А. Д Алексеев
ИСТОРИЯ
ФОРТЕПИАННОГО
ИСКУССТВА
Части 1 и 2
Допущено Управлением учебных заведений
и научных учреждений
Министерства кулыуры СССР
в качестве учебника для mydenros
музыкальных вузов
2-е изд., дополненное
Москва «Музыка» 7988
ББК 782
A47
Алексеев А. <...> ISBN 5~7l40—Dl95~8
Автор учебника впервые в советском и мировом музыкознании рис
сматрнпает развнгне фортепианного искусства т‘ истоков до современиосгн
в синтезе его важнейших компонентов—компознторскаго творчества, испод
нитыьского искусства и педагогики. <...> На. мг
49o5oooooo—2es
o2s(o1)—ss
71—— ББК 782
ISBN 5~»7l40——0195——8
ьство «Музыка», 1985 г.
OT А ВТОРА
Этот учебник возник в процессе моей многолетней исследовательской и педагогической работы, предназначенный служить основным руководством для студентов музыкальных вузов по курсу
истории фортепианного искусства. он является вместе с тем и научным трудом, освещающим развитие этого искусства от истоков до
современности в синтезе деятельности композиторов, исполнителей
и педагогов. <...> Импровизация как основа исполнительского искусства XVI—XV1ll веков. клавесин и
клавикорд
История клавирно-фортепианной культуры имеет более чем
ПЯТИСОТЛСТНЮЮ ДЗВНОСТЬ. <...> Он должен быть назван
периодом клавирного искусства, так как в эту эпоху
получило распространение несколько клавишно-струнных
инструментов (клавесин, клавикорд, позднее-фортепиано), собирательное название которых было клавир. <...> Постепенно возвышавшаяся королевская власть, богатевшие представители новой денежной аристократии типа банкирского дома Медичи во Флоренции, а за ними и более мелкие
в иерархии жильных мира сего» широко использовали Myanкальное искусство для прославления своего могущества, для
5
развлечения и придания своим резиденциям облика очагов гуманистической культуры. <...> Этот синтез осуществлялся в и м п р о в и з а ци и, являвшейся основой исполнительского искусства. <...> В XVI—XVIII столетиях органисты и клавиристы были вынуждены часто прибегать к импровизации <...>