ВСТУПЛЕНИЕ
t
и ~ * ҫ
зкИ Ч ГИЙнН'#"'
Альбом «Чувашский орнамент» составлен
из коллекций, собранных на территории Чувашской Республики
начиная с 1920 по 1946 г. путем специальных командировок художников
и научных сотрудников Чувашского научно-исследовательского
института языка, литературы и истории, а также из материалов, полученных
от Чувашского краеведческого музея и Государственного музея
этнографии народов СССР в Ленинграде.
В альбом входят мотивы орнаментов
(Г *
чувашской вышивки, узорного ткачества, бисерных украшений н резьбы
по дереву. Большое место занимают в нем фрагменты покрывала невесты
«пӗркенчӗк», жениховых платков «Ҫулӑк» («кӗрӳ тутри»), женских
рубах, головных уборов, поясных украшений, мужских халатов «шупӑр»,
резьбы по дереву, произведений народного зодчества.
Кроме красочных изображений выI
о
Ч* , j
:r f ^е>
шщг.
в * -
шивки, прилагается лист с показом чувашских швов и мотивов линейного
орнамента.
В альбом включено также узорное
ткачество, которое имело широкое распространение в южных районах
Чувашии. Характерные образцы этого тканья показаны на отдельных
таблицах.
Народная вышивка издавна славилась
своими художественными достоинствами и привлекала внимание
ценителей этого искусства. Богатство и своеобразие орнаментальных
построений, разнообразие технических приемов и сдержанный колорит
подчеркивают художественную особенность и высокую культуру
чувашского орнамента.
По характеру чувашский орнамент
геометрический. Это обуславливается и техникой вышивки по счету
ниток холста. Квадраты, ромбы, треугольники, звезды, кресты, зигзаги,
ломаные и косые линии в сочетании с стилизованными мотивами из
растительного и животного мира компоновались в различные орнаментальные
построения. Из этих мотивов создавались интересные законченные
формы орнамента типа медальонов, пли розеток, и бесконечные
в виде орнаментальных полос или бордюров.
6
Стр.6
INTRODUCTION
‘Chuvashskiy ornament’ (The Chuvash
ornamental pattern) album is composed o f collections, which were compiled
on the territory of Chuvash Republic from 1920 to 1946 by means of the
special business trips of artists and research officers from the Chuvash
Research Institute of Language, Literature and History and also by the materials
received from the Chuvash museum of local lore and the Governmental
museum of USSR nationalities ethnography in Leningrad.
The album is composed of ornamental
motives of Chuvash needlework, figured weaving, beaded attires and
wood engraving. The big place is occupied by frames of fiancee coverlets
‘perkenchek’, bridegroom kerchiefs ‘sulak’ (‘keru tutri’), female shirts, hats,
belt ornamentation, male robes ‘shupar’, wood engraving, folk architecture
creations.
Except colorful pictures of embroidery,
the list with a demonstration of Chuvash stitches and ornamental motives is
enclosed.
And also this album is composed of
the figured weaving, which was widely distributed in the south districts of
Chuvash Republic. Swatches of this kind of weaving are represented on the
separate tables.
The art of needle joint is famous at all
times because of artistic advantages and it does always attract the attention
of judges of art. Wealth and singularity of ornamental buildings, variety of
technical sleights and reserved color — it all underlined the artistic feature and
high culture of Chuvash ornamental pattern.
In grain the Chuvash ornamental design
is geometrical. It’s determined by the technology of embroidery in succession
of counting the canvas stitching. Squares, rhombuses, triangles, stars, crosses,
zigzags, broken and oblique lines in combination with styled motives from
the vegetable and animal world was linked in various ornamental buildings.
From these motives completed interesting forms of the ornamental pattern
were created, like medallions, favors, infinites in the torm of ornamental
stripes and borders.
Стр.7
Орнамент законченной формы в
основном компоновался по строгой симметрии с размещением его частей
по диагонали и кресту. Характерная черта бордюров — ритмическое
чередование в определенной последовательности одного или нескольких
мотивов орнамента. Их взаимосвязь, переплетение, наличие косых
или зигзагообразных линий придавали всей композиции бордюра динамику
и подвижность, причем в некоторых случаях она проявлялась
ярко, а в других — едва улавливалась.
