Под прикрытием лозунгов о суверенизации, украинские либерал-националисты превращают
Крым и Севастополь в украинскую территорию, растаскивают союзную и российскую собственность . <...> Борьба населения Крымской области за сохранение и восстановление Крыма в составе России . <...> Укрепление конституционных институтов
государственной территориальной организации главная
гарантия от очередного «обустройства» и разделения России . <...> Изменение правовых оснований передачи Крыма
Украине («хозяйственная целесообразность») и установление Украиной режима фактической аннексии территории
Крымской области и Севастополя может стать предметом
разбирательства в Международном Суде . <...> Итоги
реализации Договора говорят о том, что, к сожалению, новой
Переяславской рады в истории российско-украинских отношений не состоялось. <...> Достаточно напомнить о продолжающихся дискуссиях и спорах о конституционности решений о
передаче Крымской области и г.Севастополя из состава
РСФСР в состав УССР, принятых в 1954 году; об изнурительных и остроконфликтных правовых играх вокруг Черноморского флота; о настойчивых попытках украинского руководства
внести раскол в СНГ. <...> Еще в декабре 1998 года при ратификации российскоукраинского Договора было очевидно, что стратегические,
коренные интересы России в нем не закреплены, и вопрос о
6
7
Введение
Введение
дальнейшем развитии российско-украинских отношений не
решен, следовательно, с учетом взаимовыгодных геостратегических и геополитических интересов обеих стран. <...> Соответственно в Крымскую область включается и ее южная часть Крымский полуостров, на котором и расположен г.Севастополь, выступающий как база Черноморского флота. <...> Главной причиной является, на наш взгляд, то,
что проблема эта по-разному ставилась и решалась в различные эпохи социализма и капитализма: политические, экономические, идеологические основы, в условиях которых развивались Крымская область и Севастополь, рухнули <...>
КРЫМ_право_и_политика.pdf
Серия «Актуальные юридические исследования»
В.Г. Вишняков
КРЫМ:
ПРАВО И ПОЛИТИКА
Монография
ЮРКОМПАНИ
Москва – 2011
Стр.1
УДК 340.612
ББК 67.404.4 (2 Ðîñ)
В 20
Об авторе:
Вишняков Виктор Григорьевич – доктор юридических наук, профессор.
Сферу научных интересов В.Г. Вишнякова составляют проблемы государственного
и административного права. Наиболее весомый вклад им был
внесен в разработку проблем теории государственного управления, совершенствования
структуры и организации деятельности государственного
аппарата, местных органов государственной власти. Автор более 300 научных
публикаций.
В 20
Вишняков В.Г. Крым: право и политика. Монография. — М.: ЮРКОМПАНИ,
2011. — 612 ñ. — (Ñåðèÿ «Актуальные юридические èññëåäîâàíèÿ»).
ISBN
978-5-91677-078-0
Монографическое исследование В.Г.Вишнякова на тему: «Крым: право и политика»
посвящено исследованию актуальных проблем правового статуса Крыма и Севастополя.
Особенность монографии состоит в том, что автор поставил задачу комплексно
рассмотреть вопросы передачи Крыма и Севастополя из состава РСФСР в состав
Украины, начиная с 1954 года по настоящее время, в контексте взаимодействия правовых
и политических факторов. Содержание этого взаимодействия раскрывается с позиции
как конституционного, так и международного права. Доказывается, что на всех этапах
развития крымской проблемы с украинской стороны отсутствовала законная правовая
основа, при этом проблемы Крыма и Севастополя решались путем политического
давления на Россию и нарушения ее национальных интересов. Дается характеристика
уступок российского руководства в вопросах защиты территориальной целостности
России, а также принципиальной, государственной позиции группы депутатов
Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации при защите национальных интересов России. Большое внимание уделено
активной позиции населения Крыма и Севастополя в борьбе за восстановление их статуса
в составе России. Специальная глава содержит анализ возможных путей решения
крымской проблемы в настоящий период.
Являясь депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской
Федерации (1993-1999 годы), В.Г.Вишняков принимал непосредственное участие в
подготовке и реализации многих нормативных правовых актов, связанных с решением
крымской проблемы.
Материал подготовлен с использованием
СПС ГАРАНТ (www.garant.ru)
УДК 340.612
ББК 67.404.4 (2 Ðîñ)
ISBN 978-5-91677-078-0
2
© ООО «ÞÐÊÎÌÏÀÍÈ», 2011
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I. Как либералы извращали историю . . . . . . . . . . .
§ 1. Крыму «южане нужны»: «картошка не растет, капуста
âÿíåò» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. О передаче Крыма Украине Н.Хрущев сообщил членам
Президиума ЦК КПСС по пути в столовую. Без предварительных
обсуждений и согласований – «òàê ïðîùå» . . . .
§ 3. Вся власть Советов депутатов трудящихся не смогла
воспрепятствовать принятию ошибочного решения . . . .
