Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638984)
Контекстум
Электро-2024

Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5–4 лет (825,00 руб.)

0   0
Первый авторКлимонтович Екатерина
ИздательствоМ.: Теревинф
Страниц89
ID703490
АннотацияВ пособии представлена система игр и упражнений по развитию речи, сложившаяся в процессе 30-летней практической работы автора. Предлагаемая система позволяет не только гармонично развивать речь и формировать начальные учебные навыки, но и наладить активное взаимодействие с ребенком. Подход автора показал свою универсальность как в работе с нормально развивающимися детьми 2,5–4 лет, так и с детьми с ОНР, ЗПР, ЗПРР, аутизмом.
Кому рекомендованоПособие адресовано логопедам, дефектологам, коррекционным педагогам, воспитателям, студентам дефектологических факультетов, а также родителям.
ISBN978-5-4212-0755-9
УДК376.1.016-058.264:81-028.31
ББК74.3
Климонтович, Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5–4 лет : [пособие по развитию речи] / Е. Ю. Климонтович .— 6-е изд., эл. — Москва : Теревинф, 2024 .— 89 с. : ил. — Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Теревинф, 2012); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 89 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-4212-0755-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/703490 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Увлекательная_логопедия._Учимся_понимать_речь._Для_детей_2,5–4_лет_(1).pdf
УДК 376.1.016-058.264:81-028.31 ББК 74.3 К49 К49 Климонтович, Екатерина Юрьевна. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5–4 лет / Е. Ю. Климонтович. — 6-е изд., эл. — 1 файл pdf : 89 с. — Москва : Теревинф, 2024. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 12". — Текст : электронный. ISBN 978-5-4212-0755-9 В пособии представлена система игр и упражнений по развитию речи, сложившаяся в процессе 30-летней практической работы автора. Предлагаемая система позволяет не только гармонично развивать речь и формировать начальные учебные навыки, но и наладить активное взаимодействие с ребенком. Подход автора показал свою универсальность как в работе с нормально развивающимися детьми 3–4 лет, так и с детьми с ОНР, ЗПР, ЗПРР, аутизмом. Пособие адресовано логопедам, дефектологам, коррекционным педагогам, воспитателям, студентам дефектологических факультетов, а также родителям. УДК 376.1.016-058.264:81-028.31 ББК 74.3 Электронное издание на основе печатного издания: Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5–4 лет / Е. Ю. Климонтович. — Москва : Теревинф, 2012. — 88 с. — ISBN 978-5-4212-0085-7. — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-4212-0755-9 © Климонтович Е., 2010 © Красновский Д., 2010 © Теревинф, 2012
Стр.3
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЯ пособие по развитию речи Введение Это методическое пособие адресовано, прежде всего, родителям детей с нарушениями речевого развития, няням, воспитателям, студентам дефектологических факультетов, психологам и логопедам, работающим в условиях амбулаторного приема. Цель пособия – формирование у ребенка основ общеупотребительной речи. То есть оно предназначено для того, чтобы облегчить первый шаг в развитии речи ребенка и создать базу для дальнейшего речевого и интеллектуального развития. Данное методическое пособие представляет собой авторскую интерпретацию классических подходов к коррекции речевых нарушений, сформированных отечественными дефектологами. Используя материалы пособия, можно построить коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основная особенность пособия – развитие речи достигается в совместной деятельности педагога и ребенка, родителей и ребенка. На ранних этапах обучения перед педагогами и родителями стоит комплексная задача формирования у ребенка основ учебной деятельности, целенаправленности, базовых когнитивных предпосылок и развития речи, причем прежде всего полноценного понимания речи. Рекомендуется использовать пособие, не дожидаясь того, чтобы ребенок научился сидеть за столом, держать карандаш, немного говорить, слушать педагога и активно повторять. Эффективнее в процессе работы с пособием вырабатывать все эти умения. Другое дело, что сроки прохождения программы в таких случаях значительно увеличиваются. Пособие ориентировано не на возраст ребенка, а на состояние его речи. Конечно, в зависимости от причины нарушения развития речи при одинаковом состоянии речи уровень развития ребенка, его фоновых знаний, графических возможностей может достаточно сильно различаться. Кроме того, одни дети отличаются упорядоченным поведением, другие — выраженным негативизмом, затруднениями в восприятии инструкций и не имеют организационных навыков, как часто бывает с аутичными детьми. То есть перед логопедом и родителями стоят в разных случаях разные задачи. Эти задачи решаются в рамках «индивидуального подхода». Способы работы с пособием определяет специалист при индивидуальном планировании. Можно проходить материал пособия «урок в урок», можно брать сразу два урока за занятие или один урок в неделю, в две недели. Можно возвращаться к уже пройденному, но плохо усвоенному материалу. Кроме того, можно использовать материал пособия в произвольном порядке, исходя из конкретных потребностей ребенка. В зависимости от возможностей ребенка, можно дополнять материал пособия упражнениями из других пособий, имеющихся в продаже (список рекомендованной литературы приложен в конце пособия). Сложность заданий во многом варьируется в зависимости от степени самостоятельности выполнения их ребенком. На начальном этапе все задания взрослый может выполнять с ребенком вместе, «водя его рукой». Постепенно ребенок начинает что-то делать самостоятельно, а к концу курса обучения ребенок может с незначительной помощью выполнять все задания.
