Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637401)
Контекстум
Электро-2024

Основы средневековой религиозности в XII-XII веках (780,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц408
ID177803
АннотацияВесной 1916 года Лев Платонович Карсавин защитил в Петроградском университете диссертацию «Основы средневековой религиозности XII-XIII веков, преимущественно в Италию, ему была nрисвоена степень доктора всеобщей истории. Этом работе суждено было стать самым серьезным историческим исследованием ученого, определившим место Карсавина в мировой историческом науке. Основой для настоящего - второго издания докторской диссертации Льва Платоновича Карсавина «Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках», послужил правленный и дополненный автором текст, подготовленный им в 1918-1920 годах в Петрограде.
ISBN978-5-89329-10-0
УДК94/99
ББК63.3(0)4
Основы средневековой религиозности в XII-XII веках / Л. П. Карсавин .— Подготовка текста к изданию, послесловие и комментарии: Клементьев А. К. — : [Б.и.], 1997 .— 408 с. — ISBN 978-5-89329-10-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/177803 (дата обращения: 03.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. П. Карсавин OCHOBbl СРЕДНЕВЕКОВОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ в XII-XIII BEKJf2( ПЕТЕРБУРГ MCMXCVII Jl.eв Платонович КАРСАВИН СОЧИНЕНИЯ Под редакцией <...> А. К. Клементьева и С. Ю. Клементьевой том 11 SCRIPTORIUM ·YMCA-PRESS ПЕТЕРБУРГ 1997 Аев Платонович КАРСАВИН ОСНОВЬI е. <...> ПРЕДИСЛОВИЕ История средневековой религиозности, важной не только в себе и для себя, но и для уразумения средневековых богословия, догмы и ереси, нуJКДается в предварительном осуществлении двух других задач: в определении понятия «религиозного фонда» или «среднего религиозного человека>> и, во-в:rорых, в основанном на этом понятии изучении эпохи, которую условно можно принять за предел развития средневековой религиозности. <...> Только понятие <<религиозного фонда» может связать друг с другом по видимости обособленные и даже противоречивые движе ния. <...> Только оно дает надежду на успех искателю общего в религи озности, как бы скромны и ограничены ни были хронологические и территориальные пределы его работы. <...> Victore 17 Обычное словоупотребление проводит некоторое различие между терминами «религиозность» и «религиозный''• с одной сторо ны, и «верующий», «вера11, с другой. <...> Совершенно наоборот обстоит дело с термином «религиозный» и производным от него существительным <<религиозность». <...> Поэтому он и является нам в другом аспекте, при котором не столь важно, в о что он верит (хотя без этого и не обойтись: религиозность предпо лагает объект ее), сколь то, к а к он верит; религиозный отличается от верующего особым душевным состоянием. <...> Религиозный фонд представляет собою некото рую систему элементов или, лучше, некоторое единство, в котором достаточно определить несколько элементов, чтобы по ним и из них с необходимостью и достоверностью воспроизвести целое. <...> Чтобы обозначить такую методоло гическую величину мы часто говорим <<средний человек эпохи», и поэтому, а также в силу некоторых статистических аналогий, я и позволил себе назвать такого и с т о р и ч е с к о г о человека <<сред ним человеком <...>
Основы_средневековой_религиозности_в_XII-XII_веках.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Основы_средневековой_религиозности_в_XII-XII_веках.pdf
Jl.eв Платонович КАРСАВИН СОЧИНЕНИЯ Под редакцией А. К. Клементьева и С. Ю. Клементьевой том 11 SCRIPTORIUM ·YMCA-PRESS ПЕТЕРБУРГ 1997
Стр.3
Аев Платонович КАРСАВИН ОСНОВЬI е.:> СРЕДНЕВЕКОБОИ РЕЛИГИОЗНОСТИ в XII-XIII веках Подготовка текста А. К. Клементьева Послесловие и примечания А. К. Клементьева и С. Ю. Клементьевой Алнев1л. длЕтЕйя ПЕТЕРБУРГ 1997
Стр.4
Настоящая книга отпечатана в количестве трех тысяч экземпляров, из которых тридцать именных в продажу не поступают, а остальные пронумерованы от руки (N:!N!! 31 - 3000) J ~~ 1\. r. l .. -J:-~----------~fJiJI&Jd~ Gка ~. {t · ~?'riиc/)( t;rt~/Ц~ 1 7
Стр.5
© Hcli:nc Yanccv Лев Платонович Карсавин через три дня после освобождения из дома предварительного заключения. Петроград. 27 октября 1922
Стр.6
n. п. к ар с: а в и н ъ. OCHOBbl СРЕЛНЕВьКОВОЙ РЕЛИГIОЗНОСТИ въ XII-XIII вtкахъ • --жж-n Е Т Р О Г Р А Д Ъ. Т ннQrraфi!l "н., ... ,, дt.•• ... Загороi1,ныА пр., -; 4. 191S.