В чувашском орнаменте вышивки
f
г л
Й? К ,
всегда применялись мелкие геометрические фигуры, которые сопутствовали
крупным частям орнамента, а отдельные их элементы пронизывали
весь узор. Эти мелкие линейные фигуры, являясь самостоятельными
узорами, обогащали всю орнаментальную композицию, подчеркивали
национальный характер и смягчали легкие переходы от крупных плотных
вышивок к белому полю холста.
Характерной чертой вышивки явг—
(ГЪ
лЛЩ d
1 -Г ? - Г
V
ляется и оконтуривание узора черными шерстяными нитками. Контур
придавал орнаменту определенную четкость и рельефность. Затем контур
заполнялся различными техническими приемами в зависимости от
назначения изделий.
Создавая прекрасные узоры, вышиго
у ' о (? W
вальщица использовала разнообразные технические приемы шитья.
Сложное композиционное решение орнаментировки с большим разнообразием
элементов требовало от нее огромного трудолюбия, технического
мастерства и тонкости художественного вкуса. Чувашские девушки этому
искусству посвящались с раннего возраста и занимались им вплоть до
замужества. Техника исполнения отдельных орнаментов настолько сложна,
что подчас требовала от вышивальщицы виртуозного мастерства.
Как правило, для вышивки орнаментальных
композиций каждого изделия применялись свои специфические
приемы. Многообразие приемов позволяло создавать богатую фактуру
орнаментировки — от плотных, почти ковровых вышивок или мозаичных
узоров до ажурных рисунков.
Цветовое решение композиций также
тесно связано с техникой исполнения: переходы от насыщенных тонов
к полутонам создавали игру цвета, своеобразные светотени как бы
переливались и сверкали блеском драгоценных камней. Чередование
светлых и темных элементов узора подчеркивало определенную ритмичность
рисунка и обогащало композиционное построение в целом.
Каждый шов в чувашской вышивке
имел свое установившееся место и декоративное назначение. В орнаментировке
изделий применялись специальные швы для очерчивания
контура узора.
Шитье бисером имело широкое распространение
в женских украшениях и головных уборах. Девушки «анатри» и
«анат енчи» носили головной убор шлемовидной формы — «тухья». Верхушка
этой шапочки и середина ее остова расшивались разноцветным бисером. Края
8
Стр.8
An ornament in its finished form was
generally designed in strict symmetry with all of its parts located diagonally
and crosswise. The specific feature of these borders was rhythmical alternation
of one or some of the ornamental motives with a definite order. Their
interconnection, interweaving, presence of oblique and zigzag lines added
dynamics and mobility to the all border composition except that in restrained
terms it was appeared bright or was hardly seen.
In the Chuvash ornamental pattern
of needlework always were in use big or small geometrical figures, which
were accompanied with big parts of the ornament and some of elements
that penetrated an all pattern. These small linear figures being independent
patterns fertilized the all ornamental composition, underlined the national
character and softened light transitions from massive and solid patterns to the
white ground of canvas.
The specific feature of pattern is
contouring of a tracery with the aid of black woolen cotton. A contour gave a
definite brightness and relief to the ornament. And then the contour was filled
with the help of engineering skills according to the function of production.
Creating beautiful
traceries an
embroiderer used different technical skills of sewing. A difficult compositional
determination of the ornament with big variety of elements demanded huge
diligence, technical skills and fineness of artistic flair. Chuvash females were
dedicated to this art from early ages to marriage. Technique of execution of
some elements is so difficult that demanded virtuosic handicraft.
As a rule for the embroidery of
ornamental compositions for each product different technical sleights
were used and its wide spread could give an option o f creating a big
facture — from solid or mosaic patterns to open-work pictures.
The color score is also closely related with
the technology of execution: renditions from saturated shading to graduated
tones created a play of color, unique effects of light and shade overflowed and
glared with jewels shining. Dark and bright elements alternation underlined
definite rhythm of a picture and enriched the composition building as a
whole.
Every junction in the Chuvash
pattern had its place and decorative meaning. In the ornamental art
some kind o f special junctions were used to make the contour brighter
than the tracery.
Beadwork was broadcasted in women
decorations and hats. Women ‘anatrf and ‘anat enchi’ wore helmet-shaped
hats - ‘tukhya’. The middle of its framework and the top of this hat were
embroidered by multicolored beads. The edges and earlaps of ‘tukhya’ were
decorated with silver coins embroidering in the form of scale. The middle
Стр.9
«тухья» и наушники ее украшались мелкими серебряными монетами, нашиваясь
в виде чешуи. Орнаментировалась средняя часть остова шапочки из разноцветного
бисера, нашивались узоры геометрической формы, часто встречаются
орнаменты, составленные из элементов свастики.