§ 4. Исполнительный орган власти решает передать Крым
Украине на основании «целесообразности». И что из этого
получилось . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 5. Крымскую область не передавали, а выводили из
состава РСФСР: вместе с русским населением, общесоюзными
здравницами, пляжами, Черноморским флотом . . . . .
§ 6. Право было нарушено, но два братских народа – русский
и украинский – продолжали дружить в рамках Союза
ССР (60-80 ãîäû) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава II. Распад ССР. Под прикрытием лозунгов о суверенизации,
украинские либерал-националисты превращают
Крым и Севастополь в украинскую территорию, растаскивают
союзную и российскую собственность . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Договор об образовании СССР 1922 года как орудие
разрушения СССР и правовая база «суверенизации» и
«возрождения» государственности наций, национальностей
и национальных меньшинств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Украинские политики стремятся любыми способами
вырвать Крым и Севастополь из единого конституционного
поля СССР и ÐÑÔÑÐ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стр.2
§ 3. В Беловежской Пуще Кравчук спросил у Ельцина: «А
как с Крымом будем поступать?»; тот ответил: «Да забирай».
«Êðûì за Êðåìëü» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава III. Борьба населения Крымской области за сохранение
и восстановление Крыма в составе России . . . . . . . .
§ 1. Федеральные власти ведут двойную игру вокруг
крымского вопроса. А затем, нарушая закон, соглашаются с
тем, что Крым и Севастополь являются украинской территорией
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Какие конституции сочинялись для Крыма в славном
городе Киеве: практикум для начинающих политологов . .
Глава IV. Правовой статус Крыма и правовой статус Севастополя
в системе многовекторной политики Украины
§ 1. Геополитические замыслы украинских стратегов по
вытеснению России из Черноморского бассейна. Государственная
Дума защищает национальные интересы России
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Государственная Дума Российской Федерации поддерживает
призывы и обращения жителей Крыма и Севастополя,
воинских частей Черноморского флота . . . . . . . . . .
§ 3. Позиция Совета Федерации Федерального Собрания
по правовым проблемам г.Севастополя и Черноморского
ôëîòà. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава V. Подготовка и ратификация Договора 1997
ãîäà………………..
§ 1. Либеральствующие российские чиновники поддерживают
порочную политику по Крыму и Севастополю . . . .
§ 2. Договор двух президентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Обсуждение и принятие Закона о ратификации Договора
1997 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 4. Позиция Совета Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 5. Оценка основных положений Договора 1997 года
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
§ 6. Попытка группы депутатов Государственной Думы
отменить ратификацию Договора 1997 года . . . . . . . . . . . . .
Глава VI. Украина вытесняет Россию из Крыма и Севастополя
и теряет интерес к Договору 1997 ãîäà. . . . . . . . . . .
§ 1. Итоги реализации Договора 1997 года . . . . . . . . . . .
§ 2. Банкротство российской политики – аренда незаконно
приобретенной Украиной российской территории за миллиарды
долларов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава VII. Укрепление конституционных институтов
государственной территориальной организации – главная
гарантия от очередного «обустройства» и разделения России
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Исторический опыт «передачи» административнотерриториальных
единиц государства . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Единая территория, государственно-территориальная
организация территории и единая система государственной
власти и управления как гарантия устойчивости федеративного
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Территориальные вопросы должны решаться на народных
референдумах, а не путем закулисных сделок . . . .
Глава VIII. Возможные пути решения крымской проблемы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Административное управление Крымом, установленное
в 1954 году, в современных условиях межгосударственных
отношений между Россией и Украиной привело к деградации
Крыма и Севастополя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Изменение правовых оснований передачи Крыма
Украине («хозяйственная целесообразность») и установление
Украиной режима фактической аннексии территории
Крымской области и Севастополя может стать предметом
разбирательства в Международном Суде . . . . . . . . . . . . . .
5
Стр.3
Вишняков Виктор Григорьевич
Крым: право и политика. Монография
Ответственный редактор Л.Ю. Грудцына
Литературный редактор Д.А. Сухарев
Компьютерная верстка Г.Ю. Ефимова
Дизайн обложки А.А. Черкасов
ООО «Издательство «ЮРКОМПАНИ»
www.law-books.ru E-mail: mail@law-books.ru
Òåë.: 8 (903) 672-55-88. Ôàêñ: (495) 672-55-22.
Подписано в печать с готовых монтажей 20.01.2011 ã.
Формат 60õ90/16. Печать îôñåòíàÿ. Бумага òèï. Óñë. ïå÷. ë. 38,75.
Тираж 1500 ýêç. Заказ ¹ 57.
Отпечатано в ОАО «Орехово-Зуевская типография»
ã. Îðåõîâî-Çóåâî, Ìîñê. îáë., óë. Дзержинского, ä. 1.
E-mail: tipografiya-oz@rambler.ru.
Стр.311