УДК 376.1.016-058.264:81-028.31
ББК 74.3
К49
К49
Климонтович, Екатерина Юрьевна.
Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5–4 лет / Е. Ю. Климонтович. — 6-е изд.,
эл. — 1 файл pdf : 89 с. — Москва : Теревинф, 2024. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 12". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-4212-0755-9
В пособии представлена система игр и упражнений по развитию речи, сложившаяся в процессе 30-летней практической
работы автора. Предлагаемая система позволяет не только гармонично развивать речь и формировать
начальные учебные навыки, но и наладить активное взаимодействие с ребенком.
Подход автора показал свою универсальность как в работе с нормально развивающимися детьми 3–4 лет, так
и с детьми с ОНР, ЗПР, ЗПРР, аутизмом.
Пособие адресовано логопедам, дефектологам, коррекционным педагогам, воспитателям, студентам дефектологических
факультетов, а также родителям.
УДК 376.1.016-058.264:81-028.31
ББК 74.3
Электронное издание на основе печатного издания: Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5–4 лет /
Е. Ю. Климонтович. — Москва : Теревинф, 2012. — 88 с. — ISBN 978-5-4212-0085-7. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе
требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-4212-0755-9
© Климонтович Е., 2010
© Красновский Д., 2010
© Теревинф, 2012
Стр.3
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ
ЛОГОПЕДИЯ
пособие по развитию речи
Введение
Это методическое пособие адресовано, прежде всего, родителям
детей с нарушениями речевого развития, няням,
воспитателям, студентам дефектологических факультетов,
психологам и логопедам, работающим в условиях
амбулаторного приема. Цель пособия – формирование
у ребенка основ общеупотребительной речи. То есть оно
предназначено для того, чтобы облегчить первый шаг в
развитии речи ребенка и создать базу для дальнейшего
речевого и интеллектуального развития. Данное методическое
пособие представляет собой авторскую интерпретацию
классических подходов к коррекции речевых
нарушений, сформированных отечественными дефектологами.
Используя материалы пособия, можно построить
коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка.
Основная особенность пособия – развитие речи достигается
в совместной деятельности педагога и ребенка,
родителей и ребенка. На ранних этапах обучения перед
педагогами и родителями стоит комплексная задача
формирования у ребенка основ учебной деятельности,
целенаправленности, базовых когнитивных предпосылок
и развития речи, причем прежде всего полноценного
понимания речи. Рекомендуется использовать пособие,
не дожидаясь того, чтобы ребенок научился сидеть за
столом, держать карандаш, немного говорить, слушать
педагога и активно повторять. Эффективнее в процессе
работы с пособием вырабатывать все эти умения. Другое
дело, что сроки прохождения программы в таких случаях
значительно увеличиваются. Пособие ориентировано
не на возраст ребенка, а на состояние его речи. Конечно,
в зависимости от причины нарушения развития речи при
одинаковом состоянии речи уровень развития ребенка,
его фоновых знаний, графических возможностей может
достаточно сильно различаться. Кроме того, одни дети
отличаются упорядоченным поведением, другие — выраженным
негативизмом, затруднениями в восприятии
инструкций и не имеют организационных навыков, как часто
бывает с аутичными детьми. То есть перед логопедом
и родителями стоят в разных случаях разные задачи. Эти
задачи решаются в рамках «индивидуального подхода».
Способы работы с пособием определяет специалист при
индивидуальном планировании. Можно проходить материал
пособия «урок в урок», можно брать сразу два урока
за занятие или один урок в неделю, в две недели. Можно
возвращаться к уже пройденному, но плохо усвоенному
материалу. Кроме того, можно использовать материал
пособия в произвольном порядке, исходя из конкретных
потребностей ребенка.
В зависимости от возможностей ребенка, можно дополнять
материал пособия упражнениями из других пособий,
имеющихся в продаже (список рекомендованной литературы
приложен в конце пособия). Сложность заданий во
многом варьируется в зависимости от степени самостоятельности
выполнения их ребенком. На начальном этапе
все задания взрослый может выполнять с ребенком вместе,
«водя его рукой». Постепенно ребенок начинает что-то
делать самостоятельно, а к концу курса обучения ребенок
может с незначительной помощью выполнять все задания.