Стр.4
Основные направления работы, представленные в пособии Работа по развитию речи традиционно строится по принципу концентрических кругов. В нашем пособии дан «первый круг», первый этап работы. На этом этапе намечаются сразу практически все темы предстоящей логопедической работы. 1. Работа над артикуляцией. А. На этом этапе работы основная цель – развитие подвижности артикуляционного аппарата и точности артикуляционных движений, выработка основных артикуляционных укладов. Очень важно научить ребенка, следуя инструкции логопеда, произвольно придавать органам артикуляции заданные позы. Проводя эту работу можно пользоваться зеркалом, но в тех случаях, когда ребенок не хочет смотреться в зеркало, упражнения делаются по показу. Часто эта работа приводит к тому, что даже трудные звуки формируются правильно. Б. Работа над звукопроизношением. У большинства детей с недоразвитием речи формируется нечеткое звучание речи, речь либо замедленная, либо, наоборот, слишком быстрая, дети говорят или слишком громко, или слишком тихо, невнятно, монотонно. Коррекция всех этих проблем и входит в область работы над звукопроизношением. На начальном этапе эта работа проводится в основном на материале гласных звуков. 2. Развитие слухового восприятия. Обычно такая работа проводится сначала с использованием неречевых звуков, но практика показывает, что вполне целесообразно начинать работу непосредственно с выделения звука из ряда звуков. Очень хорошо, если параллельно проводятся музыкальные занятия, на которых ребенка приучают слушать и дифференцировать неречевые звуки. Логопеду следует начинать с самых простых заданий: он учит выделять гласный звук из ряда звуков (сначала из двух), постепенно наращивая сложность. Эту работу лучше проводить ежедневно, как своего рода гимнастику. Одни и те же упражнения повторяются по многу раз, так как этот вид работы сложен для большинства детей. Ребенок постепенно понимает поставленную перед ним задачу и с удовольствием играет в эту «игру». 3. Обучение чтению. Опыт работы показывает, что в случаях длительного отсутствия речи прямая активизация экспрессивной речи оказывается малоэффективной. Некоторые исследователи предлагали использовать чтение для стимуляции появления речи у неговорящих детей (Резниченко Т.С., «Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников». Автореферат диссертации канд. пед. наук. М., 2007). Практика показала эффективность этого приема. Среди многочисленных пособий для начального периода обучения чтению, доступных в настоящее время, мы рекомендуем пособие «Занимательный букварь» Т.С. Резниченко. Он рассчитан на обучение чтению послоговым методом детей с тяжелыми нарушениями речи. «Для преодоления системных нарушений речи у дошкольников обучение чтению необходимо включать в содержание логопедических занятий с самого начала коррекционноразвивающего воздействия (Резниченко Т.С., автореферат диссертации, стр. 5)» Здесь необходимо уточнить, что процесс обучения чтению мы используем как прием активизации речи и на этом этапе не ставим перед собой задачи быстрого обучения ребенка чтению. 4. Развитие понимания речи. Развитие понимания речи содержит несколько направлений. Первое – обучение пониманию инструкций. Инструкции даются с учетом реальной необходимости – дай карандаш, мишку, покажи, обведи, соедини и т.д. Инструкции постепенно усложняются по мере развития речи ребенка. Желательно повторять периодически и те инструкции, которые уже были отработаны. Важно, давая ребенку инструкцию, следить не только за тем, чтобы она была понята ребенком, но и добиваться обязательного ее выполнения. Второе направление – соединение слова с предметом, действием или понятием. Здесь желательно активное использование наглядного материала – как иллюстративного, так и настоящих предметов, игрушек. Третье направление – развитие у ребенка способности понимать значение грамматических форм слова. Четвертое направление-работа с текстом. «Первое, чему должен научить неговорящего ребенка учитель, это слушать и понимать рассказы и сказки, соответствующие его развитию и интересам». (Трауготт Н.Н., «Системные нарушения речи. Алалия. Афазия». М, «Владос», 2007. Стр. 13). Кроме того, на протяжении всего курса занятий педагог должен следить за тем, чтобы ребенок научился понимать использованные в материале занятий слова и понятия. 2
Стр.5