Стр.7
ПРЕДИСЛОВИЕ
Стр.8
История средневековой религиозности, важной не только в себе и для себя, но и для уразумения средневековых богословия, догмы и ереси, нуJКДается в предварительном осуществлении двух других задач: в определении понятия «религиозного фонда» или «среднего религиозного человека>> и, во-в:rорых, в основанном на этом понятии изучении эпохи, которую условно можно принять за предел развития средневековой религиозности. Первый шаг к этому сделан автором в «Очерках религиозной жизни в Италии XII-XIII веков» 1 , непосредственным продолжением и завершением которых является предлагаемая вниманию читателя книга. Во введении к ней пришлось еще раз вернуться к понятию «среднего человека», так как за протекшее от издания <<Очерков» время автор убедился в том, что казавшееся ему естественным и самоочевидным нуJКДается в более обстоятельном, может быть - даже минуциозном разъяснении .. Только понятие <<религиозного фонда» может связать друг с другом по видимости обособленные и даже противоречивые движения. Только оно дает надежду на успех искателю общего в религиозности, как бы скромны и ограничены ни были хронологические и территориальные пределы его работы. Благодаря понятию <<среднего человека» можно приступить к синтезу явлений духовной культуры и до известной степени преодолеть или обезвредить опасности синтезирующей работы. <
Стр.9
можно собирать, классифицировать и сопоставлять факты или тексты, не обобщая и не синтезируя их, что можно в работе историка обособить обособляемые лишь логически, да и то условно и неясно, операции*. На самом же деле всякое чтение текста уже является его толкованием и обобщением, всякая классификация и всякое сопоставление синтетической работой. «Синтез11 создается и определяется сам собою в процессе «аналитической11 работы, с самых первых ее моментов. Он существует гораздо раньше, чем историк формально приступит к нему, и направляет анализ в той же степени, в какой сам им направляется. В том и трудность исторической работы, что в ней практически неосуществимо обособление подготовительных стадий ее, и все сочинения, ставящие себе целью «собирание11 или «классификацию>~ материала, уже синтез, более или менее замаскированный и бессознательный. «Faire passer sous \es yeux du \ecteur quelqнes documents dates et certains dans \eur teneнr originale ... en у joigвant \es avertissements convenaЬ\es114 не значит еще воздержаться от синтеза, выражающегося в выборе и распыляемого в «avertissemeвts11 5 луа, вместе с Сеньобосом7 за фантазии, а Мишле10 • Работы марбургских романистов6 осуждающего Моммзена8 и Карлейля11 за недостаток критичности, по существу не менее претенциозны, чем «l'essai, foпne rapide et dangeureнse de synthese11 12• А поэтому они могут быть признаны подготовительными лишь условно, требуют к себе более осторожного отношения, чем плохо изданный или сомнительный источник, и не в состоянии подготовить синтез для кого-нибудь другого, кроме их автора. Д,ЛЯ синтеза необходима самостоятельная переработка всего материала и повторение всех уже проделанных другими работ. И то и другое едва ли возможно. А следовательно приходится или совсем отказаться от синтеза или подходить к нему как-то иначе. Синтез всегда был и будет делом индивидуальным и субъективным, субъективным осмыслением реально воспринятого. Следовательно, надо поставить исследователя и критика в положение, по возможности облегчающее выделение субъективных сторон труда и их оценку. А это недостижимо, если база синтеза широка и корни его уходят в необозримый и рассеянный материал или в частные синтетические построения. Таким путем мы возвращаемся к понятию «среднего человекю1, которое позволяет утверждать, что существо духовной культуры данного периода выражено распространенными и крупными явлениями. База исследования благодаря этому суживается, становится доступной критике и самокритике, и центр * Разумеется, этим нисколько не отрицается «собирание материала» в смысле издания источников, хотя и здесь выбор текстов должен определяться «важностью» или «значением» их, т. е. некоторым синтетическим моментом. В тексте имеется в виду главным образом «собирание» «par especes de faits» 4 или классификация материала. 16 и самого Ланги Курциуса9
