УДК 159.9
ББК 88.3
М23
М23
Мандель, Б. Р.
Современная педагогическая психология. Полный
курс. Иллюстрированное учебное пособие для
студентов всех форм обучения / Б. Р. Мандель. – изд. 2-е,
стер. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 828 с.
ISBN 978-5-4499-0061-6
Учебное пособие создано для студентов и преподавателей
высших учебных заведений, готовящих социальных работников,
психологов, педагогов и воспитателей, медицинских работников,
юристов. Пособие представляет собой полный курс и включает в
себя методические рекомендации по изучению данной научной
дисциплины.
Учебное пособие создано на основе разработанных и апробированных
программ в соответствии с Федеральным Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального
образования по специальностям «Психология», «Социальная работа»,
«Социальная педагогика» (ФГОС-3+).
Материалы пособия собраны на основе исторических и современных
сведений по педагогической психологии.
Каждая тема завершается вопросами и заданиями по изученному
материалу.
Учебное пособие содержит значительное число ссылок и пояснений,
содержащих сведения об упоминаемых авторах и толкования
терминов.
Учебное пособие содержит общий список литературы по
дисциплине, примерный список вопросов для самоподготовки к
зачетам/экзаменам, образцы тестов.
Книга будет полезна и интересна не только студентам, педагогам,
социальным педагогам, медицинским работникам и юристам,
психологам, но и всем, интересующимся педагогической психологией
как динамичной, активно и постоянно развивающейся теоретической
и практической сферой науки не только в нашей стране,
но и за рубежом.
УДК 159.9
ББК 88.3
ISBN 978-5-4499-0061-6 0 © Мандель Б. Р., текст, 2019
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.3
Содержание
Введение ..................................................................................... 3
Часть I. Общие методологические вопросы
педагогической психологии ................................................19
§ 1. Предмет педагогической психологии:
исторические изменения .................................................19
Вопросы и задания по § 1 ................................................54
§ 2 Основные задачи и проблемы педагогической
психологии ..........................................................................55
Вопросы и задания по § 2 ................................................65
§ 3. Структура педагогической психологии ................66
Вопросы и задания по § 3 ................................................71
§ 4. Педагогическая психология в кругу наук ..............73
Вопросы и задания по § 4 ................................................83
§ 5. Методология и методы научного
исследования в педагогической психологии ..............84
Вопросы и задания по § 5 ............................................. 110
Часть II. Психология обучения ...................................... 112
§ 1 Сущность понятий «усвоение», «учение»,
«научение», «учебная деятельность» ........................... 112
Вопросы и задания по § 1 ............................................. 124
§ 2. Научение как процесс и результат
приобретения индивидуального опыта. Теории,
проблемы и типы научения ......................................... 125
Вопросы и задания по § 2 ............................................. 140
§ 3. Сущность учения ..................................................... 142
Вопросы и задания по § 3 ............................................. 153
§ 4. Проблема соотношения обучения и развития
как центральной проблемы педагогической
психологии. Основные подходы к решению
проблемы соотношения обучения и развития ....... 154
Вопросы и задания по § 4 ............................................. 170
§ 5. Концепция Л.С.Выготского о зонах развития
ребенка .............................................................................. 172
Вопросы и задания по § 5 ............................................. 181
Стр.824
§ 6 Понимание обучаемости, признаки
и показатели обучаемости ............................................. 182
Вопросы и задания по § 6.............................................. 189
§ 7. Концепции учебной деятельности и
разнообразие трактовок понятия «учебная
деятельность». Сущность, особенности
и структура учебной деятельности .............................. 190
Вопросы и задания по § 7.............................................. 205
§ 8. Психолого-педагогические особенности
формирования учебной деятельности ....................... 206
Вопросы и задания по § 8.............................................. 210
§ 9. Возрастные особенности формирования
учебной деятельности. Учебная деятельность как
ведущий вид деятельности в младшем школьном
возрасте .............................................................................. 212
Вопросы и задания по § 9.............................................. 223
§ 10. Проблема определения и основные
трактовки мотивов. Учебная мотивация: сущность,
источники, классификация, характеристика,
функции ............................................................................. 225
Вопросы и задания по § 10 ........................................... 244
§ 11. Формирование и изучение учебной
мотивации ......................................................................... 246
Вопросы и задания по § 11 ........................................... 258
§ 12. Интерес в сфере мотивации. Мотивация
достижения успеха .......................................................... 259
Вопросы и задания по § 12 ........................................... 276
§ 13. «Обученная беспомощность» как психологопедагогический
феномен .............................................. 277
Вопросы и задания по § 13 ........................................... 289
§ 14. Сущность знаний: определение понятия,
функции, виды, свойства и усвоение знаний,
проблема понимания ...................................................... 290
Вопросы и задания по § 14 ........................................... 304
~ 824 ~
Стр.825
§ 15. Сущность умений и навыков. Уровни
овладения. Применение знаний, умений,
навыков .............................................................................. 305
Вопросы и задания по § 15 ........................................... 318
§ 16. Этапы формирования умственных действий
и понятий: теория, концепция, структура ................ 319
Вопросы и задания по § 16 ........................................... 332
§ 17. Эмпирическое и теоретическое мышление
(знание) .............................................................................. 333
Вопросы и задания по § 17 ........................................... 340
§ 18 Сущность, достоинства и недостатки
традиционного обучения ............................................. 341
Вопросы и задания по § 18 ........................................... 355
§ 19. Проблемное обучение: поиски способов
активизации учебной деятельности ........................... 356
Вопросы и задания по § 19 ........................................... 383
§ 20. Программированное обучение: поиски
инновационных решений в образовании ................ 384
Вопросы и задания по § 20 ........................................... 397
§ 21. Развивающее обучение. Особенности
системы Эльконина-Давыдова..................................... 398
Вопросы и задания по § 21 ........................................... 415
Часть III. Психология воспитания ................................ 417
§ 1. Историческое восприятие понятия
«воспитание». Взаимосвязь воспитания,
формирования, становления и социализации.