Стр.4
Основные направления
работы, представленные
в пособии
Работа по развитию речи традиционно строится по
принципу концентрических кругов. В нашем пособии
дан «первый круг», первый этап работы. На этом этапе
намечаются сразу практически все темы предстоящей
логопедической работы.
1. Работа над артикуляцией.
А. На этом этапе работы основная цель – развитие
подвижности артикуляционного аппарата и точности
артикуляционных движений, выработка основных
артикуляционных укладов. Очень важно научить ребенка,
следуя инструкции логопеда, произвольно придавать
органам артикуляции заданные позы. Проводя
эту работу можно пользоваться зеркалом, но в тех
случаях, когда ребенок не хочет смотреться в зеркало,
упражнения делаются по показу. Часто эта работа приводит
к тому, что даже трудные звуки формируются
правильно.
Б. Работа над звукопроизношением. У большинства
детей с недоразвитием речи формируется нечеткое
звучание речи, речь либо замедленная, либо, наоборот,
слишком быстрая, дети говорят или слишком
громко, или слишком тихо, невнятно, монотонно. Коррекция
всех этих проблем и входит в область работы
над звукопроизношением. На начальном этапе эта
работа проводится в основном на материале гласных
звуков.
2. Развитие слухового восприятия.
Обычно такая работа проводится сначала с использованием
неречевых звуков, но практика показывает, что
вполне целесообразно начинать работу непосредственно
с выделения звука из ряда звуков. Очень хорошо,
если параллельно проводятся музыкальные занятия,
на которых ребенка приучают слушать и дифференцировать
неречевые звуки. Логопеду следует начинать с
самых простых заданий: он учит выделять гласный звук
из ряда звуков (сначала из двух), постепенно наращивая
сложность. Эту работу лучше проводить ежедневно,
как своего рода гимнастику. Одни и те же упражнения
повторяются по многу раз, так как этот вид работы
сложен для большинства детей. Ребенок постепенно
понимает поставленную перед ним задачу и с удовольствием
играет в эту «игру».
3. Обучение чтению.
Опыт работы показывает, что в случаях длительного отсутствия
речи прямая активизация экспрессивной речи
оказывается малоэффективной. Некоторые исследователи
предлагали использовать чтение для стимуляции
появления речи у неговорящих детей (Резниченко Т.С.,
«Обучение чтению как средство коррекции системных
нарушений речи у дошкольников». Автореферат диссертации
канд. пед. наук. М., 2007). Практика показала эффективность
этого приема.
Среди многочисленных пособий для начального периода
обучения чтению, доступных в настоящее время, мы
рекомендуем пособие «Занимательный букварь» Т.С.
Резниченко. Он рассчитан на обучение чтению послоговым
методом детей с тяжелыми нарушениями речи. «Для
преодоления системных нарушений речи у дошкольников
обучение чтению необходимо включать в содержание
логопедических занятий с самого начала коррекционноразвивающего
воздействия (Резниченко Т.С., автореферат
диссертации, стр. 5)»
Здесь необходимо уточнить, что процесс обучения чтению
мы используем как прием активизации речи и на
этом этапе не ставим перед собой задачи быстрого обучения
ребенка чтению.
4. Развитие понимания речи.
Развитие понимания речи содержит несколько направлений.
Первое – обучение пониманию инструкций. Инструкции
даются с учетом реальной необходимости –
дай карандаш, мишку, покажи, обведи, соедини и т.д.
Инструкции постепенно усложняются по мере развития
речи ребенка. Желательно повторять периодически и те
инструкции, которые уже были отработаны. Важно, давая
ребенку инструкцию, следить не только за тем, чтобы
она была понята ребенком, но и добиваться обязательного
ее выполнения. Второе направление – соединение
слова с предметом, действием или понятием. Здесь желательно
активное использование наглядного материала
– как иллюстративного, так и настоящих предметов,
игрушек. Третье направление – развитие у ребенка способности
понимать значение грамматических форм слова.
Четвертое направление-работа с текстом. «Первое,
чему должен научить неговорящего ребенка учитель, это
слушать и понимать рассказы и сказки, соответствующие
его развитию и интересам». (Трауготт Н.Н., «Системные
нарушения речи. Алалия. Афазия». М, «Владос», 2007.
Стр. 13). Кроме того, на протяжении всего курса занятий
педагог должен следить за тем, чтобы ребенок научился
понимать использованные в материале занятий слова и
понятия.
