И З Д А Т Е Л Ь С Т В О С Т А Т У Т
Е.С. Салыгина
ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
МОСКВА 2013
Стр.1
УДК 347.4
ББК 67.404.2
С 16
Сведения об авторе:
Екатерина Сергеевна Салыгина – юрисконсульт стоматологического
холдинга «Приор-М» (г. Екатеринбург), член Ассоциации юристов
России, аспирантка кафедры предпринимательского права Уральской
государственной юридической академии, автор целого ряда статей.
Салыгина Е.С.
С 16
Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской
организации. – М.: Статут, 2013. – 192 с.
ISBN 978-5-8354-0924-2 (в обл.)
Книга представляет собой обобщение практического опыта юридического
сопровождения медицинского холдинга. В ней освещены
многие юридические вопросы, решение которых либо до сих пор отсутствует
в российском законодательстве, либо предназначено для государственных
лечебных учреждений. Рассмотрены также вопросы взаимоотношений
с сотрудниками, пациентами, контролирующими органами.
Книга рассчитана на юристов, директоров, главных врачей организаций
частной системы здравоохроанения.
УДК 347.4
ББК 67.404.2
ISBN 978-5-8354-0924-2
© Салыгина Е.С., 2013
© Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2013
Стр.2
ВВОДНОЕ СЛОВО
Настоящая работа представляет собой обобщение опыта шестилетнего
юридического сопровождения деятельности частного медицинского
холдинга г. Екатеринбурга. Поскольку частный медицинский
бизнес – это, как правило, средний или малый бизнес, книга писалась
таким образом, чтобы информация, изложенная в ней, могла быть
полезной как юристам, так и собственникам (руководителям) частных
клиник, а также главным врачам.
Книга не претендует на всесторонний охват проблемы – это невозможно.
Автор ставила своей задачей осветить наиболее проблемные
и спорные вопросы в правовом регулировании деятельности частной
клиники, помочь юристу профессионально решить те вопросы, без
которых существование и функционирование частной медицинской
организации в принципе невозможно. Естественно, речь идет о ситуации
цивилизованного медицинского учреждения, работающего
в существующем правовом поле.
Касательно изложения материала в книге автор избрала критерий
субъектности. Иначе говоря, за исключением первой и последней глав,
где речь идет о создании клиники и правовом образовании сотрудников,
главы основной части построены исходя из того, с какими субъектами
взаимодействует клиника как юридическое лицо: ее сотрудники,
ее пациенты, контролирующие органы. Есть еще один субъект – это
контрагенты, т.е. те, с кем у клиники заключены договоры на поставку
материалов, вывоз мусора, охранную сигнализацию и т.д. Поскольку
специфики здесь практически нет, а отношения подчинены общим
нормам договорного и обязательственного права, автор не стала останавливаться
на данном субъекте.
Книга писалась более трех лет. За это время в нашем государстве
сменился не один министр здравоохранения, во многом поменялось
законодательство о здравоохранении, законодательство о государственном
контроле за деятельностью бизнеса, готовятся масштабные
поправки в Гражданский кодекс РФ. Автор постаралась учесть все
5
Стр.5
Е.С. Салыгина
произошедшие изменения, но, поскольку не известно, когда читатель
возьмет в руки эту книгу, ему следует при наличии сомнений все-таки
сверяться с содержанием нормативных актов.
Буду рада любым отзывам, советам и рекомендациям от читателей.
Отзывы можно присылать на почту: info@salygina.ru
Стр.6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Я очень надеюсь, что книга, изложенные в ней знания помогут
юристам, только пришедшим в отрасль, не растеряться, а системно
и комплексно подойти к юридическому сопровождению деятельности
частной клиники. Возможно, что какие-то правовые позиции, изложенные
в книге, вызовут споры и несогласие, – я всегда рада и готова
обсуждать их.
