Л. С. Подымова Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект Москва 2012 Монография Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» Л. С. Подымова ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ Монография МПГУ Москва — 2012 УДК 159.9:37.015.3 ББК 74р30 П455 П455 Подымова Л. С. <...> В монографии излагаются теоретико-эмпирические результаты исследования структуры психолого-педагогической инноватики, проблемы психологической готовности личности к работе в условиях инновационного образовательного пространства, особенности инновационной деятельности, межличностные отношения субъектов инновационного образовательного пространства, основные направления психолого-педагогической поддержки педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, включенных в создание и распространение новшеств. <...> Программа формирования компонентов инновационной деятельности, тренинги развития позитивных отношений педагогов к процессу и результату введения новшеств, а также к участникам инновационного процесса могут использоваться в ходе психологического сопровождения инновационных процессов в образовательных учреждениях. <...> Развитие научных представлений о природе и детерминации инновационных процессов . <...> Подготовка учителя к инновационной деятельности как механизм обновления педагогического образования в условиях реализации Болонского процесса . <...> Психологическая готовность личности к восприятию новшеств . <...> Воспитатель дошкольных образовательных учреждений в зеркале инноваций . <...> Эмпирическое исследование условий формирования толерантного сознания педагогов в процессе инновационной деятельности . <...> Особенности стратегий самоутверждения педагогов в процессе инновационной деятельности . <...> Ресурсный подход в психологическом <...>
Психолого-педагогическая_инноватика_личностный_аспект_(1).pdf
УДК 159.9:37.015.3
ББК 74р30
П455
П455 Подымова Ë. Ñ. Психолого-педагогическая инноватика:
личностный аспект: Монография. — М.: МПГУ,
2012. — 207 с.
В монографии излагаются теоретико-эмпирические
результаты исследования структуры психолого-педагогической
инноватики, проблемы психологической готовности личности
к работе в условиях инновационного образовательного
пространства, особенности инновационной деятельности,
межличностные отношения субъектов инновационного
образовательного пространства, основные направления
психолого-педагогической поддержки педагогов и воспитателей
дошкольных образовательных учреждений, включенных в
создание и распространение новшеств. Программа
формирования компонентов инновационной деятельности,
тренинги развития позитивных отношений педагогов к процессу
и результату введения новшеств, а также к участникам
инновационного процесса могут использоваться в ходе
психологического сопровождения инновационных процессов
в образовательных учреждениях.
ISBN 978-5-4263-0108-5
© МПГУ, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . ........................................................................ 5
Глава I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ИННОВАТИКИ . .......................... 8
1.1. Предпосылки развития психолого-педагогической
инноватики ........................................................................... 8
1.2. Развитие научных представлений о природе
и детерминации инновационных процессов . ................... 14
1.3. Основные понятия психолого-педагогической
инноватики ........................................................................... 20
Глава II.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ .... 37
2.1. Структура инновационной деятельности учителя ... 37
2.2. Инновационная деятельность как социальнопсихологический
феномен . ................................................ 49
2.3. Подготовка учителя к инновационной деятельности
как механизм обновления педагогического образования в
условиях реализации Болонского процесса ..................... 65
Глава III.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 73
3.1. Психологическая готовность личности
к восприятию новшеств ....................................................... 73
3.2. Образ и смысл инновационной деятельности
в образовании ....................................................................... 89
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
3.3. Воспитатель дошкольных образовательных
учреждений в зеркале инноваций .................................... 96
3.4. Эмпирическое исследование условий формирования
толерантного сознания педагогов в процессе
инновационной деятельности ............................................100
3.5. Особенности стратегий самоутверждения педагогов
в процессе инновационной деятельности .........................114
3.6. Ресурсный подход в психологическом сопровождении
инновационной деятельности:
сущность и содержание .......................................................121
3.7. Инновационно-рефлексивный практикум как метод
формирования готовности личности к инновационной
деятельности ........................................................................152
3.8. Программа формирования позитивных отношений
педагогов в процессе инновационной деятельности .......161
3.9. Психологические особенности формирования
инновационной позиции студентов – будущих психологов
образования ......................................................................... 186
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................200
Литература ...........................................................................203
Стр.4