ПРИКЛАДНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА в органах внутренних дел Под редакцией доктора педагогических наук, доктора юридических наук, заслуженного работника высшей школы РФ, профессора В.Я. Кикотя, доктора психологических наук, доктора педагогических наук, заслуженного работника высшей школы РФ, профессора А.М. Столяренко Допущено Министерством внутренних дел Российской Федерации в качестве учебника для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля Москва 2015 УДК 37.013:34 ББК 74.6+67 П75 Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних П75 дел: учебник для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России юрид. профиля / под ред. <...> Распространено мнение, что педагогика — науке о школе и детишках, что она нужна только учителям, а сотрудники ОВД — взрослые люди, которые в силу жизненного опыта и без нее разбираются в вопросах воспитания, образовании, обучения, развития, да и «дело у нас серьезное — не до педагогики». <...> Задача построения в России демократического правового общества, а также проблемы правовой 1 См. Юридическая педагогика в МВД / Под ред. <...> Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории. <...> Большим шагом в продвижении педагогики в системе МВД стал выход в 2004 г. учебника «Юридическая педагогика» (под ред. <...> Необходимо разработать и принять наставление по научно-педагогическому обеспечению • деятельности органов внутренних дел; создание вертикали управления (от центрального аппарата МВД РФ до подразделений органов внутренних дел на местах) • научно-педагогическим обеспечением; комплектования подразделений службы научно-педагогического обеспечения лицами, имеющими педагогическое образование и получившими дополнительную подготовку по юридической педагогике, правовым <...>
Прикладная_юридическая_педагогика._Учебник._Гриф_МВД_РФ.pdf
УДК 37.013:34
ББК 74.6+67
Ï75
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних
П75 дел: учебник для курсантов и слушателей образоват. учреждений
МВД России юрид. профиля / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко.
— Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 512 ñ.
I. Кикоть, Владимир Яковлевич. II. Столяренко, Алексей Михайлович.
2015.
ISBN 978-5-238-01277-3
Агентство CIP РГБ
Учебник представляет полную систему накопленных научных знаний о
специфике проблем юридической педагогики в органах МВД. Соответствует
стандартам учебной программы «Психология и педагогика в деятельности
ОВД», реализуемой в образовательных учреждениях МВД.
В книге обосновываются перспективные пути и способы полного использования
потенциала юридической педагогики, являющегося действенным резервом
совершенствования практики работы с кадрами в современных условиях,
их воспитания, образования, обучения, развития, повышения эффективности
оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Приводятся
научно обоснованные практические рекомендации и педагогические технологии
работы.
Для работников образовательных учреждений МВД всех уровней и ступеней,
слушателей, курсантов, адъюнктов, исследователей, а также руководителей
органов внутренних дел, работников управленческих аппаратов, других
категорий сотрудников правоохранительных органов.
ББК 74.6+67
ISBN 978-5-238-01277-3
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008
Принадлежит исключительное право на использование
издания. Воспроизведение всей книги или
какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо
форме запрещается без письменного разрешения
издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
ПРИКЛАДНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
в органах внутренних дел
Оригинал-макет И.С. Юрина. Оформление художника А.П. Яковлева
Санитарно-эпидемиологическое заключение ¹ 77.99.60.953.Ä.005315.05.07 от 08.05.2007 ã.
Редактор Л.С. Антоненко. Корректор Л.П. Кравченко
Подписано в печать 20.11.2007 (ñ готовых ps-ôàéëîâ). Èçä. ¹ 1116
Формат 60½90 1/16. Áóì. ãàç. Óñë. ïå÷. ë. 32,0. Ó÷.-èçä. ë. 27,0. Тираж 1000 ýêç. Заказ
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА». Генеральный директор В.Н. Закаидзе
123298, Ìîñêâà, óë. Ирины Ëåâ÷åíêî, 1. Òåë.: 8-499-740-60-14
Òåë./ôàêñ: 8-499-740-60-15. www.unity-dana.ru E-mail: unity@unity-dana.ru
Отпечатано в ОАО «ÈÏÊ «Ульяновский Дом ïå÷àòè». 432980, ã. Ульяновск, óë. Гончарова, 14
Стр.3
Оглавление
Предисловие
Часть I. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В РЕШЕНИИ
ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ОРГАНАМИ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
4
9
Глава 1. Научные основы юридической педагогики в МВД 10
1.1. Деятельность органов МВД в современных условиях и педагогика 10
1.2. Предмет, цель и задачи юридической педагогики в системе МВД 17
1.3. Юридико-педагогическая феноменология в сфере
правоохранительной практики
1.4. Методология прикладных юридико-педагогических исследований
в МВД
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
Глава 2. Педагогическая профессиография в органах
внутренних дел
2.1. Сущность, задачи и содержание педагогической
профессиографии в органах внутренних дел
2.2. Специфические требования к личности основных категорий
сотрудников
2.3. Требования к профессионально-педагогической
подготовленности сотрудников
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
Глава 3. Педагогика в кадровом обеспечении деятельности
органов внутренних дел
3.1. Сущность, основные направления кадрового обеспечения
и их связь с педагогикой
3.2. Педагогическая диагностика в кадровом обеспечении
3.3. Педагогическая характеристика кадрового аппарата
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
Глава 4. Полицейская педагогика за рубежом
4.1. Общая характеристика развития и состояния полицейской
педагогики за рубежом
