Чайников Психологическая подготовка студентов средствами физической культуры и спорта Рекомендовано Научно-методическим советом МГТУ им. <...> Психологическая подготовка студентов средствами физической культуры и спорта : учеб. пособие / А. П. Чайников. <...> На примере спортивной борьбы показаны способы совершенствования психических качеств в условиях тренировки и соревнований. <...> Н.Э. Баумана, 2013 c ВВЕДЕНИЕ Развитие волевых качеств нам важно не столько для состязаний, сколько для жизни. <...> Попробуй добиться совершенства во всех видах подготовки, тем более если ими заниматься раздельно. <...> Занимаясь физической культурой и спортом в любом возрасте, человек проходит все перечисленные виды подготовки. <...> Нет только смерти, потому что спортсмен до самой смерти остается спортсменом (или физкультурником). <...> Ясно, что при прочих равных условиях большего успеха добьется тот спортсмен, который лучше психологически подготовлен. <...> Психические качества, как и другие (физические, умственные, профессиональные), для своего развития или закрепления требуют постоянного упражнения. <...> Спортивная психология в настоящее время предлагает ряд методик по регулированию психических состояний спортсмена и их качественной и количественной оценке. <...> Практические рекомендации по тренировке психических качеств и регуляции психических состояний помогут студенту в его спортивной и неспортивной деятельности. <...> Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила название профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). <...> Под ППФП понимается раздел физического воспитания, обеспечивающий формирование и совершенствование свойств и качеств, необходимых в конкретной профессиональной деятельности [20]. <...> Цель ППФП — достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности. <...> 6 В рамках учебного пособия мы не ставим цель — подробно отразить <...>
Психологическая_подготовка_студентов_средствами_физической_культуры_и_спорта.pdf
УДК 37.037(075.8)
ББК 88.4
Ч-12
Рецензенты: И.Д. Cвищев, Е.Н. Богоявленский
Ч-12
Чайников А. П.
Психологическая подготовка студентов средствами физической
культуры и спорта : учеб. пособие / А. П. Чайников. — М.:
Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2013. — 79, [1] с. : ил.
ISBN 978-5-7038-3732-0
Pассмотрены вопросы психологической подготовки студентов
средствами физической культуры и спорта. Даны практические рекомендации
по регуляции психических состояний, возникающих в
процессе учебной, производственной, спортивной, тренировочной и
соревновательной деятельности, а также упражнения для тренировки
жизненно важных психических качеств. На примере спортивной
борьбы показаны способы совершенствования психических качеств
в условиях тренировки и соревнований.
Для студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, изучающих теоретические
и практические разделы дисциплины «Физическая культура». Может
быть полезно аспирантам, преподавателям высших учебных заведений,
педагогам.
УДК 37.037(075.8)
ББК 88.4
Учебное издание
Чайников Аркадий Павлович
Психологическая подготовка студентов
cредствами физической культуры и спорта
Редактор В.М. Царев
Корректор О.Ю. Соколова
Компьютерная верстка В.И. Товстоног
Подписано в печать 03.10.2013. Формат 60×84/16.
Усл. печ. л. 4,65. Тираж 500 экз. Изд. № 19.
Заказ
Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Типография МГТУ им. Н.Э. Баумана.
105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1.
ISBN 978-5-7038-3732-0
-МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013
c
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. . . 6
1.1. Методика подбора средств ППФП. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава 2. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1. Психологические явления, обеспечивающие успешную деятельность
спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2. Методы и средства психологической подготовки . . . . . . . . . . . 13
2.3. Повседневная жизнь — лучший полигон для испытания и
тренировки психических качеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.4. Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава 3. ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
ПОДГОТОВКУ СПОРТСМЕНА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.1. Психические качества борца, обеспечивающие его тренировочную
и соревновательную деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.2. Организация теоретической и практической психологической
подготовки борцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.3. Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Глава 4. УПРАЖНЕНИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.1. Аутогенная тренировка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.2. Психофизическая тренировка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
4.3. Идеомоторная тренировка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
4.4. Упражнения и задания для тренировки ведущих психических
качеств борца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
4.5. Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
79
Стр.79
Глава 5.ПРИМЕНЕНИЕПСИХОЛОГИЧЕСКИХМЕТОДОВВ ТРЕНИРОВКЕ
БОРЦОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
5.1. Мотивация к длительной и напряженной тренировке . . . . . . . 42
5.2. Взаимное влияние физических и психических процессов в
тренировке борца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
5.3. Психические явления, обеспечивающие техническую подготовку
борца. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
5.4. Психологическая составляющая тактической подготовки
борца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
5.5. Психологические средства восстановления физической работоспособности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
5.6. Особенности психологической подготовки женщин-борцов 56
5.7. Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Глава 6. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В
УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
6.1. Психические состояния, возникающие в соревнованиях, и методы
их регуляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
6.2. Психология участия в соревнованиях (на примере спортивной
борьбы). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
6.3. Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Стр.80