Резьба по дереву у чувашей издавна
занимала видное место в орнаментации предметов домашнего обихода
и жилых построек.
ЯИИИВ#Р<11
, ИД' -■&
Среди предметов домашнего обихода
особо выделяются по своей красоте ковши и деревянные черпаки,
употребляемые на праздниках и других обрядовых церемониях. Ковш
для пива с двумя ручками «кереке курки» очень красив, оригинален по
своей общей форме, украшен контурной и выемчатой резьбой.
Деревянные черпаки для разлива
f sA^-.Л- и
пива также представляют интерес как по форме, так и по орнаментации.
Очень разнообразно украшались ручки этих черпаков, где применялась
различная техника резьбы. На концах ручек часто можно видеть искусно
вырезанные скульптурные фигурки коней, птиц или мотивы геометрических
фигур. Работа выполнялась народными умельцами очень
тщательно, тонко, с большим художественным вкусом.
В украшениях старинных жилищных
построек применялась контурная и выемчатая резьба на воротных столбах,
а затем и барельефная с орнаментальными мотивами растительного
происхождения. В более поздний период широкое распространение
получили пропильная резьба и накладные украшения. Пропильной
резьбой богато украшались фронтоны и карнизы домов, наличники
окон п ворота. Резьба эта напоминала тонкое ажурное кружево.
Чувашский орнамент является многовековым
народным искусством. Некоторые образцы сохранились до наших
дней в первозданном виде, хранят в себе много неразгаданных тайн.
Это богатое наследие является неиссякаемым источником для последующих
поколений, которые могут на основе лучших его образцов создавать
новые высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства.
ft
( f
М.С. СПИРИДОНОВ
1947 г.
ю
Стр.10
part o f this hat’s framework was embroidered by geometrical shaped patterns.
The ornaments made of fylfot are widespread.
Wood engraving in Chuvash Republic
also held a high post in the ornamental art of household tools and housing.
There are some kinds of tools among the
household equipment that are extremely distinguished because of its beauty.
These are wooden scoops and dippers used on the holidays and ceremonies.
Beer scoop with two handles ‘kereke kurki’ is very beautiful and has original
shape decorated with contour and emarginated carving.
The wooden dippers for beer bottling
are also of interest because of the shape and orientation. Handles were
decorated very manifold and different technologies were used. Usually across
these handles you can see figures of horses, birds and geometrical figures’
motives which are artificially carved. This work was carried by masters very
gently, delicately and with a great sense of art.
In decorations of old houses contour
and emarginated carving was used on the portal columns and then relief
carving with vegetable-origin ornamental motives. In later period sawed
carving became more popular and widespread in plated adorning. The sawed
carving was used to decorate pediments and cornices, window frames and
gates. This carving was like thin open-work lace.
‘Chuvashskiye uzori’ (The Chuvash
patterns) — is the centuries-long national art. Some samplings are remained
to our time in their original form and kept many unsolved secrets. This rich
heritage turns up to be an inexhaustible source for the next generations
which will be able to create new highly artistic works of decorative and
applied arts.
By MOSES SPIRIDONOV
1947
Стр.11
СОДЕРЖАНИЕ CONTENTS
ВСТУПЛЕНИЕ...............................................................6
МИР КРАСОТЫ И МУДРОСТИ............................12
ВВЕДЕНИЕ..................................................................... 37
ИСКУССТВО ВЫШИВКИ.......................................61
ИСКУССТВО п т н т ь я
БИСЕРОМ И СЕРЕБРОМ........................................151
ИСКУССТВО УЗОРИОТО ТКАЧЕСТВА 157
НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО.
ИСКУССТВО РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ................. 165
АННОТИРОВАННЫЙ СЛОВАРЬ ......................196
ЛИТЕРАТУРА I I ИСТОЧНИКИ...........................208
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ....................................210
INTRODUCTION........................................................7
THE WORLD OF BEAUTY AND WISDOM 13
INTRODUCTION........................................................37
THE ART OF EMBROIDERY.................................61
THE ART OF BEADWORK AND SILVER
SEWING...........................................................................151
THE ART OF PATTERNED WEAVING
157
POPULAR ARCHITECTURE. THE ART OF
WOOD ENGRAVING................................................ 165
ANNOTATED DICTIONARY............................... 197
REFERENCES............................................................... 209
ILLUSTRATIONS.........................................................210
Стр.217