Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611746)
Контекстум

О рабстве крестьян

0   0
Первый авторРаевский Владимир Федосеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID9718
Кому рекомендованоПублицистика
Раевский, В.Ф. О рабстве крестьян : Статья / В.Ф. Раевский .— : [Б.и.], 1822 .— 4 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/9718 (дата обращения: 17.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Ф. Раевский О рабстве крестьян И дум высокое стремленье... <...> Вступление Назад тому года с два попалась мне в руки тетрадь о необходимости рабства в России. <...> Четкими словами имя Ростопчина1 (как сочинителя) было означено на обвертке.-- Странно и досадно русскому читать такой сброд мыслей и суждений; если можно допустить, что сочинитель рассуждать умеет, то все, что можно было понять из этого хаоса литер и слов, все состояло в том, что господские крестьяне пользуются всеми выгодами, каких и самый век Астреи2 не представляет нам. <...> Между тем как эти счастливцы в изорванных рубищах, с бледными изнуренными лицами и тусклыми взорами просят не у людей (ибо владельцы их суть тираны), но у судей пищи, отдыха и смерти. <...> Не из источника ли грубого, неистового невежества, злодейского, скотских страстей и бесчеловечья? <...> Взирая на помещика русского, я всегда воображаю, что он вспоен слезами и кровавым потом своих подданных; что атмосфера, которою он дышит, составлена из вздохов сих несчастных; что элемент его есть корысть и бесчувствие. <...> Они в трепетном изумлении не дерзали бы верить, что русские сделались рабами, и мы, чье имя и власть от неприступного Северного полюса до берегов Дуная, от моря Балтийского до Каспийского дает бесчисленным племенам и народам законы и права, мы, внутри самого нашего величия, не видим своего уничтожения в рабстве народном. <...> Но руководимый собственным опытом и вниманием на состояние господских крестьян в России, я решился самым кратким образом изобразить то, что называют необходимостью, даже благом для народа русского (я говорю о господских крестьянах). <...> Выставить на сцену софизм бесчувственных эгоистов и тиранов народных. <...> Ниже сего я примерами изложу, сколько вредно рабство для народа русского, рожденного быть свободным. <...> Александр в речи своей к полякам обещал дать конституцию народу русскому3. <...> О, если бы его взоры могли обнять все мною сказанное, он не медлил бы пи минуты. <...> Досадно и смешно <...>
О_рабстве_крестьян.pdf
В. Ф. Раевский О рабстве крестьян И дум высокое стремленье... / Сост. Н. А. Арзуманова; примечания И. А. Мироновой.-- М., "Советская Россия", 1980 (Библиотека русской художественной публицистики) OCR Бычков М. Н. Вступление Назад тому года с два попалась мне в руки тетрадь о необходимости рабства в России. Четкими словами имя Ростопчина1 (как сочинителя) было означено на обвертке.-- Странно и досадно русскому читать такой сброд мыслей и суждений; если можно допустить, что сочинитель рассуждать умеет, то все, что можно было понять из этого хаоса литер и слов, все состояло в том, что господские крестьяне пользуются всеми выгодами, каких и самый век Астреи2 не представляет нам. Между тем как эти счастливцы в изорванных рубищах, с бледными изнуренными лицами и тусклыми взорами просят не у людей (ибо владельцы их суть тираны), но у судей пищи, отдыха и смерти. Рассуждение Равенство в мире быть не может, ибо физические и нравственные причины суть уже тому причиной; но кто дал человеку право называть человека моим и собственным? По какому праву тело и имущество и даже душа одного может принадлежать другому? Откуда взят этот закон торговать, менять, проигрывать, дарить и тиранить подобных себе человеков? Не из источника ли грубого, неистового невежества, злодейского, скотских страстей и бесчеловечья? Взирая на помещика русского, я всегда воображаю, что он вспоен слезами и кровавым потом своих подданных; что атмосфера, которою он дышит, составлена из вздохов сих несчастных; что элемент его есть корысть и бесчувствие. Предки наши свободные предки с ужасом взглянули бы на презрительное состояние своих потомков. Они в трепетном изумлении не дерзали бы верить, что русские сделались рабами, и мы, чье имя и власть от неприступного Северного полюса до берегов Дуная, от моря Балтийского до Каспийского дает бесчисленным племенам и народам законы и права, мы, внутри самого нашего величия, не видим своего уничтожения в рабстве народном. Какое позорище для каждого патриота видеть вериги, наложенные на народ правом смутных обстоятельств и своекорыстия. Зло слишком очевидно, чтобы самый недальновидный зритель не постигал его. Но руководимый собственным опытом и вниманием на состояние господских крестьян в России, я решился самым кратким образом изобразить то, что называют необходимостью, даже благом для народа русского (я говорю о господских крестьянах). Цель моя есть: 1. Открыть глаза и вывести из заблуждения незнающих. 2. Выставить на сцену софизм бесчувственных эгоистов и тиранов народных. Ниже сего я примерами изложу, сколько вредно рабство для народа русского, рожденного быть свободным. Александр в речи своей к полякам обещал дать конституцию народу русскому3. Он медлит, и миллионы скрывают свое отчаяние до первой искры. О, если бы его взоры могли обнять все мною сказанное, он не медлил бы пи минуты. Досадно и смешно слышать весьма частые повторения, что народу русскому дать свободу и права, ограждающие безопасность каждого -- рано, как будто бы делать добро и творить суд правый может быть рано. Ум может стариться, как и тело, сказал Аристотель; так точно и законы в государстве. Россия, весьма быстро восшедшая на степень своей гигантской славы и управляемая прежними законами, сильно поврежденными переменами, требует необходимого и скорого преобразования. Для коммерческих действий народа, при сильной деятельности, необходимы свободные правила. Просвещение, как бы
Стр.1