УДК 796/799
ББК 75.1
Г93
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..................................................................................................................... 5
Рецензенты:
С. Д. Неверкович – доктор педагогических наук,
профессор, чл.корр. РАО;
В. Г. Никитушкин – доктор педагогических наук,
профессор
Губа В. П., Морозов О. С., Парфененков В. В.
Г93 Научнопрактические и методические основы физического
воспитания учащейся молодежи [Текст] : учеб. пособие /
В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков ; под общ. ред.
д-ра пед. наук, проф. В. П. Губа. – М. : Советский спорт,
2008. – 206 с.
ISBN 9785971802426
Глава 1. Научнотеоретические основы оздоровительных
упражнений ..................................................................................................11
1.1. Проблематика оздоровительной физической культуры .............11
1.2. Общие представления о механизмах оздоравливающего
воздействия физических упражнений
на организм человека ...............................................................................16
Глава 2. Психологические основы здоровья ...................................................23
2.1. Самосознание здоровья как индивидуальной ценности .............23
2.2. Здоровье как компонент социального
благополучия личности ...........................................................................26
2.3. Взаимосвязь активной позиции с уровнем здоровья ...................29
2.4. Социальнопсихологические факторы
оздоровительных систем .........................................................................34
2.5. Потребности и мотивы в регулярных занятиях
физическими упражнениями ................................................................41
Данное учебное пособие предлагает некоторые оздоровительные методики
и системы физических упражнений в соответствии с государственной программой
дисциплины «Физическая культура».
Материал, изложенный в учебном пособии, представляет значимый теоретический
интерес и практическую прикладность, может быть использован
для обучения студентов по дисциплине «Физическая культура», слушателей
курсов усовершенствования преподавателей физического воспитания, ФПК
учителей по физической культуре общеобразовательных школ.
УДК 796/799
ББК 75.1
Глава 3. Образование тренировочного эффекта
в процессе оздоровления .........................................................................44
3.1. Морфофункциональные особенности воздействия
оздоровительных упражнений .............................................................44
3.2. Система аэробного обеспечения ...........................................................53
3.3. Развитие силовых способностей ..........................................................57
3.4. Упражнения смешанного типа ..............................................................59
3.5. Методологические основы оздоровительных систем ..................62
Глава 4. Методические принципы занятий
оздоровительноразвивающей направленности ..........................70
Глава 5. Основные характеристики оздоровительных систем ...............83
© Губа В. П., Морозов О. С.,
Парфененков В. В., 2008
ISBN 9785971802426
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2008
5.1. Исторические предпосылки современных
оздоровительных систем и упражнений ...........................................83
5.2. Специфика занятий различными формами гимнастики ............86
5.3. Ритмическая гимнастика ........................................................................91
3
Стр.1
5.4. Основы самоконтроля на занятиях оздоровительными
упражнениями ............................................................................................96
ВВЕДЕНИЕ
Глава 6. Приемы и методы оздоровления организма ................................100
6.1. Оздоровительная система К. Купера ................................................102
6.2. Оздоровительные системы аэробной направленности ..............109
6.3. Основные принципы оздоровительной системы
Е.Г. Мильнера ............................................................................................119
6.4. Оздоровительная программа Н.М. Амосова ..................................121
6.5. Оздоровительная концепция И.В. Проховцева ............................124
6.6. Атлетическая гимнастика .....................................................................134
6.7. Общие закономерности силовой тренировки
в атлетической гимнастике ..................................................................140
6.8. Специфика восстановления и питания ...........................................145
6.9. Оздоровительная система «Изотон» ................................................147
Глава 7. Оздоровительные упражнения, основанные
на сочетании дыхания, движения
и статических положений .....................................................................155
7.1. Специфика выполнения упражнений в воде .................................155
7.2. Основные принципы оздоровительного дыхания .......................165
7.3. Нетрадиционные оздоровительные системы ................................167
7.4. Йога ...............................................................................................................168
7.5. Оздоровительный эффект дыхательных упражнений ...............176
7.6. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой ............................179
7.7. Дыхательная гимнастика К.П. Бутейко ...........................................181
7.8. Закаливание ...............................................................................................184
7.9. Массаж .........................................................................................................188
Заключение ................................................................................. 192
Литература .................................................................................. 195
Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности,
материального благополучия, трудовой активности,
творческих успехов, долголетия. Здоровье человека отражает
уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет
на производительность труда, экономику, обороноспособность,
нравственные принципы общества, настроение людей. Одновременно
уровень здоровья зависит от социальноэкономических, материальнотехнических,
санитарногигиенических условий; экологии,
культуры, образования, здравоохранения, науки, образа жизни,
питания и главное – от уровня двигательной активности человека
(Ю.В. Сысоев, 2001).
При этом необходимо понимать, что здоровье – это комплексное
социальнобиологическое понятие. Имеется немало его определений.
Для преподавателя физической культуры особенно
важно, что здоровье нельзя рассматривать только как нормальную
структуру и функционирование органов и систем, отсутствие
жалоб и болезненных проявлений. Не менее важным его критерием
являются адаптационные реакции и возможности организма.
Здоровый человек – это прежде всего тот, кто адекватно, без
болезненных проявлений приспосабливается к повышенным требованиям
окружающей среды, способен в новых условиях полноценно
выполнять свои биологические и социальные функции.
Приведенным критериям соответствует и определение, принятое
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье –
это состояние полного физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни или физических
дефектов».
Двадцатый век внес существенные изменения в здоровье человека.
С одной стороны, научнотехнический прогресс, развитие
медицинских наук, культуры и образования позволили бороться
с рядом ранее считавшихся неизлечимыми болезней и предупреждать
их; с другой стороны, изменился весь образ жизни человека,
что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые
века миллионы жизней уносили инфекции, то сегодня это,
главным образом, сердечнососудистые, нервнопсихические, онкологические,
метаболические, аллергические, иммунные заболевания.
Сейчас сердечнососудистыми заболеваниями страдает
почти четверть населения планеты; смертность от них составляет
4
5
Стр.2