2
Стр.5
5.Развитие активного словаря.
На начальном этапе коррекционной работы при формировании
словаря мы, в первую очередь, ставим себе задачу
расширения пассивного словаря, улучшения понимания
речи окружающих и активизации собственной речи ребенка.
Не стоит добиваться правильного произношения
слов. « Так как и развитие слоговой структуры, и развитие
звуковой стороны осуществляется в ходе развития речи»
(Гриншпун Б.М., там же, стр. 160). Важно, чтобы слово,
даже звучащее искаженно, закрепилось за конкретным
понятием.
Развитие словаря должно происходить гармонично –
практически одновременно отрабатываются предметный
и глагольный словари, запоминаются названия цветов.
Практически сразу вводится однословное предложение.
Указательные слова: вот, тут, там, это и др. Однословное
предложение, состоящее из глагола в повелительном наклонении,
желательно использовать с первого урока. Педагог
стремится к тому, чтобы ребенок повторял и сам использовал
такие предложения.
6. Формирование грамматического строя
речи.
На первом этапе нашей целью является пассивное понимание
грамматических изменений слова. Наша задача —
обратить внимание ребенка на окончания слов, значение
простых предлогов.
Работа над пониманием наиболее частотных предлогов:
у, в, на, с, к, за, по, из, под, над, через, между тесно связана
с формированием пространственных представлений.
Важное место занимают такие грамматические темы, как:
образование множественного числа существительного,
род существительных (эта тема очень медленно усваивается
детьми, поэтому ее целесообразно вводить на самых
ранних этапах работы.). Образование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление
глагола в настоящем и прошедшем времени. Согласование
в числе глагола настоящего времени с существительным.
Большую
трудность представляет усвоение значений личных
местоимений. Это связано как с медленным усвоением
категории рода, так и с замедленным, а часто искаженным
осмыслением социальных отношений.
7. Формирование простой фразы, диалога.
На протяжении всего периода занятий с ребенком педагог
проводит работу по формированию навыка простейшего
диалога, использованию слов «здравствуйте» и «до свидания».
Педагог каждый раз в начале занятия задает ребенку
вопросы о том, с кем он пришел, какая погода на
улице и т.д. На начальном этапе достаточно того, чтобы
ребенок отвечал на такие вопросы «да» или «нет». Кроме
того, все логопедическое занятие должно быть активным
непринужденным диалогом педагога с ребенком. Каждая
картинка пособия, каждое задание дают возможность ведения
диалога. Желательно избегать излишней академичности
в подаче материала.
На данном этапе работы по развитию речи основная цель,
стоящая перед педагогом, – формирование простой
фразы. Работа проводится в три этапа: предложение, состоящее
из одного слова, двух слов (подлежащего и сказуемого),
предложение из подлежащего, сказуемого и
дополнения.
Однословное предложение это, как правило, глагол в повелительном
наклонении (дай, возьми, принеси и т. д.)
или краткие ответы на вопросы. Сначала педагог помогает
ребенку, дает образцы ответов. Помогает составить предложение.
Пока от ребенка не требуется четкого произнесения
слов и окончаний. Работа считается выполненной
тогда, когда ребенок без затруднений может произнести
все предложения после предъявления картинки.
8. Формирование графических навыков.
Упражнения на развитие графических навыков преследуют
несколько целей. Прежде всего – подготовить руку к
письму. Это долгий процесс, и чем раньше он начат, тем
лучше. Кроме того, в пособии использованы упражнения,
где ребенок должен соединить картинки линией, обвести
нужную картинку. То есть использовать графические навыки
уже в целях закрепления знаний. И, наконец, работа
с карандашом и бумагой развивает у ребенка усидчивость,
внимание и способность действовать по инструкции, что
необходимо для дальнейшего обучения.
9. Формирование понятий: «одинаковыйразный».
Цвет,
форма, размер, количество (один – много). Все эти
понятия – базовые для развития речи. Пока ребенок их не
усвоит, его речевое развитие не продвинется дальше отдельных
слов.
10. Пространственные представления.
Пространственные представления формируются у детей
очень медленно, поэтому работу по их формированию
тоже желательно вести с самого начала коррекционной
работы. Отрабатывать такие понятия, как «лево-право»,
«между», «около», «ближе», «дальше». Эта работа тесно
связана с работой над предлогами.
11. Чтение текстов.
3
Стр.6