Ъ Ь . и ч - ь г ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО Выпуск I Национальная СмОлиотека ЧР k-027024 к-027024 ВОЗВРАТИТЕ КНИГУ НЕ L обозначенного здесь срока г Г ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ' Л К «о ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО Вопросы теории и истории Выпуск I Чебоксары — 1994 S b v таерся по постановлению та Чувашского государственного ута) гуманитарных наук o f 24 ноября 1994 г. С О Д Е Р Ж А Н И Е А. А. Трофимов. <...> Кёпе как символ культуры и знак обрядовых действий А. А. Осипов. <...> Музыкальное действие свадебного церемониала в доме невесты у чувашей вирьял . <...> Как отметил видный чувашский искусствовед, ведущий специалист по народному искусству А. <...> Русское этнотеатроведение определяет ряженье как «тип игрового перевоплощения» (Л. Ивлева <...> Таким образом, ряженье как тип перевоплощения является, пожалуй, наиболее изученным и притягивающим внимание исследователей явлением. <...> 12 По нашему мнению, приуроченность ряженья к Ҫветкӑ есть результат взаимовлияний разных народных культур, но чувашский тип перевоплощения, видимо, отличается от традиций соседних народов. <...> Подобные установления здесь, видимо, связаны со своеобразной символикой кёпе — верхнего платья — в чувашской народной духовной культуре. <...> Если типы перевоплощения рассматривать под подобным углом зрения, можно предположить, что в тех традициях, которые отрицают ряженье и лицевые маски, способы изображения несколько отличаются от традиций, применяющих ряженье и маски. <...> В другой детской игре, зафиксированной под названием «Касрнмушкалла», «Костйрмушкалла» (В Касримушку, В Костӑрмушку), дети выбирают или назначают с помощью считалки Отца Касримушки или самого Касримушку, а в деревне Турмыши Янтиковского р-на ЧР та же игра встречается под названием «Уртиванла»— «В Уртивана» (Уртиван — мужское имя). <...> В данном варианте Уртиван отвечает на вопрос: Мён тйван? <...> К сожалению, в записи Г. Воронцова нет хотя бы приблизительного перечисления ответов-названий, а лишь отмечается, что на последний <...>
Чувашское_искусство__вопросы_теории_и_истории.pdf
S b v
таерся по постановлению
та Чувашского государственного
ута) гуманитарных наук
o f 24 ноября 1994 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
А. А. Трофимов. Архитектурный ансамбль центра столицы Чувашской
Республики
.
Ю. В. Викторов. Изобразительное искусство Чувашии в 1993 г. (Обзор)
И. А . Дмитриев. Кёпе как символ культуры и знак обрядовых действий
А.
А. Осипов. Музыкальное действие свадебного церемониала в доме
невесты у чувашей вирьял
.
М. Г. Кондратьев. О предыстории и зарождении профессиональных
форм в чувашском музыкальном искусстве
С. И. Федорова. Фортепианные произведения Геннадия Воробьева
П ерсоналии
Ученый-театровед. Фаина Александровна Романова .
Народный артист РСФСР. Виктор Иосифович Родионов
Заслуженный артист РСФСР. Николай Степанович Степанов .
Ц0У\ - ч>.
НЯ1ИСМЛЛЬШ 6И Б Л С ТШ
Чувашской
Республики
ISBN 5-87677-003-5
(Б) Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 1994
Стр.4