Междисциплинарный подход к целям и видам
воспитания ....................................................................... 417
Вопросы и задания по § 1 ............................................. 428
§ 2. Взаимосвязь обучения и воспитания ................. 429
Вопросы и задания по § 2 ............................................. 435
§ 3. Понятие и сущность методов, средств,
форм и приемов воспитания и влияния ................... 436
Вопросы и задания по § 3 ............................................. 447
§ 4. Самовоспитание и самообразование ................. 448
~ 825 ~
Стр.826
Вопросы и задания по § 4.............................................. 458
§ 5. Принципы, закономерности и основные
концепции и подходы к воспитанию ........................ 460
Вопросы и задания по § 5.............................................. 476
§ 6. Нравственное воспитание ..................................... 478
Вопросы и задания по § 6.............................................. 490
§ 7. Вальдорфские школы ............................................. 491
Вопросы и задания по § 7.............................................. 500
§ 8. Педагогическая система М.Монтессори ............. 501
Вопросы и задания по § 8.............................................. 509
Часть IV. Психология педагогической
деятельности ......................................................................... 510
§ 1. Сущность, особенности и структура
педагогической деятельности ....................................... 510
Вопросы и задания по § 1.............................................. 515
§ 2. Функции, противоречия и уровни
педагогической деятельности ....................................... 517
Вопросы и задания по § 2.............................................. 530
§ 3. Профессиональная «Я» – концепция
учителя ............................................................................... 531
Вопросы и задания по § 3.............................................. 542
§ 4. Педагогическая направленность личности:
проблема, понятие, структура ...................................... 543
Вопросы и задания по § 4.............................................. 563
§ 5. Мотивация и продуктивность педагогической
деятельности ..................................................................... 564
Вопросы и задания по § 5.............................................. 574
§ 6. Понятие и сущность педагогических
способностей. Базовые педагогические
способности ...................................................................... 575
Вопросы и задания по § 6.............................................. 585
§ 7. Структура и уровни педагогических
способностей .................................................................... 586
Вопросы и задания по § 7.............................................. 593
~ 826 ~
Стр.827
§ 8. Профессионально важные (значимые)
качества и умения учителя ............................................ 594
Вопросы и задания по § 8 ............................................. 613
§ 9. Стиль педагогической деятельности.
Специфика, особенности и модели
педагогического общения ............................................ 614
Вопросы и задания по § 9 ............................................. 628
§ 10. Социально-психологические аспекты
педагогического общения и личностнопрофессиональные
качества учителя ........................ 629
Вопросы и задания по § 10 ........................................... 646
§ 11. Краткое представление о педагогической
акмеологии ....................................................................... 648
Вопросы и задания по § 11 ........................................... 655
Часть V. Психолого-педагогическое
сопровождение в школе .................................................... 656
§ 1. Основные принципы, цели и задачи службы
психологического сопровождения
в образовании .................................................................. 656
Вопросы и задания по § 1 ............................................. 662
§ 2. Основные принципы работы школьных
психологов. Структура, направление и виды
деятельности .................................................................... 663
Вопросы и задания по § 2 ............................................. 683
Заключение .......................................................................... 685
Примерный перечень вопросов для
самоподготовки к экзаменам и зачетам ......................... 687
Примеры тестов .................................................................. 691
Словарь терминов и понятий .......................................... 719
Список литературы ............................................................. 804
Стр.828