№ 18 ГРАНИ „Философская нищета марксизма" (по поводу книги проф. <...> Её достоинствами являются: 1) Богатая эрудиция автора как в специальной философской, так и в общей литературе; в частности детальное знание марксистской литературы. <...> 2) Логическая цепкость мысли автора, благодаря чему он своей неумолимой логикой вскрывает деоректность марксистской философии и не дает ей ускользнуть ни в одну лазейку. <...> В первой части автор прежде всего оспаривает общий филососрский материализм марксизма. <...> Поскольку этот материализм остается материализмом, он, несмотря на заявление марксистов, неизбежно носит форму вульгарного материализма: существует лишь материя; дух, мысль, сознание есть такой же продукт материи, мозга, как желчь продукт печени. <...> Петрова (<оНовое Русское Слово» от 23 марта 1953 г.) возражает: «Существует одна ошеломляющая среднего человека теза, оправдьЕвающая как будто материализм. <...> Из-во «Посев», 1953. уничтожить и даже просто повредить мозг, то сознание прекращает свое бытие, а уничтожение сознания, смерть или даже глубокий обморок, не уничтожает материи мозга. <...> Но также верно, что не только уничтожение сознания вследствие смерти человека разрушает физико-химическую и другую материальную деятельность мозга, но и каждая чисто психическая травма порождает соответственную травму мозга и его деятельности. <...> Не 146 ГРАНИ прав, следовательно, материализм когда говорит: материя и движение есть всё. <...> Отсюда его утверждение, что «материальная жизнь первична, а духовная — вторична, производна», в чем и состоит основная догма экономического материализма. <...> Это воздействие сознания на бытие, противоречащее философскому и экономическому материализму, признает и Маркс как основатель революционного марксизма. <...> Отсюда идея борьбы классов с их противоречащими интересами и изображение всей истории как борьбы классов. <...> Поэтому не «вся история есть история, борьбы классов», а с таким же правом можно сказать, что «история <...>