Д. Ф. Фикельмон в жизни и творчестве Пушкина
Особняк на Дворцовой набережной <...> Д. Ф. Фикельмон о дуэли и смерти Пушкина
Примечания
ВВЕДЕНИЕ
Чем лучше мы знаем жизнь Пушкина, тем глубже и точнее понимаем смысл его творений. <...> Эти материалы оказались очень интересными и ценными, но
голландское министерство иностранных дел из соображений национального престижа отказалось
сообщить донесения посланника в Петербурге барона Геккерна, как известно, сыгравшего неблаговидную
роль в драме Пушкина (частично они стали известны по перлюстрациям, хранившимся в архиве нашего
министерства иностранных дел). <...> Только в 1936 году запрещение было частично снято, но наиболее
важный документ -- письмо Николая I принцу-регенту Вильгельму Оранскому с требованием об
отозвании Геккерна, которое, возможно, хранится в личном архиве голландской королевской семьи, не
опубликовано и до сих пор. <...> Девочкой она любила сидеть на скамеечке у ее ног, когда Наталья Николаевна приезжала за границу. <...> Брак, правда, неравнородный -- владелица
словацкого замка официально герцогиней считаться не может, но в Готском альманахе упоминаются и
морганатические супруги. <...> Попивая
крюшон, мы долго говорили о владелице словацкого замка. <...> Вдова: Наталья,
урожденная баронесса Фогель фон Фризенгоф; брак несогласный с законами Ольденбургского
герцогского дома. <...> Итак, все ясно: Наталья Густавовна Ольденбургская (имя ее отца, я знал давно). <...> Готский альманах,
правда, именует ее лишь "владелицей Бродян", но для родных и знакомых, как я потом убедился, она
герцогиня* {Здесь и далее см. раздел "Комментарии автора"*.} <...> Обращаюсь к владелице замка в
качестве русского исследователя с покорнейшей просьбой сообщить мне, не имеется ли в ее архиве какихлибо бумаг Пушкина или его жены. <...> Наталью Николаевну, которая скончалась 26 ноября 1863 года, ее
племянница могла видеть в последний раз только будучи восьмилетней девочкой, но все же я пишу (пофранцузски): "С глубоким волнением я думаю <...>
Портреты_заговорили.pdf
Н. А. Раевский
Портреты заговорили
Раевский Н. А. Избранное.
Мн.: Выш. школа, 1978.
OCR Ловецкая Т.Ю.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В замке Бродяны
Фикельмоны
Переписка друзей
Д. Ф. Фикельмон в жизни и творчестве Пушкина
Особняк на Дворцовой набережной
Д. Ф. Фикельмон о дуэли и смерти Пушкина
Примечания
ВВЕДЕНИЕ
Чем лучше мы знаем жизнь Пушкина, тем глубже и точнее понимаем смысл его творений. Вот
главная причина, которая уже в течение нескольких поколений побуждает исследователей со всей
тщательностью изучать биографию поэта. Не праздное любопытство, не желание умножить число
анекдотических рассказов о Пушкине заставляет их обращать внимание и на такие факты, которые могут
показаться малозначительными, ненужными, а иногда даже обидными для его памяти.
В жизни Пушкина малозначительного нет. Мелкая подробность позволяет порой по-новому
понять и оценить всем известный стих или строчку пушкинской прозы. Нет ничего оскорбительного для
памяти поэта в том, что мы хотим знать живого, подлинного Пушкина, хотим видеть его человеческий
облик со всем, что было в нем и прекрасного и грешного. В этом отношении можно согласиться с
Вересаевым, который сказал: "Скучно исследовать личность и жизнь великого человека, стоя на
коленях" {В. Вересаев. Пушкин и Евпраксия Вульф.-- В кн.: "В двух планах".М., 1929, с. 87.}.
Дорогой всем нам образ становится еще ближе и дороже, когда мы вплотную подходим к поэту и
пытливо вглядываемся в его человеческие черты.
Этими мыслями я руководствовался и при своих работах по Пушкину.
В настоящее время архивы СССР в отношении пушкиноведческих материалов изучены очень
тщательно, но находки отдельных текстов поэта и материалов о нем продолжаются и, несомненно, будут
продолжаться.
В самые последние годы систематическое изучение обширного архива семьи Гончаровых,
хранящегося в Москве в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА), -- казалось бы
давно и хорошо известного,-- дало ряд новых и очень существенных материалов. Интересные находки
были сделаны и в других архивах нашей страны (ЦГАОР, ЦГИАЛ и др.).
Совершенно иначе обстоит дело в отношении пушкинских материалов за границей.
Есть, во-первых, категория архивов, о которых пока можно лишь сказать, что когда-то они
существовали и, вероятно, содержали немало ценного. Пушкинисты насчитывают пять-шесть таких
собраний.
Наряду с этими затерявшимися источниками есть и архивы известные, но по разным причинам
недоступные. Наконец, третью группу составляют хранилища, полностью или частично доступные для
изучения.
Сейчас нас, однако, интересуют по преимуществу материалы ненайденные или недостаточно
изученные. Их, в свою очередь, можно разделить на три группы: архивы официальных учреждений,
частные архивы иностранцев и архивы русских, в разное время переселившихся за границу.
Работая над своей книгой "Дуэль и смерть Пушкина", первое издание которой вышло в 1916 году,
Стр.1