ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ XVIII-XIX ВЕКОВ: ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ Учебное пособие Орел 2011 ББК 74.6 УДК 370 Р 273 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Орловского государственного университета О.Г. Тихонова; кандидат педагогических наук, профессор Орловского государственного института искусств и культуры А.Ю. Титов Рахманина, Е. <...> Р 273 Театральное образование в России XVIII-XIX вв.: динамика становления и развития театрально-образовательных систем: учебное пособие / Е.В. Рахманина. <...> Пособие, адресованное студентам институтов искусств и культуры, преподавателям колледжей, педагогам дополнительного образования в сферах художественного развития и воспитания, написано в соответствии с требованиями образовательного стандарта по дисциплине «История театра» СД. <...> Эта потребность обусловлена, в первую очередь, процессами специализации и дифференциации в сферах образования, которые разрушают не только традиции российского образования, но и устои русской национальной культуры, тяготеющей к универсальным обобщениям и всеобщему единству всех сфер социальнокультурной деятельности. <...> Именно периоды становления (возникновения) и начальных ступеней развития театрально-образовательных систем представляют собой «открытый», «живой» механизм действия фундаментальных основ общего универсального содержания, не «отчужденный» и жестко обусловленный (детерминированный) текущими проблемами и нуждами их специализированного функционирования. <...> Цель пособия – помочь студенту организовать работу по изучению целостного процесса формирования русской театрально-педагогической 3 школы, выявить его общие принципы и механизмы, определить возможные перспективы развития. <...> Первым значительным аспектом рассмотрения театральнообразовательных систем нам представляется анализ возникновения и начального формирования театрально-педагогических школ в общей картине <...>
Театральное_образование_в_России_XVIII-XIX_вв._динамика_становления_и_развития_театрально-образовательных_систем_учебное_пособие.pdf
ББК 74.6
УДК 370
Р 273
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент Орловского государственного
университета О.Г. Тихонова;
кандидат педагогических наук, профессор Орловского государственного
института искусств и культуры А.Ю. Титов
Рахманина, Е.В.
Р 273 Театральное образование в России XVIII-XIX вв.: динамика становления
и развития театрально-образовательных систем: учебное пособие
/ Е.В. Рахманина. – Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры,
2011. – 120 с.
Пособие, адресованное студентам институтов искусств и культуры,
преподавателям колледжей, педагогам дополнительного образования в сферах
художественного развития и воспитания, написано в соответствии с
требованиями образовательного стандарта по дисциплине «История театра»
СД.Ф.06.02.
В учебном пособии систематизирован и проанализирован культурноисторический
материал по театральным образовательно-педагогическим
системам XVIII-XIX веков, интегрированных концепцией общей динамики
становления и развития.
ББК 74.6
УДК 370
© Орловский государственный институт
искусств и культуры, 2011
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………………... 3
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 6
ГЛАВА I. Профессиональное образование в России во второй
половине XVIII столетия ……………………………………………. 10
1. Привилегированная система образования и первый
государственно-образовательный «актерский класс» ………………. 11
2. Университетский театр: «театр школы» и система высшего
образования в России XVIII столетия ………………………………... 18
3. Первая организационно-образовательная концепция
«искусственного» создания человека (художественное клонирование) 22
4. Теория актерского искусства и педагогический метод европейской
театральной культуры XVIII столетия: школы «переживания»
и «представления» (парадоксы рационализма) …………………….... 29
5. Императорское театральное училище – специальное
профессионально-образовательное учреждение …………………….. 36
ГЛАВА II. Театральное образование Русского Просвещения:
культурно-просветительские традиции XIX столетия ………….. 43
1. Необходимость концептуального обоснования театрального
искусства ……………………………………………………………….. 45
2. Индивидуальная форма организации обучения художественному
мастерству ……………………………………………………………… 59
3. Становление личностной системы самообразования: методы
самообучения …………………………………………………………... 66
4. Психологические основы подражания: самообразовательная
методика ……………………………………………………………….. 79
ГЛАВА III. Проблемы развития профессионального
театрального образования в России второй половине XIX века:
казенное и общественное ……………………………………………. 87
1. Тенденции государственного преобразования русской
театральной школы ……………………………………………………. 87
2. Первый этап реорганизации театрального образования: ситуация
альтернативы …………………………………………………………... 92
3. Второй этап реорганизации театрального образования: «частная
инициатива ……………………………………………………………... 98
4. Формы, методы и средства обучения сценическому мастерству ... 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………. 117
120
Стр.120