А. Н. Джуринский СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ Монография Москва 2013 УДК 37 ББК 74 Д427 Рецензенты: Т. Л. Павлова, профессор, заведующая кафедрой педагогики Новосибирского государственного педагогического университета М. Г. Плохова, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета Д427 Джуринский А. Н. <...> В монографии заведующего кафедрой Московского педагогического государственного университета, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования А. Н. Джуринского рассмотрены генезис и современное состояние сравнительной педагогики как одной из важных отраслей педагогического знания. <...> В мировой педагогике происходят важные общие процессы. <...> На рубеже XX–XXI вв. движение мировой педагогики выглядит как многосторонний, масштабный процесс. <...> Растут разочарования в технократизме образования, усиливаются намерения возвратиться в новом виде к воспитанию, погружающему личность в океан национальной и мировой духовной культуры, ответить на вызовы многокультурного социума. <...> В мировой педагогике сформулированы несколько стратегических целей: решение проблем предшкольного воспитания, начального образования, обучения молодежи и взрослого населения, равенства полов в обучении, неграмотности, качества образования. <...> Перед мировой педагогикой стоит стратегическая цель – определить иерархию приоритетов, исходя из общечеловеческих ценностей. <...> В России и в других индустриально развитых странах педагогическая наука занята широким кругом проблем инноваций: компенсирующее обучение, промежуточное между начальным и полным общим образование, индивидуализация обучения (педагогика поддержки, уровневое обучение и прочее), непрерывное образование, мультикультурное обра6 ВВЕДЕНИЕ зование и прочее. <...> Российская педагогика утверждает свободу совести, предусматривает право <...>
Сравнительная_педагогика._Взгляд_из_России_Монография.pdf
УДК 37
ББК 74
Д427
Рецензенты:
Т. Л. Павлова, профессор, заведующая кафедрой педагогики
Новосибирского государственного педагогического университета
М. Г. Плохова, профессор кафедры педагогики Московского
педагогического государственного университета
Д427
Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика.
Взгляд из России: Монография. – М.: Прометей, 2013. – 162 с.
В монографии заведующего кафедрой Московского педагогического
государственного университета, доктора педагогических наук, профессора,
члена-корреспондента РАО, лауреата премии Правительства
Российской Федерации в области образования А. Н. Джуринского
рассмотрены генезис и современное состояние сравнительной педагогики
как одной из важных отраслей педагогического знания. Дан
анализ теоретико-методологических основ сравнительной педагогики.
Сопоставительно представлены тенденции развития педагогической
мысли в России и в мире. Охарактеризованы основные педагогические
идеи, концепции и теории. Предложены педагогические ответы на
вопросы, которые возникают в условиях глобализации, вызовов
мультикультурализма. Монография адресована ученым, преподавателям,
бакалаврам, магистрантам, аспирантам, докторантам, всем,
кого заботят судьбы отечественной педагогики школы, кого интересует
развитие образования и педагогической мысли в современном
мире.
Russia. M.: MSPU. – 162 p.
In the monograph of the Director of the Department of Moscow
Pedagogical State University, Ed. D., Member of Russian Academy of
Education, Laureate of R.F. Government Prize in Education, Prof.
Dzhurinskiy Alexander N. the genesis and present state of comparative
pedagogy as one of the most important branches of pedagogical study
are examined. A complete analysis of theoretic and methodological
bases of comparative pedagogy is given. The trends in development of
pedagogical thought in the world and in Russia are comparatively
presented. The main pedagogical ideas, con-cepts and theories are
characterized. Answers are given to the peda-gogical questions, which
arise in conditions of globalization, challenges of multiculturalism. The
monograph is addressed to scholars, teachers, bachelors, undergraduates,
graduate students, doctoral candidates, to all who care about the fate of
national pedagogy and schools, who are interested in the development
of education and educational thought in the modern world.
Dzhurinskiy Alexander N. Comparative Pedagogy. A View from
ISВN 978-5-7042-2381-8
© А. Н. Джуринский, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. Концептуализация сравнительной
педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Генезис до конца XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2. Ренессанс сравнительной педагогики . . . . . . . . . . . 20
1.3. Вызовы глобализации и мультикультурализма . . . 28
1.4. Вопросы методологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Глава 2. Педагогическая мысль:
сравнительный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
2.1. Дихотомия парадигм, идей, концепций, теорий . . . 78
2.2. Социальная педагогика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
2.3. Феноменологическая педагогика . . . . . . . . . . . . . . . 94
2.4. Концепции монокультурного образования . . . . . . 107
2.5. Педагогические концепции диалога культур . . . . 116
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Указатель имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Contents
Introduction . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Chapter 1. Conceptualization of comparative pedagogy . . . 9
1.1. Genesis until the end of XX century . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2. Renaissance of comparative pedagogy . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Challenges of globalization and multiculturalism . . . . . . 28
1.4. Methodological issues . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Chapter 2. Educational thought: comparative analysis . . . 78
2.1. The dichotomy of paradigms, ideas,
concepts, and theories . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
2.2. Social pedagogy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
2.3. Phenomenological pedagogy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
2.4. Concepts of monocultural education . . . . . . . . . . . . . . . . 107
2.5. Educational concepts of a cultural dialogue . . . . . . . . . . 116
References . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Index . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Стр.3