Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

"Из ""Пошехонских рассказов"""

0   0
Первый авторСалтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Издательство[Б.и.]
Страниц38
ID9995
Аннотация"Пошехонские реформаторы Пошехонское ""дело"" Фантастическое отрезвление"
Кому рекомендованоПовести и рассказы
Салтыков-Щедрин, М.Е. "Из ""Пошехонских рассказов""" : Сборник рассказов / М.Е. Салтыков-Щедрин .— : [Б.и.], 1884 .— 38 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/9995 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М. Е. Салтыков-Щедрин Из "Пошехонских рассказов" Библиотека "Огонек" Собрание сочинений в десяти томах. <...> Содержание: Пошехонские реформаторы Пошехонское "дело" Фантастическое отрезвление Примечания ПОШЕХОНСКИЕ РЕФОРМАТОРЫ <...> АНДРЕЙ КУРЗАНОВ В начале сороковых годов в семье пошехонского мещанина Тихона Гордеева Курзанова проявилась личность, сразу обратившая на себя общее внимание. <...> Это был сын старого Тихона, Андрей, молодой человек 20 - 22 лет. <...> Вышедши на волю, Курзанов поселился в Пошехонье и жил, как говорится, с хлеба на квас. <...> Предвещали вещи простые, всем близкие и понятные: неурожай или изобилие плодов земных, ненастье или вёдро, войну или мирное житье, угадывали пол ребенка в утробе матери и проч. <...> Люди, не получившие никакой воспитательной подготовки, но в то же время влекомые неудержимою силою к свету, встречаются нередко в низменных слоях общества, но в большинстве случаев эти личности впадают в экзальтацию и становятся чуть не душевнобольными. <...> Из всего вычитанного, слышанного и виденного он извлек особый нравственный кодекс, который коротко выражал словами: "Жить по-божески". <...> Поэтому в большинстве случаев выражения эти остаются незамеченными (не переведенными на культурно-чиновничий язык) или же сопричисляются к массе тех мнимо бессодержательных афоризмов, которые от времени до времени изрекает "непросвещенная чернь". <...> Жить по-божески" значит жить по справедливости, никого не утесняя, всех любя и взаимно друг друга прощая. <...> - Что значит жить по-божески? - спрашивала Андрея добрая помещица Марья Ивановна, до которой пал слух, что в Пошехонье объявился "блаженный", изрекающий "справедливые" слова. <...> - А вот что: тебе кусок, и ему кусок, и всем прочим по куску! - объяснял Андрей в наивной уверенности, что в его объяснении не только нет ничего угрожающего, но что воистину иного угодного богу житья не может существовать. <...> Марья Ивановна выслушивала это объяснение и тоже никаких угроз в нем не находила. <...> У нас <...>
Из_Пошехонских_рассказов.pdf
М. Е. Салтыков-Щедрин Из "Пошехонских рассказов" Библиотека "Огонек" Собрание сочинений в десяти томах. Том девятым М., "Правда", 1988 Собрание сочинений выходит под общей редакцией С. А. Макашина и К. И. Тюнькина. Составление С. А. Макашина/ OCR:М.Бычков, доп. Вычитка: Александр Македонски, февраль 2008. Содержание: Пошехонские реформаторы Пошехонское "дело" Фантастическое отрезвление Примечания ПОШЕХОНСКИЕ РЕФОРМАТОРЫ I. АНДРЕЙ КУРЗАНОВ В начале сороковых годов в семье пошехонского мещанина Тихона Гордеева Курзанова проявилась личность, сразу обратившая на себя общее внимание. Это был сын старого Тихона, Андрей, молодой человек 20 - 22 лет. Семья Курзановых была бедная, смирная и богобоязненная. Старый Тихон происходил из крепостных и состоял в дворне помещика Беленицына в качестве "живописца". Все, что носило на себе следы масляной краски в селе Верховом, начиная от полов "под паркет" в барской усадьбе и кончая портретной галереей бар, барчат и барышень, а также иконостасом сельской церкви, - все это было делом рук Тихона Курзанова. В тогдашнее время помещики любили украшать свои жилища произведениями искусств, так что почти во всяком господском доме можно было встретить и "Иродиаду", держащую на блюде голову Иоанна Крестителя, в которую Ирод тыкал вилкою, и "Сусанну", лежащую в обнаженном виде, с двумя старцами по бокам, и "Девушку с тазиком и графином воды", и "Обедающих дураков", и т. д. Тихон и такие картины умел писать. Человек он был смирный и покорный, а в своей специальности положительно неутомимый. С утра до вечера он готов был "писать", но зато ко всякой другой работе выказывал решительную неспособность. Ни на сенокос его в горячее время послать было нельзя, ни даже в лес за ягодами или за грибами - все равно ничего не принесет. Да и господа были добрые, и хотя смутно, но понимали, что принуждение может только изнурить Тихона, а делу не поможет. Поэтому, когда по дому не требовалось никакой масляной или живописной работы, то Тихона отпускали по оброку, который он и платил всегда аккуратно. Когда ему было уже лет около тридцати пяти, его женили на сенной девушке Аннушке, которую тогда же обложили умеренными тальками, а лет через пять после того барин Беленицын скончался и, умирая, почему-то вспомнил о Тихоне и заказал барыне Анне Семеновне дать ему вольную. Вышедши на волю, Курзанов поселился в Пошехонье и жил, как говорится, с хлеба на квас. Большой нужды не было, но не было и настоящей сытости. На недостаток заказов он не жаловался, но заказы были исключительно церковные, которые, как известно, всегда оканчиваются словами: "Для богато, чай, можно и уступить?" И Тихон уступал до самой крайней степени, потому что и сам понимал, что для бога не уступить нельзя. Аннушку Тихон любил, но, по странной особенности всего своего душевного строя, как будто считал свое сожитие с нею делом греховным, на которое он не решился бы, если б не тяготела над ним всевластная рука крепостного права. С своей стороны и Аннушка любила его, однако ж к материальным лишениям относилась не совсем равнодушно и нередко-таки поговаривала:
Стр.1