Ванециана "Пошехонская
старина" М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826 - 1889) - крупнейшее произведение русской литературы о
крепостном строе и, вместе с тем, великий художественный суд над этим строем писателя-демократа. <...> О "ПОШЕХОНСКОЙ СТАРИНЕ"
"Пошехонская старина", появившаяся в 1887 - 1889 годах в журнале "Вестник Европы", последнее произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина. <...> Оно совмещает в себе три слоя: "хронику"
или "житие" - повесть о детстве (предполагалось и о юности) на автобиографической основе; историкобытовую панораму - картины жизни в помещичьей усадьбе, при крепостном праве и публицистику - суд
писателя-демократа над крепостническим строем и обличение духа крепостничества в идеологии и
политике России 80-х годов прошлого века. <...> Не уступая названным
произведениям в художественной силе и яркости красок (хотя и крайне суровых тонов), салтыковская
"хроника" отличается от них глубиною своего социального критицизма, пронизывающего все
повествование. <...> В специальном примечании, начинающем
произведение, Салтыков просит читателя не смешивать его личность с личностью Никанора Затрапезного
и заявляет: "Автобиографического элемента в моем настоящем труде очень мало; он представляет собой
просто-напросто свод жизненных наблюдений, где чужое перемешано с своим, а в то же время дано место
и вымыслу". <...> Салтыков, таким образом, не отрицает присутствия "автобиографических элементов" в своей
"хронике", но ограничивает их роль и значение, настаивая на том, что он писал не автобиографию или
мемуары, а художественное произведение, хотя и на материале личных воспоминаний. <...> Действительно, Салтыков отнюдь не ставил перед собой задачи полного восстановления
("restitutio in integrun") - всех образов и картин своего детства, хотя они и предстояли перед его памятью
"как живые, во всех мельчайших подробностях". <...> Теперь
познакомлю читателя с <...> той обстановкой, которая делала из нашего дома нечто <...>
Пошехонская_старина._Начало.pdf
Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА
--------------------------------------------------------------OCR
Pirat, июль 2004 г.
Правка: В. Есаулов, июль 2004 г.
Дополнительная правка: Александр Македонски, май 2007 г.
--------------------------------------------------------------Вступительная
статья С. Макашина Иллюстрация художника А. Ванециана "Пошехонская
старина" М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826 - 1889) - крупнейшее произведение русской литературы о
крепостном строе и, вместе с тем, великий художественный суд над этим строем писателя-демократа.
70301-272
P-------------80 - 4702010100
080(02) - 80
Текст печатается по изданию: М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в 20-и т., Т. 7. М.,
Ш75.
О "ПОШЕХОНСКОЙ СТАРИНЕ"
"Пошехонская старина", появившаяся в 1887 - 1889 годах в журнале "Вестник Европы", -
последнее произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина. Им закончился творческий и жизненный путь
писателя. В отличие от других его вещей оно посвящено не злободневной современности, а прошлому -
жизни помещичьей семьи в усадьбе при крепостном праве. По своему материалу "Пошехонская старина"
во многом восходит к воспоминаниям автора о своем детстве, прошедшем в родовом дворянском гнезде, в
самый разгар крепостного права. Отсюда не только художественное, но и также историческое и
биографическое значение этого монументального литературного памятника, хотя он не является ни
автобиографией, ни мемуарами писателя.
"Пошехонская старина" - многоплановое произведение. Оно совмещает в себе три слоя: "хронику"
или "житие" - повесть о детстве (предполагалось и о юности) на автобиографической основе; историкобытовую
панораму - картины жизни в помещичьей усадьбе, при крепостном праве и публицистику - суд
писателя-демократа над крепостническим строем и обличение духа крепостничества в идеологии и
политике России 80-х годов прошлого века.
Первые два слоя даны предметно (сюжетно). Последний содержится в авторских "отступлениях",
кроме того, он задан в подтексте произведения, заключен в идейной позиции автора.
Русская литература XIX века знает несколько автобиографических повествований о детстве,
признаваемых классическими. "Пошехонская старина" - одно из них. Хронологически она занимает место
после "Семейной хроники" и "Детских годов Багрова внука" С. Аксакова и "Детства" и "Отрочества" Л.
Толстого и предшествует "Детству Темы" Н. Гарина-Михайловского. Не уступая названным
произведениям в художественной силе и яркости красок (хотя и крайне суровых тонов), салтыковская
"хроника" отличается от них глубиною своего социального критицизма, пронизывающего все
повествование. С этой особенностью "хроники" связано и принципиально иное, чем у названных
писателей, отношение Салтыкова к автобиографическому материалу. Он используется не только и не
столько для субъективного раскрытия собственной личности, душевного мира и биографии
повествователя, сколько для объективного обозрения изображаемой социальной действительности и суда
над нею.
Повествование ведется в форме рассказа ("записок") пошехонского дворянина Никанора
Затрапезного о своем "житии", - собственно лишь о детстве. В специальном примечании, начинающем
Стр.1