5.Развитие активного словаря. На начальном этапе коррекционной работы при формировании словаря мы, в первую очередь, ставим себе задачу расширения пассивного словаря, улучшения понимания речи окружающих и активизации собственной речи ребенка. Не стоит добиваться правильного произношения слов. « Так как и развитие слоговой структуры, и развитие звуковой стороны осуществляется в ходе развития речи» (Гриншпун Б.М., там же, стр. 160). Важно, чтобы слово, даже звучащее искаженно, закрепилось за конкретным понятием. Развитие словаря должно происходить гармонично – практически одновременно отрабатываются предметный и глагольный словари, запоминаются названия цветов. Практически сразу вводится однословное предложение. Указательные слова: вот, тут, там, это и др. Однословное предложение, состоящее из глагола в повелительном наклонении, желательно использовать с первого урока. Педагог стремится к тому, чтобы ребенок повторял и сам использовал такие предложения. 6. Формирование грамматического строя речи. На первом этапе нашей целью является пассивное понимание грамматических изменений слова. Наша задача — обратить внимание ребенка на окончания слов, значение простых предлогов. Работа над пониманием наиболее частотных предлогов: у, в, на, с, к, за, по, из, под, над, через, между тесно связана с формированием пространственных представлений. Важное место занимают такие грамматические темы, как: образование множественного числа существительного, род существительных (эта тема очень медленно усваивается детьми, поэтому ее целесообразно вводить на самых ранних этапах работы.). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление глагола в настоящем и прошедшем времени. Согласование в числе глагола настоящего времени с существительным. Большую трудность представляет усвоение значений личных местоимений. Это связано как с медленным усвоением категории рода, так и с замедленным, а часто искаженным осмыслением социальных отношений. 7. Формирование простой фразы, диалога. На протяжении всего периода занятий с ребенком педагог проводит работу по формированию навыка простейшего диалога, использованию слов «здравствуйте» и «до свидания». Педагог каждый раз в начале занятия задает ребенку вопросы о том, с кем он пришел, какая погода на улице и т.д. На начальном этапе достаточно того, чтобы ребенок отвечал на такие вопросы «да» или «нет». Кроме того, все логопедическое занятие должно быть активным непринужденным диалогом педагога с ребенком. Каждая картинка пособия, каждое задание дают возможность ведения диалога. Желательно избегать излишней академичности в подаче материала. На данном этапе работы по развитию речи основная цель, стоящая перед педагогом, – формирование простой фразы. Работа проводится в три этапа: предложение, состоящее из одного слова, двух слов (подлежащего и сказуемого), предложение из подлежащего, сказуемого и дополнения. Однословное предложение это, как правило, глагол в повелительном наклонении (дай, возьми, принеси и т. д.) или краткие ответы на вопросы. Сначала педагог помогает ребенку, дает образцы ответов. Помогает составить предложение. Пока от ребенка не требуется четкого произнесения слов и окончаний. Работа считается выполненной тогда, когда ребенок без затруднений может произнести все предложения после предъявления картинки. 8. Формирование графических навыков. Упражнения на развитие графических навыков преследуют несколько целей. Прежде всего – подготовить руку к письму. Это долгий процесс, и чем раньше он начат, тем лучше. Кроме того, в пособии использованы упражнения, где ребенок должен соединить картинки линией, обвести нужную картинку. То есть использовать графические навыки уже в целях закрепления знаний. И, наконец, работа с карандашом и бумагой развивает у ребенка усидчивость, внимание и способность действовать по инструкции, что необходимо для дальнейшего обучения. 9. Формирование понятий: «одинаковыйразный». Цвет, форма, размер, количество (один – много). Все эти понятия – базовые для развития речи. Пока ребенок их не усвоит, его речевое развитие не продвинется дальше отдельных слов. 10. Пространственные представления. Пространственные представления формируются у детей очень медленно, поэтому работу по их формированию тоже желательно вести с самого начала коррекционной работы. Отрабатывать такие понятия, как «лево-право», «между», «около», «ближе», «дальше». Эта работа тесно связана с работой над предлогами. 11. Чтение текстов. 3
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст