МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
М. О. ДОРЖИЕВА
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Рекомендовано УМС БГУ в качестве
учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 37.04.01 Психология
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2021
Стр.1
УДК 159.9.018(075.8)
ББК 88.92273
Д 687
Утверждено к печати редакционноиздательским
советом
Бурятского государственного
университета.
Протокол № 2 от 10.03.2021 г.
Р е ц е н з е н т ы
Т. Ц. Тудупова, канд. психол. наук, доцент
кафедры общей и социальной психологии
Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова
И. В. Бадиев, канд. психол. наук, доцент
ЦВ и ДО ГАУ ДПО «БРИОП»
Текст печатается в авторской редакции
Д 687
641
Доржиева М. О.
Введение в теорию и практику психологического консультирования:
учебно-методическое пособие. — Улан-Удэ: Изд-во
Бурятского госуниверситета, 2021. — 82 с.
В учебно-методическое пособие включены теоретические, практические
и методические материалы по изучению основных вопросов теории
и практики психологического консультирования. Также в пособии представлены
контрольно-тестовые задания, рекомендуемая литература
и глоссарий.
Пособие составлено в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки
37.04.01 Психология.
УДК 159.9.018 (075.8)
ББК 88.92273
© М. О. Доржиева, 2021
© Бурятский госуниверситет имени Доржи Банзарова, 2021
Стр.2
Предисловие
В жизни каждого современного человека бывают критические
моменты, проблемные ситуации, когда собственных сил не хватает
для их решения. Спектр таких проблем широк и охватывает людей
разных возрастов, начиная с самых ранних периодов развития и заканчивая
пожилыми людьми. Это могут быть и неприятности на работе,
неурядицы в семье, трудности выбора профессии, неуспеваемость
детей в школе, их поведение и т. д. Помочь в таких ситуациях
может психолог-консультант, востребованность в услугах которого
все больше возрастает в нашем обществе.
Данное учебное издание представляет собой электронное
учебно-методическое пособие для дисциплины «Введение в теорию
и практику психологического консультирования» для образовательной
программы высшего образования по направлению подготовки
37.04.01 Психология. Практическая психология в образовании и социальной
сфере, очно-заочной формы обучения. Пособие подготовлено
в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования.
Дисциплина «Введение в теорию и практику психологического
консультирования» относится к дисциплинам по выбору вариативной
части в структуре образовательной программы Б1.В.ДВ.01.01.
Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных
компетенций:
ПК-4 готовность представлять результаты научных исследований
в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать
психологическое сопровождение их внедрения;
ПК-11 способность и готовность к проектированию, реализации
и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды
при подготовке психологических кадров с учетом современных активных
и интерактивных методов обучения и инновационных технологий.
В
результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
теоретические основы психологического консультирования
(этические принципы, цели, задачи и механизмы психологического
воздействия);
специфику консультационной деятельности как особого
направления деятельности практического психолога;
3
Стр.3
структуру процесса консультирования и используемые приемы
и техники в рамках основных теоретических подходов.
Уметь:
планировать и проводить консультативную беседу;
пользоваться основными техниками и процедурами психологического
консультирования;
анализировать и излагать основные положения, содержащиеся
в научной литературе;
интерпретировать и представлять результаты, полученные в
практической деятельности.
Владеть:
способами установления контакта с клиентом в консультативном
взаимодействии;
навыками ведения психологической консультации;
навыками анализа и самоанализа своей личности и деятельности.
Основной
задачей данного учебно-методического пособия является
организация и систематизация знаний по психологическому
консультированию в рамках дисциплины «Введение в теорию
и практику психологического консультирования».
Пособие состоит из введения, двух глав, списка рекомендуемой
литературы и глоссария.
В первой главе учебно-методического пособия рассмотрены
цели, задачи, принципы психологического консультирования, требования
к личности консультанта, теории личности, являющиеся методологической
основой психологического консультирования, модели
психологической консультации, описаны приемы и техники, используемые
психологом-консультантом.
Во второй главе представлен практический и методический материал,
необходимый для проведения практических занятий, самостоятельной
работы обучающихся и контроля их знаний.
При изучении теоретического материала в целях закрепления и
проверки усвоенного материала, обучающиеся могут ответить на
контрольные вопросы и выполнить тесты, представленные в конце
каждого параграфа.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы,
108 часов. Формой итогового контроля в результате изучения
дисциплины является экзамен.
4
Стр.4
Дисциплина «Введение в теорию и практику психологического
консультирования» относится к дисциплинам Б1.В.ДВ.01.01. Освоение
дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции,
приобретенные в процессе изучения курсов «Научные школы и
теории в современной психологии», «Актуальные проблемы теории
и практики в современной психологии», «Практическая психология
в социальной сфере и образовании».
5
Стр.5
Содержание
Предисловие……………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы психологического
консультирования
1.1 Понятие, сущность, принципы, цели и задачи
психологической консультации…………………………. 6
1.2 Личность психолога-консультанта……………… 14
1.3 Теории личности как методологическая основа
психологического консультирования…………………… 21
1.4 Структура психологической консультации…… 29
1.5 Процедуры и техники в психологическом консультировании…………………………………………….
33
Глава 2. Методические материалы к курсу «Введение
в теорию и практику психологического консультирования»
2.1
Примеры упражнений, направленные на развитие
консультативных умений……………………………. 39
2.2 Решение ситуационных задач…………………… 43
2.3 Методические материалы для проведения СРС.. 47
2.4 Контрольно-тестовые задания…………………... 55
Рекомендованная литература…………………………. 60
Глоссарий………………………………………………… 62
Приложение………………………………………………. 69
Стр.80