В. Ф. Раевский
О рабстве крестьян
И дум высокое стремленье... <...> Вступление
Назад тому года с два попалась мне в руки тетрадь о необходимости рабства в России. <...> Четкими
словами имя Ростопчина1 (как сочинителя) было означено на обвертке.-- Странно и досадно русскому
читать такой сброд мыслей и суждений; если можно допустить, что сочинитель рассуждать умеет, то все,
что можно было понять из этого хаоса литер и слов, все состояло в том, что господские крестьяне
пользуются всеми выгодами, каких и самый век Астреи2 не представляет нам. <...> Между тем как эти
счастливцы в изорванных рубищах, с бледными изнуренными лицами и тусклыми взорами просят не у
людей (ибо владельцы их суть тираны), но у судей пищи, отдыха и смерти. <...> Не из источника ли грубого, неистового
невежества, злодейского, скотских страстей и бесчеловечья? <...> Взирая на помещика русского, я всегда воображаю, что он вспоен слезами и кровавым потом
своих подданных; что атмосфера, которою он дышит, составлена из вздохов сих несчастных; что элемент
его есть корысть и бесчувствие. <...> Они в трепетном изумлении не дерзали бы верить, что русские сделались
рабами, и мы, чье имя и власть от неприступного Северного полюса до берегов Дуная, от моря
Балтийского до Каспийского дает бесчисленным племенам и народам законы и права, мы, внутри самого
нашего величия, не видим своего уничтожения в рабстве народном. <...> Но руководимый собственным опытом и вниманием на состояние господских крестьян в России, я
решился самым кратким образом изобразить то, что называют необходимостью, даже благом для народа
русского (я говорю о господских крестьянах). <...> Выставить на сцену софизм бесчувственных эгоистов и тиранов народных. <...> Ниже сего я примерами изложу, сколько вредно рабство для народа русского, рожденного быть
свободным. <...> Александр в речи своей к полякам обещал дать конституцию народу русскому3. <...> О, если бы его взоры могли обнять все мною
сказанное, он не медлил бы пи минуты. <...> Досадно и смешно <...>
О_рабстве_крестьян.pdf
В. Ф. Раевский
О рабстве крестьян
И дум высокое стремленье... / Сост. Н. А. Арзуманова; примечания И. А. Мироновой.-- М.,
"Советская Россия", 1980 (Библиотека русской художественной публицистики)
OCR Бычков М. Н.
Вступление
Назад тому года с два попалась мне в руки тетрадь о необходимости рабства в России. Четкими
словами имя Ростопчина1 (как сочинителя) было означено на обвертке.-- Странно и досадно русскому
читать такой сброд мыслей и суждений; если можно допустить, что сочинитель рассуждать умеет, то все,
что можно было понять из этого хаоса литер и слов, все состояло в том, что господские крестьяне
пользуются всеми выгодами, каких и самый век Астреи2 не представляет нам. Между тем как эти
счастливцы в изорванных рубищах, с бледными изнуренными лицами и тусклыми взорами просят не у
людей (ибо владельцы их суть тираны), но у судей пищи, отдыха и смерти.
Рассуждение
Равенство в мире быть не может, ибо физические и нравственные причины суть уже тому
причиной; но кто дал человеку право называть человека моим и собственным? По какому праву тело и
имущество и даже душа одного может принадлежать другому? Откуда взят этот закон торговать, менять,
проигрывать, дарить и тиранить подобных себе человеков? Не из источника ли грубого, неистового
невежества, злодейского, скотских страстей и бесчеловечья?
Взирая на помещика русского, я всегда воображаю, что он вспоен слезами и кровавым потом
своих подданных; что атмосфера, которою он дышит, составлена из вздохов сих несчастных; что элемент
его есть корысть и бесчувствие. Предки наши свободные предки с ужасом взглянули бы на презрительное
состояние своих потомков. Они в трепетном изумлении не дерзали бы верить, что русские сделались
рабами, и мы, чье имя и власть от неприступного Северного полюса до берегов Дуная, от моря
Балтийского до Каспийского дает бесчисленным племенам и народам законы и права, мы, внутри самого
нашего величия, не видим своего уничтожения в рабстве народном.
Какое позорище для каждого патриота видеть вериги, наложенные на народ правом смутных
обстоятельств и своекорыстия. Зло слишком очевидно, чтобы самый недальновидный зритель не постигал
его.
Но руководимый собственным опытом и вниманием на состояние господских крестьян в России, я
решился самым кратким образом изобразить то, что называют необходимостью, даже благом для народа
русского (я говорю о господских крестьянах). Цель моя есть:
1. Открыть глаза и вывести из заблуждения незнающих.
2. Выставить на сцену софизм бесчувственных эгоистов и тиранов народных.
Ниже сего я примерами изложу, сколько вредно рабство для народа русского, рожденного быть
свободным. Александр в речи своей к полякам обещал дать конституцию народу русскому3. Он медлит, и
миллионы скрывают свое отчаяние до первой искры. О, если бы его взоры могли обнять все мною
сказанное, он не медлил бы пи минуты.
Досадно и смешно слышать весьма частые повторения, что народу русскому дать свободу и права,
ограждающие безопасность каждого -- рано, как будто бы делать добро и творить суд правый может быть
рано.
Ум может стариться, как и тело, сказал Аристотель; так точно и законы в государстве. Россия,
весьма быстро восшедшая на степень своей гигантской славы и управляемая прежними законами, сильно
поврежденными переменами, требует необходимого и скорого преобразования. Для коммерческих
действий народа, при сильной деятельности, необходимы свободные правила. Просвещение, как бы
Стр.1