Аннотация | В настоящей статье виртуальная реальность и дополненная реальность анализируются с позиций цифрового материализма, утверждающего, что любая цифровая материя, к каковой необходимо отнести обе обозначенные технологии, представляет собой внутри-материальный конструкт. Авторы описывают виртуальную
реальность и дополненную реальность как особые онтологические модели. Подчеркивается, что основу создания и освоения виртуальной и дополненной реальностей составляет осязание, которое, в свою очередь, есть
сплав ощущений, в т. ч. зрительных. При этом в качестве источника и метафоры виртуальной и дополненной
реальностей авторы рассматривают руку – главный орган человеческого тела, ответственный за осязание
и, следовательно, закрепляющий в качестве фундаментального способа постижения регулярной реальности
гаптику. Соответственно, ключом к пониманию того, как виртуальная и дополненная реальности осуществляются и даются, может служить введенное Аристотелем понятие «энтелехия». Если, по Аристотелю, душа
как рука является энтелехией естественного тела, то рука, одетая в киберперчатку, которая делает возможным
пребывание в виртуальной реальности, является энтелехией тела, конвергированного с электронно-цифровой
средой. В случае с дополненной реальностью рука не обязательно нуждается в техно-облачении, поэтому она
оказывается энтелехией нетехнологизированного тела, погруженного с ее помощью в электронно-цифровую
среду. Как следствие, виртуальная и дополненная реальности сами по себе выступают в качестве энтелехий,
т. е. осязаемых, или, иначе говоря, гаптически переживаемых, форм и образов бытия. Авторы делают вывод,
что и виртуальная реальность, и дополненная реальность зависят от человеческого опыта и что обе они онтологически безответственны. Позволяя человеку осмыслить его собственное существование в дарованных
ему аффордансах, виртуальная и дополненная реальности демонстрируют, как человеческое тело реагирует
на работу головного мозга, погружающегося в виртуальные и дополненные миры. |