Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Любимец читающей России

0   0
Первый авторБеляев Юрий
Издательство[Б.и.]
Страниц11
ID9940
АннотацияО творчестве автора (Салиас Евгений Андреевич).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Беляев, Ю. Любимец читающей России : Статья / Ю. Беляев .— : [Б.и.], 1991 .— 11 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/9940 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Юрий Беляев Любимец читающей России Евгений Салиас. <...> Том первый Историческая проза М., "Художественная литература", 1991 Вступительная статья, составление и комментарии Ю. Беляева <...> Думается, что среди нынешних читателей, включая и книголюбов, мало кто знает имя русского писателя Евгения Андреевича Салиаса. <...> Но не только количеством написанного прославился Евгений Салиас. <...> Стать самым любимым у русского читателя историческим романистом было крайне трудно, но таким титулом Евгений Андреевич мог гордиться в большей степени, чем полученным от рождения графским титулом. <...> А Салиас был еще и живой историей русской словесности, ибо в начале XX столетия он оказался, как писал в книге "Литературный олимп" критик А. Измайлов <...> }. Действительно, внимание этих выдающихся революционных демократов привлекла первая повесть Салиаса "Ксаня чудная", опубликованная в 1863 году в журнале "Библиотека для чтения", который тогда возглавлял А. Ф. Писемский. <...> В письме к матери Евгения Салиаса, известной писательнице того времени Евгении Тур, Огарев писал, что и ее и Россию можно поздравить с новым талантом. <...> Однако несколько психологических повестей на современную тему, несмотря на их успех, стали для Евгения Салиаса лишь подступом к его основному литературному призванию -- труду исторического романиста. <...> После того, как Салиас избрал стезю исторического романиста, его, читательская популярность стала увеличиваться в обратной пропорции к падению его престижа среди тенденциозной "демократической" критики, в силу своего господствующего положения сумевшей подготовить "кровавый рассвет" над Россией XX века. <...> }. Евгений Андреевич Салиас несомненно переживал огульное зачисление его в "квазипатриоты" или "реакционеры", особенно если учесть тот факт, что из-за участия в студенческих антиправительственных волнениях ему пришлось прервать и не закончить свою учебу в Московском университете <...>
Любимец_читающей_России.pdf
Юрий Беляев Любимец читающей России Евгений Салиас. Сочинения в двух томах. Том первый Историческая проза М., "Художественная литература", 1991 Вступительная статья, составление и комментарииЮ. Беляева OCR Бычков М. Н. Думается, что среди нынешних читателей, включая и книголюбов, мало кто знает имя русского писателя Евгения Андреевича Салиаса. Хотя те, кто постарше, должны помнить аккуратные, симпатичные томики собрания сочинений графа Е. А. Салиаса с буквами "ять" и "ер", и таких томиков было немало -- 33. Но не только количеством написанного прославился Евгений Салиас. Стать самым любимым у русского читателя историческим романистом было крайне трудно, но таким титулом Евгений Андреевич мог гордиться в большей степени, чем полученным от рождения графским титулом. А Салиас был еще и живой историей русской словесности, ибо в начале XX столетия он оказался, как писал в книге "Литературный олимп" критик А. Измайлов, "последним литератором, на котором покоилось благословение Герцена и Огарева" {Измайлов А. А. Литературный олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн, Горький, Сологуб, Ясинский, Брюсов, Салиас, Соловьев. М., 1911, с. 417.}. Действительно, внимание этих выдающихся революционных демократов привлекла первая повесть Салиаса "Ксаня чудная", опубликованная в 1863 году в журнале "Библиотека для чтения", который тогда возглавлял А. Ф. Писемский. В письме к матери Евгения Салиаса, известной писательнице того времени Евгении Тур, Огарев писал, что и ее и Россию можно поздравить с новым талантом. Однако несколько психологических повестей на современную тему, несмотря на их успех, стали для Евгения Салиаса лишь подступом к его основному литературному призванию -- труду исторического романиста. В этом качестве он и полюбился читающей России того времени, в этом качестве он интересен и современному читателю, и в эпоху восстановления истинной истории отечества становится ясно, что представить русскую словесность без Салиаса -- это все равно, что представить французскую литературу без Александра Дюма-отца. После того, как Салиас избрал стезю исторического романиста, его, читательская популярность стала увеличиваться в обратной пропорции к падению его престижа среди тенденциозной "демократической" критики, в силу своего господствующего положения сумевшей подготовить "кровавый рассвет" над Россией XX века. Отнеся Салиаса к литературе "московского направления", которая якобы "вся целиком составляет мертвый нарост самого гангренозного свойства", все эти псевдолиберальные зоилы поступили с ним так же, как в свое время с великим Лесковым и даже хуже -сделали фигурой умолчания. Духовный мир писателя и его художественный талант никого не интересовали. Да и зачем нужно было уделять сколько-либо внимания одной писательской репутации, когда у этих, теперь уж ясно что незадачливых, адептов Виссариона Белинского приговор был готов всей "московской" патриотической школе: "Кто только вступит на почву московских тенденций, у того, будь он поэт до мозга костей, тотчас же появляется побуждение изрекать неизреченные глаголы, и он начинает целые страницы и томы наполнять мистическими резонерствами или везде начнет отыскивать врагов отечества" {Введенский А. И. Граф Е. А. Салиас -- Исторический вестник, 1890, No 8, с. 381.}. Евгений Андреевич Салиас несомненно переживал огульное зачисление его в "квазипатриоты" или "реакционеры", особенно если учесть тот факт, что из-за участия в студенческих антиправительственных волнениях ему пришлось прервать и не закончить свою учебу в Московском университете. Однако у него хватило силы воли и принципиальности неуклонно продолжать линию беспристрастного исторического бытописателя, которая была заложена им в его самом фундаментальном и наиболее оцененном критиками произведении -- исторической эпопеи "Пугачевцы". Вот мнение, высказанное через 15 лет после выхода ее в свет: "Роман "Пугачевцы", по общему признанию, есть лучшее произведение графа Салиаса, в котором с наибольшей силой выразились различные стороны его таланта... Дальнейшие произведения графа Салиаса уже только подводились под ранее созданное определение, основанное на этом романе" {Там же, с. 383.}. А вот что писал сразу же
Стр.1