Информационные технологии в образовании и самообразовании гуманитария . <...> Информационные технологии в научноисследовательской работе гуманитария . <...> Компьютерные технологии в информационной поддержке труда гуманитария . <...> 9 Глава 1 Информационные технологии в образовании и самообразовании гуманитария ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Во всем мире наблюдается бум так называемого дистанци онного обучения, что связано прежде всего с ростом числа обу чающихся. <...> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ Существенную роль в самообразовании гуманитария могут играть образовательные порталы. <...> Портал (Portal) — это сайт Интернета, предоставляющий пользователю доступ сразу к не скольким сервисам Сети — справочнику, новостям, поисковой системе и т.д., либо несколько тесно интегрированных в одну систему сайтов [Леонтьев 2002: 904]. <...> Вебпортал — вебсайт, вы полняющий роль отправной точки для своей аудитории. <...> 22 Портал «Русское слово» (http://ropryal.ru) Портал «Русское слово» — ресурс Российского общества пре подавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), которое входит в состав соответствующего международного общества (МАПРЯЛ). <...> РОПРЯЛ было учреждено в 1999 г. на основании решения общего собрания учредителей. <...> В настоящее время в составе РОПРЯЛ 130 коллективных и индивидуальных членов. <...> 23 Цели и задачи Общества сформулированы в обращении пре зидента РОПРЯЛ Л.А. <...> Победителями конкурса 2005 г. стали: в номинации «Профессио нальное образование» — факультет информатики Томского госунивер ситета (http://www.inf.tsu.ru); «Общее образование» — Школа дистан 28 ционного обучения (http://www.homeedu.ru); «Информатизация об разования в регионах» — Центр телекоммуникаций и информацион ных систем в образовании (Ярославль) (http://www.edu.yar.ru); «Науч нообразовательные проекты» — образовательный математический сайт Exponenta.ru (http://www.exponenta.ru); «Электронные учеб ники» — «Учебные модели компьютера» (http://emc.km.ru); «Виртуаль ные учебнометодические комплексы» — материалы <...>
Современные_информационные_технологии_для_гуманитария.pdf
А.Т. Хроленко
А.В. Денисов
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЯ
Практическое руководство
5-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2018
1
Стр.1
УДК 004(075)
ББК 32.81я7
Х94
Рецензент ы:
докт. филол. наук А.А. Кретов;
докт. филос. наук С.П. Щавелев
Хроленко А.Т.
Х94 Современные информационные технологии для гуманитария
[Электронный ресурс] : практическое руководство / А.Т. Хроленко,
А.В. Денисов. — 5-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018.
— 128 с.
ISBN 9785976500235
Как повысить свой профессиональный уровень с помощью различ
ных форм дистанционного обучения, образовательных порталов и сай
тов, как использовать компьютерные технологии в научноисследова
тельской работе, как организовать информационную поддержку труда
гуманитария — ответы на эти вопросы дает практическое руководство.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факуль
тетов высших учебных заведений.
УДК 004(075)
ББК 32.81я7
Учебное издание
Хроленко Александр Тимофеевич
Денисов Александр Владимирович
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ГУМАНИТАРИЯ
Практическое руководство
Подписано в печать 31.08.2017.
Электронное издание для распространения через Интернет.
ООО «ФЛИНТА», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17Б, комн. 324
Тел./факс: 3348265; тел. 3360311
Email: flinta@mail.ru; WebSite: www.flinta.ru
ISBN 9785976500235
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................. 5
Глава 1. Информационные технологии в образовании
и самообразовании гуманитария ............................................. 10
Дистанционное образование ................................................. 10
Центры дистанционного обучения при вузах ...................... 14
Вузы дистанционного обучения ........................................... 16
Центры дистанционного обучения ....................................... 16
Образовательные порталы ..................................................... 18
Глава 2. Информационные технологии в научноисследовательской
работе гуманитария ................................................................. 31
Квантитативные методики в гуманитарных науках ............ 32
Современные информационные технологии
и гуманитарная практика....................................................... 40
Типология информационных технологий............................ 43
Специализированные информационные технологии......... 44
Национальные корпуса текстов
и корпусная лингвистика....................................................... 44
Национальный корпус русского языка (НКРЯ) .................. 46
Индивидуальные информационные системы
и опыт их создания ................................................................. 51
Глава 3. Компьютерные технологии в информационной
поддержке труда гуманитария ................................................. 64
Электронные библиотеки ...................................................... 64
Журналы в электронной версии ............................................ 83
3
Стр.3
Электронные энциклопедии ................................................. 87
Поисковые системы .............................................................. 100
Словари в Интернете ............................................................ 108
Электронные переводчики ................................................... 114
Библиография ..................................................................................... 122
4
Стр.4