227
Компенсация в специальной психологии ......................................................228
План практической работы .............................................................................232
Контрольные вопросы и задания ....................................................................236
Тестовые вопросы по теме ..............................................................................238
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................240
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................240
Глава 5. Психическое недоразвитие .................................................................241
Понятие об умственной отсталости ................................................................241
Когнитивное развитие лиц с умственной отсталостью.................................243
Особенности ощущений и восприятия лиц с умственной
отсталостью ................................................................................................243
Особенности внимания лиц с умственной отсталостью .........................246
Особенности памяти лиц с умственной отсталостью ..............................248
Развитие личности умственно отсталых лиц .................................................258
Деятельность умственно отсталых лиц ..........................................................258
План практической работы .............................................................................269
Контрольные вопросы и задания ....................................................................275
Тестовые вопросы по теме ..............................................................................280
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................283
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................283
Глава 6. Задержанное психическое развитие .................................................284
Понятие о задержке психического развития .................................................284
Психологические особенности детей с задержкой
психического развития ....................................................................................291
Развитие личности детей с задержкой психического развития ...................299
Деятельность детей с задержкой психического развития ............................307
План практической работы .............................................................................311
Контрольные вопросы и задания ....................................................................316
Тестовые вопросы по теме ..............................................................................319
4
Стр.5
Оглавление
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................319
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................319
Глава 7. Дефицитарное развитие ......................................................................321
Понятие о нарушениях зрения, слуха, речи, опорно-двигательного
аппарата ............................................................................................................321
Психическое развитие лиц с патологией слуха .............................................323
Особенности развития лиц с нарушениями слуха ...................................323
Развитие личности детей с нарушениями слуха ......................................327
Психическое развитие лиц с патологией зрения ...........................................329
Из истории тифлопсихологии ...................................................................329
Роль зрения в жизни человека ...................................................................331
Причины и классификации лиц с нарушенным зрением .......................331
Познавательная процессы и их особенности в условиях
слепоты и слабовидения ............................................................................333
Топографические представления и пространственная
ориентация незрячих ................................................................................340
Мыслительные, речевые и коммуникативные процесс
в условиях нарушенного зрения ...............................................................343
Эмоциональная сфера в условиях нарушенного зрения .........................344
Развитие личности детей с нарушениями зрения ...................................346
Психическое развитие детей с нарушениями речи .......................................347
Психическое развитие детей с ФФНР .......................................................347
Особенности познавательных функций и эмоциональной
сферы детей с ФФНР ............................................................................347
Особенности личности и особенности общения детей с ФФНР .......349
Особенности импрессивной и экспрессивной речи
у детей с ФФНР.....................................................................................350
Психическое развитие детей с ОНР ..........................................................352
Особенности познавательной сферы у детей с ОНР, алалией ..........352
Особенности личности и особенности общения детей с ОНР ..........356
Особенности импрессивной и экспрессивной речи детей
с ОНР, алалией ......................................................................................358
Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР ............................359
Психические особенности детей с заиканием, брадилалией,
тахилалией .................................................................................................360
Особенности познавательной сферы детей с заиканием,
брадилалией, тахилалией, баттаризмом ...........................................360
Особенности эмоциональной сферы детей с нарушениями
голоса, заиканием, тахилалией...........................................................362
Особенности личности детей с заиканием ........................................364
Психическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата ............................................................................................................368
Особенности развития детей с нарушениями опорнодвигательного
аппарата ............................................................................368
5
Стр.6
Оглавление
Развитие личности у детей с нарушениями опорнодвигательного
аппарата ............................................................................378
Деятельность лиц с дефицитарным развитием .............................................379
План практической работы .............................................................................382
Контрольные вопросы и задания ....................................................................426
Тестовые вопросы по теме ..............................................................................428
Тифлопсихология .............................................................................................428
Сурдопсихология ..............................................................................................429
Логопсихология ................................................................................................429
Психология детей с нарушениями ОДА ..........................................................433
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................434
Тифлопсихология .............................................................................................434
Сурдопсихология ..............................................................................................435
Логопсихология ................................................................................................435
Психология лиц с нарушениями ОДА .............................................................436
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................436
Тифлопсихология .............................................................................................436
Сурдопсихология ..............................................................................................437
Логопсихология ................................................................................................437
Психология лиц с нарушениями ОДА .............................................................439
Глава 8. Поврежденное развитие ......................................................................440
Понятие о поврежденном развитии ...............................................................440
Когнитивное развитие лиц с поврежденным развитием .............................441
Развитие личности при поврежденном развитии. Деятельность лиц
с поврежденным развитием ............................................................................448
План практической работы .............................................................................448
Контрольные вопросы и задания ....................................................................452
Тестовые вопросы по теме ..............................................................................453
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................454
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................454
Глава 9. Искажённое развитие ...........................................................................455
Современное представление о расстройствах аутистического
спектра (РАС) ....................................................................................................455
Когнитивное развитие при РАС ......................................................................461
Специфика развития личности при РАС ........................................................464
Коммуникация при РАС ...................................................................................466
План практической работы .............................................................................468
Контрольные вопросы и задания ....................................................................473
Тестовые вопросы по теме ..............................................................................475
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................476
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................476
6
Стр.7
Оглавление
Глава 10. Дисгармоническое развитие .............................................................478
Клинико-психологическая структура психопатии ........................................478
Классификации психопатий............................................................................482
Этиология и патогенез психопатии ................................................................492
Патологическое формирование личности .....................................................493
Отклонение темпа полового созревания .......................................................495
План практической работы .............................................................................497
Контрольные вопросы и задания ....................................................................501
Тестовые вопросы по теме ..............................................................................501
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................503
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................503
Глава 11. Социализация лиц с ОВЗ ....................................................................504
Теоретические подходы к социализации личности ......................................504
Социальная интеграция ..................................................................................507
Педагогическая (образовательная) интеграция ............................................533
План практической работы .............................................................................540
Контрольные вопросы и задания ....................................................................541
Тестовые вопросы по теме ..............................................................................542
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................545
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................545
Заключение .............................................................................................................547
Краткий словарь терминов и понятий ..................................................................550
Рекомендации к подготовке докладов и рефератов, написанию
курсовых и дипломных работ ................................................................................566
Темы докладов и рефератов ..................................................................................567
Вопросы к экзамену ...............................................................................................570
Темы курсовых и дипломных работ ......................................................................572
7
Стр.8