МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ФИНАНСОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» Христофорова Ирина Владимировна Эльканова Елена Алексеевна Макеева Дина Рафиковна Сырейщикова Ольга Александровна Переяславский Виталий Иванович Вилисов Валерий Яковлевич Атаров Николай Захарович КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСА ИНТЕГРАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ Монография Королев 2015 ББК (У) 65.292 УДК 334.723 К66 Рецензенты: Веселовский М.Я., д.э.н., профессор, зав. кафедрой управления ГБОУ ВПО «Финансово-технологическая академия Московской области», Черникова Л.И., д.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и управления ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» Научный руководитель и редактор работы: д.э.н., профессор Христофорова И.В. <...> В работе содержатся научные положения, выводы и рекомендации, позволяющие оценивать и корректировать интеграционные стратегии корпорации. <...> Анализ эволюции формирования корпоративных структур в России: первый и второй этапы (с 1992 по 1998 и с 1999 по 2003гг.) <...> Анализ формирования сегмента государственных корпораций и начала второй волны приватизации: третий и четвертый этапы эволюции корпораций (с 2004 по 2009 и с 2010 по 2013гг.) <...> Методика анализа, оценки эффективности и корректировки комплекса интеграционных стратегийкорпорации. <...> Апробация методики оценки интеграционных стратегий на примере корпорации «Ростелеком» . <...> Понятие «корпорация» широко применяется в хозяйственной практике, фигурируя в официальных наименованиях различных частных и государственных структур корпоративного типа, среди которых «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпром», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Русгидро», «Северсталь», «Интеррос», «Росагролизинг», «Роскосмос», «РЖД», «Роснано», «Ростелеком» и др. <...> В то же время каждая корпоративная структура представляет собой интегрированное <...>
Корпоративное_управление_в_России_формирование_и_развитие_комплекса_интеграционных_стратегий.pdf
ББК (У) 65.292
УДК 334.723
К66
Рецензенты:
Веселовский М.Я., д.э.н., профессор, зав. кафедрой управления ГБОУ ВПО
«Финансово-технологическая академия Московской области»,
Черникова Л.И., д.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и управления ФГБОУВПО
«Российский государственный университет туризма и сервиса»
Научный руководитель и редактор работы:
д.э.н., профессор Христофорова И.В.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Проф. И.В. Христофорова (введение, §§1.1,1.2; 2.3; 3.1,3.2,3.3;4.1; 5.3, 5.4)
К66
Доц. Е.А. Эльканова (§§1.1, 1.2, 1.3; 2.1, 2.2, 2.3; 3.1, 3.2, 3.3; 5.1, 5.2, 5.3, 5.4)
Доц. Д.Р. Макеева (§§1.1, 1.2.,1.3.;4.2, 4.3; заключение)
Доц. О.А.Сырейщикова (§§5.1, 5.2)
Доц. В.И. Переяславский (§ 5.2)
Проф. В.Я. Вилисов (§4.1)
Проф. Н.З. Атаров (§5.1)
Корпоративное управление в России: формирование и развитие комплекса
интеграционных стратегий: монография / под общей научной редакцией И.В.
Христофоровой. – М.: Издательство «Научный консультант», 2015 – 248 с.
ISBN: 978-5-9906383-4-1
В данной монографии авторами проведен анализ и выявлены тенденции
развития корпоративного управления в России, а также определены особенности
формирвоания и развития корпоративных стретегий. В работе содержатся научные
положения, выводы и рекомендации, позволяющие оценивать и корректировать
интеграционные стратегии корпорации. Результаты исследования могут найти
применение в ходе определения направлений развития деятельности корпораций.
Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания
экономических дисциплин в учреждениях высшего профессионального
образования.
ББК (У) 65.292
УДК 334.723
ISBN 978-5-9906383-4-1
© Коллектив авторов, 2015
© Оформление. ООО «Научный консультант», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 5
1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ ...................................................... 8
1.1. Исторические аспекты создания объединений .............................................. 8
1.2. Экономические предпосылки объединения предприятий .......................... 16
1.3. Классификация объединений предприятий ................................................. 25
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ......................... 40
2.1. Генезис основных аспектов теории управления
корпорациями и роль корпораций в современной экономике ......................... 40
2.2. Процессы корпоративного строительства и модели
корпоративного управления ................................................................................. 48
2.3. Интеграционные стратегии современной корпорации .............................. 61
3. ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР
В РОССИИИ. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРИМЕНЯЕМЫХ ИМИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ .................. 75
3.1. Анализ эволюции формирования корпоративных
структур в России: первый и второй этапы (с 1992 по 1998
и с 1999 по 2003гг.) ............................................................................................... 75
3.2. Анализ формирования сегмента государственных
корпораций и начала второй волны приватизации: третий
и четвертый этапы эволюции корпораций (с 2004 по 2009 и
с 2010 по 2013гг.) .................................................................................................. 83
3.3. Анализ применения интеграционных стратегий
и эффективности функционирования государственных корпораций.............. 94
4. СТРАТЕГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОРПОРАЦИЯМИ И ХОЛДИНГАМИ ........................................................... 109
4.1. Инструменты управления ............................................................................ 109
стратегической эффективностью корпорации ................................................. 109
4.2. Стратегии образования холдинговых структур ........................................ 125
4.3. Модель управления сервисными корпорациями
холдингового типа. .............................................................................................. 141
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ И
КОРРЕКТИРОВКЕИНТЕГРАЦИОННЫХ
СТРАТЕГИЙ КОРПОРАЦИЙ ............................................................................ 163
5.1. Методика анализа, оценки эффективности
и корректировки комплекса интеграционных стратегийкорпорации............ 163
5.2. Апробация методики оценки интеграционных
стратегий на примере корпорации «Ростелеком» ............................................ 175
5.3 Основные направления развития и интеграционных ................................ 185
стратегий корпорации «Ростелеком» ................................................................ 185
3
Стр.3
5.4. Проблемы и перспективы стратегического
развития корпорации России ............................................................................. 194
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 201
Библиографический список: ............................................................................... 208
Приложение 1. Классификация метакорпораций* .......................................... 225
Приложение 2 Характеристики моделей интеграции* ................................... 232
Приложение 3 ...................................................................................................... 233
Приложение 4 ...................................................................................................... 235
Приложение 5 ...................................................................................................... 236
4
Стр.4