Стр.10
тяжести ложится не на рассеянный материал, а на материал ограниченный и сосредоточенный, около которого естественно группируются разбросанные в источниках указания. Для религиозности Италии в XII-XIII веках эту задачу автор попытался выполнить в f>l3YX своих книжках, из которых вторая лишь объединяет, систематизирует и расширяет отрывочно высказанное в первой*. Автор ожидает недоверчивого отношения к своему построению и упреков в произвольности. Но его построение должно было быть, если не произвольным, то субъективным, как и всякое другое, и на это он шел, выпуская в свет свою книгу, шел не из самонадеянности или самомнения, а потому, что знает место индивидуальной работы и верит в плодотворность и важность коллективных усилий. Они ЖР. мыслимы лишь путем индивидуальных построений, неизбежно субъективных, но необходимых при всей своей субъективности. Территориальные границы работы расширены. Перейдя к немецкому и французскому материалу, автор усмотрел в нем те же черты религиозности, что и в Италии. Тем не менее он не решился расширить заглавие 13, частью потому, что им непосредственно использован не весь материал, частью потому, что боялся оказаться в положении апологета, доказывающего для Германии и Франции то, что найдено в Италии, и невальна утратившего нужную остроту и свободу взгляда. Поэтому немецкий и французский материал должны лишь пояснять и дополнять италианский, вместе с тем указывая на аналогичные явления в религиозности Средней Европы. Автор высказывает свою глубокую благодарность всем тем, кто оказал ему то или иное содействие в его работе. К сожалению, он лишен возможности причислить к ним критиков первого издания этой работы. Одни отзывы слишком кратки, другие продиктованы личными мотивами и молодечеством рецензента, решившегася на передержки и подлоги1 ~. С особенною признательностью вспоминает автор о добрых советах и моfsальной помержке со стороны Алексанgра Евгениевича Преснякова s и приносит глубокую сердечную благодарность Николаю Петровичу Оттокару6 , в постоянном общении с которым создавалась эта книга. Многое в ней косвенно или прямо вызвано или определено его бескорыстным дружеским вниманием и острою критикой, помержано его сочувствием, и эти немногие слова лишь слабое и неполное выражение признательности автора. В новом издании, несколько видоизмененном и пополненном иллюстрирующими примерами, отброшены все ссылки. Из сказан* По самому существу дела, ВЫ!Iсненному выше, совершенно отметаете!! стремление к «полноте» аргументации в смысле полноты ссылок. Выбор текстов обусловлен их иллюстративным значением; их можно бы и совсем не приводить. Обоснование развиваемых в книге взгЛ!Iдов следует искать не в текстах и ссылках, а в единстве предлагаемого мною синтетического построения. 17
Стр.11
ного ясно- почему. Тем не менее, если обстоятельства сделают это желательным, автор предполагает дополнительно выпустить вторую часть (примечания) первого издания. Пока он не видит в том надобности, тем более, что общее значение его труда, вероятно, будет яснее и лучше заставит читателя сосредоточиться на поставленных вопросах, если внимание не станет отвлекаться в сторону дешевого и легко достижимого при современном состоянии справочных пособий обилия примечаний. 18
Стр.12