Оборудование: а) стойки для обводки б) ворота, малые ворота в) набивные мячи, булавы Примечание: пп. <...> 1, 2, 3 в конспекте занятий обозначают виды подготовки (физподготовка, техника, игра), а не части урока 3 ВВЕДЕНИЕ Футбол ХХI века с полным основанием может рассматриваться как коллективная деятельность, включающая в себе весь спектр социальных, педагогических и психологических проблем общения, взаимовлияний, лидерства в группах, руководства коллективами и командами. <...> Почему взрослые останавливаются при виде детей, гоняющих мяч? <...> Привлекательность футбола заключается в том, что игроки передают мяч не рукой, а ногой или головой. <...> Например, в баскетболе или гандболе поймать или передать мяч рукой кажется делом естественным и даже легким; настоящее умение здесь может отметить лишь специалист. <...> В качестве основных средств применяются общеразвивающие упражнения, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. <...> В учебно-тренировочной работе задачи общей и специальной физической подготовки органически связаны между собой (примерные комплексы специальных упражнений приведены в прил. <...> Способ одновременного выполнения применяется в основном при выполнении общеразвивающих упражнений в подготовительной 10 части урока и в основной части при условии большого количества мячей в работе над техникой. <...> Круговой метод, или круговая тренировка, не сводится к какому-либо одному методу. <...> 11 Такими основными упражнениями являются: 1) удар по неподвижному мячу серединой или внешней частью подъема с разбега; 2) остановка катящегося или летящего навстречу мяча, стоя на месте, внутренней стороной стопы, серединой подъема или подошвой; 3) ведение мяча внутренней и внешней частью подъема. <...> Суть методики программированного обучения в следующем: 1) обучающемуся предлагается выполнить по каждому из основных (трех) упражнений контрольное упражнение; при положительной оценке за выполнение контрольного упражнения обучающий <...>
Тренировка_юных_футболистов.pdf
УДК 796.921
В 18
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор В. П. Савин,
заслуженный тренер СССР, заслуженный мастер спорта Н. П. Симонян
Варюшин, В. В.
В 18
Тренировка юных футболистов : учебное пособие / В. В. Варюшин.
– М. : Физическая культура, 2007. – 112 с.
ISBN 978-5-9746-0078-4
В учебном пособии приведена общая характеристика и анализ направлений современной
системы подготовки юных футболистов, рассмотрена система спортивных
соревнований. Основой издания настоящей книги послужили современный отечественный
и зарубежный опыт, собственные исследования, данные научных экспериментов,
которые в течение многих лет проводились в Высшей школе тренеров Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Книга предназначена для детских тренеров, студентов университетов физической
культуры, слушателей Центра подготовки и переподготовки тренерских кадров по
футболу и может служить практическим пособием при проведении занятий с группами
начальной подготовки, предварительной подготовки и начальной специализации в
ДЮСШ по футболу.
Пособие рекомендовано преподавателям физической культуры для проведения занятий
в общеобразовательных школах.
Пособие издано при содействии и финансовой поддержке Фонда
«Национальная академия футбола»
УДК 796.921
ISBN 978-5-9746-0078-4 © Издательство «Физическая культура», 2007
© Варюшин В. В., 2007
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Условные обозначения............................................................................... 3
Введение ...................................................................................................... 4
Глава 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ........................... 7
1.1. Взаимосвязь всех видов подготовки.......................................... 7
1.2. Обучение и тренировка - единый педагогический процесс.... 8
1.3. Методы организации занимающихся ...................................... 10
1.4. Методика программированного обучения основам
техники футбола........................................................................ 11
1.5. Формы занятий........................................................................... 12
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ
ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА................... 16
2.1. Анатомо-физиологические особенности организма
детей и подростков младшей возрастной группы ................. 16
2.2. Особенности подготовки и планирования учебнотренировочных
занятий футболистов детской
и младшей подростковой групп............................................... 17
2.3. Методические рекомендации для групп начального
обучения ..................................................................................... 30
2.4. Анатомо-физиологические особенности организма
подростков средней и старшей возрастной групп................. 31
2.5. Подготовка футболистов средней подростковой группы..... 33
2.6. Методические рекомендации для средней
и старшей подростковой группы............................................. 57
2.7. Основы тактической подготовки юных футболистов ........... 58
2.8. Групповые тактические действия ............................................ 64
2.9. Недельный рабочий план и примерные конспекты
тренировочных занятий на неделю (микроцикл)
в период учебного года и летних каникул старшей
подростковой группы................................................................ 66
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ,
ТУРНИРОВ, ИГР В ВОЗРАСТЕ 7-12 ЛЕТ И
ИХ ВЛИЯНИЕ НА МНОГОЛЕТНИЙ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫЙ
ПРОЦЕСС .............................................. 68
Приложения............................................................................................... 79
Библиографический список................................................................... 110
111
Стр.111