Помимо рассмотренных в книге вопросов есть еще одна сфера,
которой должны заниматься юристы частных клиник, – это юридическое
образование персонала. Совершенно согласна с Евгением
Викторовичем Козьминых, директором Пермского медицинского правозащитного
центра1
, который приоритетным направлением в медикоюридической
практике назвал повышение юридической грамотности
врачей. Невозможно одному юристу обеспечить правовую безопасность
деятельности клиники, если ее первичные звенья – те, кто непосредственно
оказывает услуги, общается с заказчиками (а пациент в частной
клинике – это и есть заказчик), – не обладают элементарными познаниями
о том, какие у них и у пациентов есть права и обязанности, что
такое врачебная тайна и каков ее режим, каковы стандарты заполнения
медицинских карт и пр.
Несмотря на то что врачей в институтах учат некоторым правовым
основам медицинской деятельности, по моим ощущениям, делают это
люди, очень далекие от практики, а потому не способные объяснить
своим студентам, ЗАЧЕМ нужны эти знания. В итоге максимум того,
что помнят врачи, – это то, что «медицинскую карту надо писать для
прокурора». Хотя, по-моему, писать хорошо историю болезни нужно
исключительно для себя: чтобы обеспечить качество своих услуг
и спать спокойно. Обучать врачей, администраторов должны юристы-практики
– те, кто каждый день сталкивается с конфликтом,
проблемами, судебными процессами. Учиться решать эти проблемы
1
186
http://пмпц.рф
Стр.186
Заключительное слово
нужно прежде всего не посредством суда, а с помощью превентивных
мер (документов, переговоров), с тем чтобы сохранить ОТНОШЕНИЯ
и РЕПУТАЦИЮ.
Не следует экономить на обучении медперсонала, – это не выброшенные
на ветер деньги, а очень существенный вклад в обеспечение
безопасности клиники и формирование ее авторитета у пациентов.
Стр.187
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А.Н. Платные медицинские услуги. Правовое регулирование.
СПб., 2005; Ось-89, 2007.
2. Балло А.М., Балло А.А. Права пациентов и ответственность медицинских
работников за причиненный вред. СПб.: БиС, 2001.
3. Глашев А.А. Медицинское право: практическое руководство для
юристов и медиков. М.:Волтерс Клувер, 2004.
4. Григорянс Э.П., Леонтьев О.В. Ответственность за преступления,
совершаемые медицинскими работниками. СПб.: Спецлит, 2008.
5. Зильберт А.П. Этюды медицинского права и этики. М.: МедПРЕСС-информ,
2008.
6. Колоколов Г.Р. Защита прав пациентов. М.: Гросс-медиа, 2009.
7. Лопатенков Г.Я. Ваше право, доктор. Очерки врачебного правопонимания.
СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
8. Лопатенков Г. Права пациентов. Практические рекомендации.
СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
9. Саверский А.В. Права пациентов на бумаге и в жизни. М.: ЭКСМО,
2009.
10. Саверский А.В. Особенности национального лечения в историях
пациентов и ответах юриста. М.: ЭКСМО, 2010.
11. Саверский А.В., Саверская С.А., Никонов Е.Л. Как безопасно
родить в России. М.: ЭКСМО, 2009.
12. Сашко С.Ю., Балло А.М. Юридическая оценка дефектов оказания
медицинской помощи и ведения медицинской документации.
СПб.: ЦНИТ, 2004.
13. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг. Особенности
правового регулирования. М.: Статут, 2004.