4.2. Педагогические аспекты обеспечения деятельности сотрудников
полиции
4.3. Профессиональное образование сотрудников полиции
за рубежом
4.4. Правовое воспитание населения за рубежом
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
23
33
37
38
39
39
48
53
58
58
59
59
67
72
78
78
80
80
89
93
101
110
110
Стр.510
510
Часть II. ПЕДАГОГИКА ПОВЫШЕНИЯ КАДРОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 112
113
Глава 5. Педагогика воспитания в органах внутренних дел
5.1. Воспитание в работе с кадрами и обеспечении оперативнослужебной
деятельности
5.2. Основы педагогической теории воспитания
5.3. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
5.6. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
5.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников
5.8. Экзистенциальная педагогика и воспитание в органах
внутренних дел
113
126
133
5.4. Педагогическая работа с коллективом органа внутренних дел 139
5.5. Государственно-профессиональное воспитание
161
5.9. Формирование профессиональной культуры речи у сотрудников 168
5.10. Педагогические пути профилактики и преодоления
профессиональной деформации сотрудников ОВД
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
Глава 6. Педагогика профессионального образования
в системе МВД
6.1. Образования в системе МВД и возможности педагогики
в повышении ее качества
6.2. Образовательный процесс и педагогические условия
его эффективности
6.3. Педагогические модели специалистов — выпускников
образовательных учреждений МВД России
6.4. Личностно-формирующий потенциал образовательного
учреждения и его реализация
6.8. Специфика деятельности средних и начальных
образовательных учреждений системы МВД
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
Глава 7. Служебно-боевая подготовка сотрудников органов
внутренних дел
174
185
186
188
188
195
203
209
6.5. Формы и виды занятий, организация и методика их проведения 219
6.6. Методическая система образовательного учреждения МВД 232
6.7. Педагогические технологии в образовательном процессе
252
253
255
7.1. Правовые и педагогические основы служебно-боевой
подготовки 255
7.2. Педагогические принципы служебно-боевой подготовки
7.3. Организация и методика занятий с сотрудниками
7.4. Общая методика совершенствования профессиональных
знаний, умений и навыков у сотрудников
276
261
270
236
245
147
152
157
Стр.511
Оглавление
511
7.5. Педагогическая система профессионально-психологической
подготовки 282
7.6. Педагогические особенности групповой и организационной
подготовки 289
7.7. Педагогические особенности тактической, огневой
и физической подготовки
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
Глава 8. Педагогика в деятельности руководителя органа
внутренних дел, преподавателя и сотрудника
8.1. Субъект педагогической деятельности в системе МВД
и его основные характеристики
8.2. Педагогическая культура в деятельности преподавателя
образовательного учреждения МВД
8.3. Техника педагогических действий субъекта педагогической
деятельности
8.4. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей
занятий в органах внутренних дел
8.5. Профессионалъно-педагическая подготовка сотрудников
различных категорий
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
Глава 9. Педагогика управления органом внутренних дел
295
311
312
313
313
316
323
327
331
335
336
337
9.1. Педагогическая концепция управления органом внутренних дел 337
9.2. Педагогическая функция в деятельности руководителя ОВД 345
9.3. Руководитель ОВД как организатор профессиональнопедагогического
процесса
9.4. Педагогические технологии в повседневном управлении
деятельностью личного состава
9.5. Педагогическая компетентность руководителя
и ее совершенствование
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
Часть III. Педагогическое обеспечение оперативно-служебной
и служебно-боевой деятельности
Глава 10. Педагогика участия органов внутренних дел
в правовоспитательной работе с населением
10.1. Педагогика правовоспитания населения и участие в ней
органов внутренних дел
10.2. Педагогические особенности правовоспитательной
работы с молодежью
10.3. Педагогические аспекты задачи соблюдения прав человека
в деятельности органов внутренних дел
352
356
366
370
371
372
373
373
378
382
Стр.512
512
10.4. Педагогика в деятельности участковых уполномоченных
милиции
10.5. Педагогика в работе общественных пунктов охраны порядка 393
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
388
398
398
Глава 11. Криминологическая, криминальная и превентивная
педагогики в деятельности органов внутренних дел 400
11.1. Криминологическая педагогика
11.2. Криминальная педагогика
11.3. Основы превентивной педагогики
11.4. Педагогика в предупреждении и пресечении отклоняющегося
поведения несовершеннолетних
400
407
414
11.5. Педагогика в обеспечении безопасности дорожного движения 431
11.6. Педагогика профилактики рецидивной преступности
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
445
446
Глава 12. Педагогическое обеспечение решения задач
в экстремальных условиях
12.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников
органов внутренних дел
12.2. Экстремальная подготовленность сотрудника
12.3. Основы экстремальной подготовки сотрудников
12.4. Организация экстремальной подготовки
12.5. Методика экстремальной подготовки
12.6. Подготовка спецподразделений
12.7. Подготовка сотрудников ОВД к действиям по обеспечению
личной профессиональной безопасности
12.8. Экстремально-управленческая подготовка руководителей
(начальников, командиров)
12.9. Педагогическое обеспечение действий личного состава
в экстремальных условиях
12.10. Педагогическое обеспечение работы с личным составом
в постэкстремальный период
Контрольные вопросы и практикум
Рекомендуемая литература
447
447
453
459
464
469
475
483
488
494
501
508
508
420
436
Стр.513