УДК 376.1.018-056.3
ББК 74.3+74.90
C29
C29
Селигман, Милтон.
Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями
развития / М. Селигман, Р. Б. Дарлинг ; пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой.
— 7-е изд., эл. — 1 файл pdf : 369 с. — Москва : Теревинф, 2024. — (Особый
ребенок). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions
4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-4212-0714-6
Появление ребенка с нарушениями развития для любой семьи — сложнейшее испытание,
при котором семья нуждается в объективной информации, социальных ресурсах,
поддержке родных и друзей и квалифицированной помощи специалистов. Члены семьи,
справившиеся с тяжелыми переживаниями и эмоционально принявшие ребенка с нарушениями
развития, отмечают, что, несмотря на многочисленные трудности, в их жизни
произошли положительные изменения: семья стала более сплоченной, появилось больше
взаимной любви и заботы, сами члены семьи личностно изменились, стали сильнее.
Системный подход, применяемый авторами, позволяет им рассмотреть, как эти трудные
жизненные обстоятельства влияют на каждого члена семейной системы. Описываются стадии
адаптации семьи к жизни с особым ребенком и пути сотрудничества семьи со специалистами,
позволяющие организовать оптимальную помощь ребенку и семье в целом.
Книга предназначена психологам, педагогам, дефектологам, организаторам государственной
социальной защиты и реабилитационно-образовательного сопровождения людей
с особыми потребностями, социальным адвокатам и студентам профильных факультетов.
Она также будет полезна родным особых детей ивсем, кто интересуется вопросами помощи
этим детям.
УДК 376.1.018-056.3
ББК 74.3+74.90
Электронное издание на основе печатного издания: Обычные семьи, особые дети. Системный
подход к помощи детям с нарушениями развития / М. Селигман, Р. Б. Дарлинг ; пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой.
— 5-е изд. — Москва : Теревинф, 2018. — 368 с. — (Особый ребенок). — ISBN 978-54212-0475-6.
— Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-4212-0714-6
© The Guilford Press. A Division of Guilford
Publications, Inc., 1997
© «Теревинф», оформление, 2015
Стр.5
содержание
9 Предисловие
13 Введение и основные понятия:
социальные системы и семейные системы
Системный подход в психологии и социальных профессиях ........ 13
История семейноориентированной помощи .................................. 14
Теория семейных систем.................................................................... 17
Социальноэкологическая модель ...................................................... 28
Основные понятия ............................................................................... 33
Социологическая точка зрения .......................................................... 46
Заключение ........................................................................................... 50
52 Известие о нарушениях у ребенка: первые реакции
Дородовой период ................................................................................ 54
Роды ....................................................................................................... 57
Послеродовой период .......................................................................... 60
Переживания после постановки диагноза ........................................ 66
Конец младенчества: движение к нормализации ............................ 75
77 Детство и юность: адаптация продолжается
Нормализация — цель детских лет ................................................... 77
Препятствия к нормализации ............................................................ 79
Особые нужды в области обучения .................................................... 81
Факторы, способствующие нормализации ........................................ 95
Типология адаптации .......................................................................... 99
Ребенок становится взрослым: угроза для нормализации ............ 103
Семейные «карьеры»: обзор путей адаптации............................... 110
114 Влияние на семью как систему
Стадии горя ......................................................................................... 117
Хроническое бремя ............................................................................ 122
Стигма.................................................................................................. 123
6
Стр.7
Жизнь в браке, развод, неполная семья.......................................... 127
Семьи детей с различными нарушениями ..................................... 130
Степень нарушений ........................................................................... 135
Другие факторы, влияющие на семью ............................................ 142
147 Воздействие на братьев и сестер
Отношения братьев и сестер ............................................................ 148
Необходимость в информации ......................................................... 150
Уход, забота, ответственность .......................................................... 152
Проблемы самовосприятия .............................................................. 160
Выбор профессии ............................................................................... 164
Гнев и чувство вины .......................................................................... 166
Общение и изоляция ......................................................................... 170
Лучше или хуже .................................................................................. 172
178 Воздействие на отцов, дедушек и бабушек
Отцы ..................................................................................................... 178
Дедушки и бабушки ........................................................................... 190
202 Культурно обусловленные реакции на нарушения у детей
Кросскультурное разнообразие ...................................................... 202
Исторический контекст ..................................................................... 204
Современное американское общество ............................................ 205
Основы субкультурных различий .................................................... 207
Различия в структуре семьи ............................................................. 209
Влияние социального класса ............................................................. 210
Этнические вариации ........................................................................ 213
Религиозные вариации ...................................................................... 231
Региональные вариации .................................................................... 231
Практические выводы для специалистов ....................................... 232
237 Взаимодействие специалистов и семей:
путь к сотрудничеству
Специалисты и родители:
что они думают друг о друге? ....................................................... 238
Контакт родителей и специалистов:
способность встать на чужую точку зрения,
исполнение ролей .......................................................................... 251
Развитие партнерства:
новые роли для родителей и специалистов ............................... 258
7
Стр.8
269 Терапевтические подходы
Эффективный специалист:
взаимоотношения специалиста и семьи ..................................... 270
Препятствия на пути к эффективной помощи ............................... 275
Необходимость психотерапевтического консультирования
для семьи ......................................................................................... 276
Индивидуальные виды вмешательства............................................ 279
Поведенческий тренинг для родителей ......................................... 287
Групповые формы работы................................................................. 289
Дисфункциональная семейная динамика ....................................... 299
309 Применение системного подхода
к установлению соответствия ресурсов и проблем семьи:
индивидуальный план работы с семьей и дальнейшие действия
Индивидуальный план работы с семьей (ИПРС) ......................... 310
Список потребностей родителей (СПР) ........................................ 311
Собеседование с семьей .................................................................... 314
Наблюдение ........................................................................................ 317
Разработка ИПРС .............................................................................. 317
Дети и их семьи: подводим итоги .................................................... 325
329 Литература
8
Стр.9