РОСТОПЧИНА, Евдокия Петровна, урожденная Сушкова [23.XII.1811(4.I.1812), Москва -- 3
(15).XII.1858, там же] -- поэт, прозаик, драматург. Из дворянской семьи. Ее дядя Н. В. Сушков -драматург,
бабушка М. В. Сушкова -- поэтесса. В детстве Р. увлекалась литературой. "Книги заменяли ей
воспитателей <...> Гете, Шиллер <...> Шекспир, Данте, Байрон <...> Жуковский, Пушкин <...> все это
любила, знала, ценила она",-- писала впоследствии Р. о своей героине, Марине Ненской, наделенной
чертами биографии и личности автора (повесть "Счастливая женщина", 1851).
Воспитывалась в семье родственников Пашковых. Маленькая "Додо", как называли ее близкие,
начала писать стихи, согласно ее собственным воспоминаниям, в возрасте 13 или 14 лет.
В 1829 г., на одном из первых выездов в свет, Р. знакомится с создателем любимых ею
произведений -- Пушкиным (эта встреча отражена в стихотворении "Две встречи", 1838, 1839). Год спустя
П. А. Вяземский, без ведома поэтессы, публикует ее стихотворение "Талисман" в альманахе "Северные
цветы на 1831 год" (за подписью Д.......а). Появление нового поэта было отмечено посвященным Р.
стихотворением "Додо"М.Ю. Лермонтова, познакомившегося с ней в нач. 30 гг.
28 мая 1833 г. Р. выходит замуж за богатого гр. А. Ф. Ростопчина, сына известного генералгубернатора
Москвы 1812 г. С ее стороны это был, видимо, брак по расчету (см.: Сушкова Е. А. Записки.
1812--1841.-- Л., 1928.-- С. 143--144, 230, 247 и др.), вызванный желанием освободиться от мелочной
опеки родственников и упрочить положение в свете.
В 30 гг. лирика Р. становится широко известной. Поэтесса печатается, подписываясь А., г-ня Е. Рна,
в журналах "Библиотека для чтения", "Московский наблюдатель", "Современник" и др. Стихотворения
распространяются и в рукописях (среди них "К страдальцам-изгнанникам", обращенное к декабристам и
после их возвращения подаренное З. Г. Чернышеву и С. Г. Волконскому).
В 1836 г. Ростопчины переезжают в Петербург, где открывают литературный салон, который в 30-40
гг. посещают известные писатели, композиторы и артисты (В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, В. Ф.
Одоевский, В. А. Соллогуб, А. С. Даргомыжский,М. И. Глинка, Ф. Лист, П. Виардо и др.). У Ростопчиных
бывает Пушкин.
В конце 30 -- нач. 40 гг. литературная слава Р. растет. П. А. Плетнев пишет: "Она без сомнения
первый поэт теперь на Руси" (письмо к Я. К. Гроту, 10.XII.1840 // Цит. по кн.: Е. П. Ростопчина.
Талисман.-- М., 1987.-- С. 276). Во второй половине 30 гг. Р. дебютирует как прозаик (повесть "Чины и
деньги" первоначально опубл. в 1838 г. в журнале "Сын отечества и Северный архив", затем вместе с
повестью "Поединок" в книге "Очерки большого света".-- Спб., 1839, под псевдонимом Ясновидящая).
Критик и писатель Н. А. Полевой в своем дневнике называет ее "нашей Жорж Занд" (Ростопчина Е. П.
Соч.-- Т. 1.-- С. X). В феврале 1841 г. Р. близко знакомится с Лермонтовым, становясь поверенной его
чувств и замыслов (вероятно, слова поэта в письме к А. И. Бибикову о "новой драме" намекают на его
взаимоотношения с Р.-- см.: Полн. собр. соч.-- Т. 4.-- С. 356). Тонкий психологический портрет
Лермонтова, глубокая характеристика его стихотворений, их сравнение с пушкинскими даны в письме Р.-мемуарном
рассказе о Лермонтове, адресованном А. Дюма-отцу (см.: Лермонтов в воспоминаниях
современников,-- М., 1972.-- С. 280--286). 8 марта 1841 г. она пишет стихотворение-заклинание "На
дорогу! Михаилу Юрьевичу Лермонтову". В 1841 г. выходят "Стихотворения" Р., которые были
положительно встречены критикой. А. В. Никитенко писал "о решительно лучших стихах из всех",
созданных русскими писательницами (Сын отечества.-- 1841.-- Т. II.-- No 18.-- С. 104). Рецензенты
увидели оригинальность лирики Р. в простоте, тонком соединении чувств и рассуждений, в нестесненном,
искреннем раскрытии мира женской души. Сдержанно, но положительно отозвался о книге В. Г.
Белинский (см.: Полн. собр. соч.-- Т. 5.-- С. 456--461).
В 1845 г. семья Ростопчиных уезжает в Италию. В Италии соотечественники чествуют поэтессу
лавровым венком (см. стихотворение "На лавровый венец", 1846). В Риме Р. встречается с Н. В. Гоголем.
По его совету она посылает в Россию стихотворение "Несильный брак" (опубл. в газете "Северная
пчела".-- 1846.-- No 284), в аллегорической форме повествующее о притеснениях царизмом Польши. В
1847 г. Р. возвращается в Россию. Николай I не может ей простить "Несильного брака", тираж газеты
уничтожается. Видимо, ей запретили проживать в столице (см.: Киселев В. Поэтесса и царь // Русская
литература.-- 1965.-- No 1.-- С. 144--156). Окруженная "ореолом мученичества" (Погодин Д. М. //
Исторический вестник.--1892.-- No 4.-- С. 52), Р. переезжает в Москву.
В 1849--1854 гг. она организует у себя литературные "субботы", которые посещают М. П.
Погодин, Л. А. Мей, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев и - др. Бывает у нее и А. Н. Островский, чьи комедии Р.
высоко ценит и стремится способствовать его известности. Однако Островский относится к ее творчеству
иронично.
Р. осознает себя продолжательницей поэтической традиции 30 гг. "Я <...> жила в короткости
Пушкина, Крылова, Жуковского <...> Баратынского, Карамзина <...>. Эти чистые славы наши любили,
хвалили, благословляли меня на путь по следам их..." -- писала она, явно преувеличивая свою
"короткость" с Пушкиным и особенно с Карамзиным (Ростопчина Е. Стихотворения. Проза. Письма.-- М.,
Стр.1