А. Н. Радищев
Беседа о том, что есть сын Отечества {*}
{* Помещена в "Беседующем гражданине" на 308--324 страницах III части.}
Щеголев П. Е. Первенцы русской свободы / Вступит. статья и коммент.Ю. Н. Емельянова.-- М.:
Современник, 1987.-- (Б-ка "Любителям российской словесности. Из литературного наследия").
OCR Бычков М. Н.
Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества
(патриота).
-- Под игом рабства находящиеся не достойны украшаться сим именем.-- Поудержись,
чувствительное сердце, не произноси суда твоего на таковые изречения, доколе стоиши при праге.-Вступи
и виждь!
Кому неизвестно, что имя сына Отечества принадлежит человеку, а не зверю или скоту, или
другому бессловесному животному? Известно, что человек существо свободное, поелику одарено умом,
разумом и свободною волею; что свобода его состоит в избрании лучшего, что сие лучшее познает он и
избирает посредством разума, постигает пособием ума, и стремится всегда к прекрасному,
величественному, высокому.-- Все сие обретает он в едином последовании естественным и откровенным
законам, инако божественными называемым, и извлеченным от божественных и естественных
гражданским или общежительным.-- Но в ком заглушены сии способности, сии человеческие
чувствования, может ли украшаться величественным именем сына отечества?-- Он не человек, но что? он
ниже скота; ибо и скот следует своим законам, и не примечено еще в нем удаления от оных. Но здесь не
касается рассуждение о тех злосчастнейших, коих коварство или насилие лишило сего величественного
преимущества человека, кои соделаны чрез то такими, что без принуждения и страха ничего уже из
таких чувствований не производят, кои уподоблены тяглому скоту, не делают выше определенной
работы, от которой им освободиться нельзя; кои уподоблены лошади, осужденной на всю жизнь возить
телегу, и не имеющие надежды освободиться от своего ига, получая равные с лошадью воздаяния и
претерпевая равные удары: не о тех, кои не видят конца своему игу, кроме смерти, где кончатся их труды
и их мучения, хотя и случается иногда, что жестокая печаль, объяв дух их размышлением, возжигает
слабый свет их разума и заставляет их проклинать бедственное свое состояние и искать оному конца: не
о тех здесь речь, кои не чувствуют другого, кроме своего унижения, кои ползают и движутся во
смертном сне (летаргия), кои походят на человека одним только видом, в прочем обременены тяжестию
своих оков, лишены всех благ, исключены от всего наследия человеков, угнетены, унижены, презренны;
кои не что иное, как мертвые тела, погребенные одно подле другого; работают необходимое для человека
из страха; им ничего, кроме смерти, не желательно, и коим наималейшее желание заказано, и самые
маловажные предприятия казнятся; им позволено только расти, потом умирать; о коих не спрашивается,
что они достойного человечества сделали? какие похвальные дела, следы прошедшей их жизни,
оставили? какое добро, какую пользу принесло государству сие великое число рук? -- Не о сих здесь
слово; они не суть члены государства, они не человеки, когда суть не что иное, как движимые мучителем
машины, мертвые трупы, тяглый скот!-- Человек, человек потребен для ношения имени сына Отечества!
-- Но где он? Где сей украшенный достойно сим величественным именем? -- Не в объятиях ли неги и
любострастия? -- Не объятый ли пламенем гордости, любоначалия, насилия? -- Не зарытый ли в
скверноприбыточестве, зависти, зловожделении, вражде и раздоре со всеми, даже и теми, кои одинаково
с ним чувствуют и к одному и тому же устремляются?-- или не погрязший ли в тину лени, обжорства и
пиянства? -- Вертопрах, облетающий с полудня (ибо он тогда начинает день свой) весь город, все улицы,
все домы, для бессмысленнейшего пустоглаголения, для обольщения целомудрия, для заражения
благонравия, для уловления простоты и чистосердечия, соделавший голову свою мучным магазином,
брови вместилищем сажи, щеки коробками белил и сурика, или лучше сказать живописною политрою,
кожу тела своего вытянутою барабанного кожею, похож больше на чудовище в своем убранстве, нежели
на человека, и его распутная жизнь, знаменуемая смрадом из уст и всего тела его происходящим,
задушается целою аптекою благовонных опрыскиваний, словом, он модный человек, совершенно
исполняющий все правила щегольской большего света науки; -- он ест, спит, валяется в пьянстве и
любострастии, несмотря на истощенные силы свои переодевается, мелет всякий вздор, кричит,
перебегает с места на место, кратко, он щеголь.-- Не сей ли есть сын Отечества? -- или тот,
поднимающий величавым образом на твердь небесную свой взор, попирающий ногами своими всех, кои
Стр.1