. На сегодняшний день в практике коррекционно-педагогической работы с неслышащими дошкольниками используются программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» (авторы Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко) и другие, рекомендованные Управлением по дошкольному воспитанию Гособразования СССР в 1991 г. Основное своеобразие программ заключается в том, что материал представлен в виде алгоритма обучения. <...> НАРУШЕНИЕ СЛУХА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА 1.1. <...> В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости: 1-я степень – снижение слуха не превышает 50 дБ; 2-я степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; 3-я степень – потеря слуха превышает 70 дБ. <...> При 1-й степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1–2 м, шепот около уха. <...> Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. <...> Глухие дети, воспринимающие более широкий диапазон частот (3-я и 4-я группы), могут реагировать – у уха или на небольшом расстоянии (до 15–20 см) – на звучания, разнообразные по своей частотной характеристике (голос разговорной громкости, некоторые музыкальные игрушки и инструменты и др.), а также различать на слух знакомые слова, более близкие по звучанию (с одинаковой слоговой структурой, но разным местом ударения) в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания; глухие дети со значительными остатками слуха могут воспринимать у уха контур незнакомых по звучанию слов. <...> В соответствии с ней средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000 и 2000 Гц. <...> Нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном <...>
Комплексная_программа_адаптивного_физического_воспитания_неслышащих_детей_в_дошкольных_образовательных_учреждениях.pdf
УДК 373
ББК 74.100.5я7
К27
А. И. Картавцева, О. Э. Евсеева
К27 Комплексная программа адаптивного физического
воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных
учреждениях : Учебное пособие [Текст] /
А. И. Картавцева; О. Э. Евсеева. – М. : Советский спорт,
2011 г. – 156 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0531-1
В учебном пособии отражены: классификация нарушений слуха,
причины нарушений слуха, психолого-педагогическая характеристика
и особенности психофизического развития неслышащих
детей дошкольного возраста. Представлена комплексная программа
адаптивного физического воспитания неслышащих детей старшего
дошкольного возраста с учетом комплексного и мультидисциплинарного
подхода.
Для организаторов и методистов-воспитателей адаптивного
физического воспитания, работников коррекционных образовательных
учреждений, родителей.
УДК 373
ББК 74.100.5я7
ISBN 978-5-9718-0531-1
© Картавцева А. И., Евсеева О. Э., 2011
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................ 3
1. Нарушение слуха и особенности развития детей
дошкольного возраста с патологией слуха ......................... 5
1.1. Классификация нарушений слуха ...................................... 5
1.2. Причины нарушений слуха ................................................... 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика
неслышащих детей дошкольного возраста ....................... 12
1.4. Характеристика физического развития неслышащих
детей дошкольного возраста ................................................. 15
1.5. Особенности организации адаптивного физического
воспитания неслышащих детей дошкольного
возраста ...................................................................................... 20
2. Комплексная программа адаптивного физического
воспитания неслышащих детей старшего дошкольного
возраста ............................................................................................ 26
2.1. Пояснительная записка .......................................................... 26
2.2. Занятия по физическому воспитанию
(программы «Воспитание и обучение глухих детей
дошкольного возраста», авторы Л.П. Носкова,
Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др., 1991) .......................... 33
2.3. Занятия с использованием универсального
спортивного комплекса .......................................................... 39
2.4. Лечебно-профилактические и реабилитационные
мероприятия ............................................................................. 85
3. Оценка физической подготовленности неслышащих
детей старшего дошкольного возраста ................................ 139
Приложения ......................................................................................... 143
Список литературы ............................................................................ 150
155
Стр.155