Стр.188
ОГЛАВЛЕНИЕ
БЛАГОДАРНОСТИ ....................................................................................... 3
ВВОДНОЕ СЛОВО....................................................................................... 5
Глава 1. СОЗДАНИЕ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КЛИНИКИ .............................. 7
1.1. Выбор способа осуществления предпринимательской
деятельности ......................................................................................... 7
1.2. Получение лицензии медицинской организацией ...................... 9
1.3. Оформление «уголка потребителя» ............................................ 14
Глава 2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С СОТРУДНИКАМИ
ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КЛИНИКИ .......................................................... 17
2.1. Общие положения. Категории работников ................................ 17
2.2. Особенности трудовой деятельности медицинских
работников: прием на работу, рабочее время, время отдыха,
совместительство ............................................................................... 18
2.3. Составление трудового договора ................................................ 21
2.4. Должностная инструкция: принципы составления,
юридическое и управленческое значение документа ....................... 24
2.5. Аттестация работников ............................................................... 28
2.6. Кадровое делопроизводство в медицинской
организации: перечень необходимых документов ........................... 35
2.7. Алгоритм оформления основных трудовых отношений
с работником: прием, перевод, увольнение, отпуск,
командировка, дисциплинарная и материальная
ответственность .................................................................................. 42
189
Стр.189
Е.С. Салыгина
Глава 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПАЦИЕНТАМИ.......................................... 50
3.1. Кто такой пациент? Юридический статус пациента
и потребителя медицинской услуги .................................................. 50
3.2. Почему нельзя ограничиться одним формальным
договором и Законом РФ «О защите прав потребителей» ............... 62
3.3. Документы, опосредующие взаимоотношения
врача и пациента ................................................................................ 71
– Договор на оказание платных медицинских услуг .................... 71
– Согласие на подписание договора лицом,
не достигшим возраста 14 лет ......................................................... 82
– Добровольное информированное согласие:
понятие, структура, значение ......................................................... 84
– Отказ от медицинского вмешательства ..................................... 93
– Расписка пациента ..................................................................... 95
– Согласие на лечение без гарантии ............................................. 96
– Соглашение об отступном .......................................................... 97
3.4. Гарантийные обязательства медицинской организации ........... 99
3.5. Медицинская документация: юридическое значение
правильного заполнения. Требования к заполнению
истории болезни ................................................................................103
3.6. Согласие пациента на обработку его персональных
данных ...............................................................................................111
3.7. Информирование пациента: основания, значение,
последствия .......................................................................................114
3.8. Отказ врача пациенту и односторонний отказ
от исполнения договора на медицинские услуги ............................116
3.9. Конфликты и пути их разрешения. Правила поведения
в клинике. Протокол фиксации претензий. Книга отзывов ...........121
– Представления о конфликте .....................................................121
– Пациенты, с которыми приходится работать ...........................122
– Правила поведения в любом конфликте с пациентом .............125
– Чего категорически нельзя делать в конфликте
с пациентом ....................................................................................134
– Виды конфликтов в медицине: связанные с качеством
медицинской услуги (помощи) и не связанные с ним.
Тактика разрешения ......................................................................136
3.10. Памятка врачебному персоналу, или Как защитить себя
от конфликтов с пациентом..............................................................141
190
Стр.190
Оглавление
Глава 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ .................143
4.1. Действие Федерального закона «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля» ...........................................................143
4.2. Общее представление о проверках надзорных органов:
виды, основания, процедура .............................................................148
4.3. Сроки проведения проверок ......................................................149
4.4. Окончание проверки и обжалование итогов .............................151
4.5. О признании результатов проверки недействительными .........153
4.6. Практические советы по составлению жалобы
на действия чиновника во время проверки (и не только)
4.7. Министерство здравоохранения региональное.........................156
4.8. Роспотребнадзор .........................................................................158
4.9. Трудовая инспекция (ГИТ) ........................................................160
4.10. Органы государственного пожарного надзора
МЧС России ......................................................................................165
4.11. Роскомнадзор ............................................................................168
4.12. Полиция ....................................................................................171
4.13. Прокуратура ..............................................................................174
4.14. Общие рекомендации при подготовке к проверкам ...............180
4.15. Психологические аспекты поведения во время
и после проведения проверки ...........................................................183
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО .......................................................................186
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................188
Стр.191
Екатерина Сергеевна САЛЫГИНА
ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Редактор Т.В. Мальчикова
Корректор Г.Б. Абудеева
Художественное оформление: В.В. Самойлова
Компьютерная верстка: А.С. Резниченко
Подписано в печать 28.02.2013. Формат 60х84 1
Гарнитура Newton. Печать офсетная. Печ. л. 12. Усл. печ. л. 11,16. Тираж 500 экз.
Заказ №
/16
Издательство «Статут»:
119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 92, корп. 2;
тел./факс: +7(495) 649-18-06
E-mail: book@estatut.ru
www.estatut.ru
. Бумага офсетная.
Стр.192