Проявления аскетизма и фанатизма в расколе
Изд: "Русская мысль", М., 1885, кн. <...> В 1847 году, в Пермской губернии, за рекой Камой, в глухом Висемском лесу произошла
страшная, раздирающая сердце, кровавая драма. <...> Главным действующим лицом в этой драме является
крепостной крестьянин графини Строгоновой, Петр Холкин. <...> Холкин был грамотен, т. е. знал грамоту, умел и любил читать. <...> Не трудно угадать, какие именно
книги могли обращаться в то время в народной среде и, притом, в таком захолустье, как Пермская
губерния. <...> Это были книги "священного писания"; их-то и читал Холкин. <...> В течение пяти лет, с 1842 по 1847 год Холкин хотя
и занимался работами, и жил в людях, но постоянно думал о том, "как бы удалиться от мира", "как бы
спасти свою душу". <...> В
Пермской губернии, например, местное начальство насильно понуждало население к исполнению
христианских обязанностей. <...> Все это еще более укрепило Холкина в мысли, что для спасения души не остается ничего больше
как удалиться в леса и там умереть так или иначе. <...> Почти все они люди вполне согласились с Холкиным, что долее жить в мире невозможно, не
рискуя навеки погубить свои души, и что единственное средство "спастись" состоит в том, чтобы бежать в
леса и там умереть, запостившись до смерти. <...> Совершив это
варварское убийство, по-видимому, совершенно хладнокровно, Петр с товарищами и со всеми детьми их,
в числе 19 человек переплыли Каму в заранее приготовленной лодке и направились в Висемский лес". <...> Христианину для спасения души остается одно: бежать в леса и вертепы, засыпаться песком и пеплом,
замирать гладом и жаждою". <...> Ефрема Сирина: "Сего пути
шествие суть сия: покаяние, пост, молитва смиренная, бдение, мудрость, нищета духовная, нерадение о
плоти, прилежание о душе, на земле лежание, неизмовение". <...> Сурово отказывал он в пище и питье всем, "поставленным на пост и смерть". <...> Те, кому пришлось быть на передвижной выставке картин 1882 года, наверное, не забыли <...>
Самоистребление.pdf
Александр Степанович Пругавин
Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе
Изд: "Русская мысль",М., 1885, кн. I, с. 79-111; кн. II, с. 129-155.
Оригинал в формате PDF: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=786
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
REM: Последние очерки этого цикла в оригинале отсутствуют
САМОИСТРЕБЛЕНИЕ.
Проявления аскетизма и фанатизма в расколе.
(Очерки, аналогии, параллели).
-----I.
Кровавая
драма.
В 1847 году, в Пермской губернии, за рекой Камой, в глухом Висемском лесу произошла
страшная, раздирающая сердце, кровавая драма. Главным действующим лицом в этой драме является
крепостной крестьянин графини Строгоновой, Петр Холкин.
Холкин был грамотен, т. е. знал грамоту, умел и любил читать. Не трудно угадать, какие именно
книги могли обращаться в то время в народной среде и, притом, в таком захолустье, как Пермская
губерния. Это были книги "священного писания"; их-то и читал Холкин. И эти книги, по его собственным
словам, зародили в нем желание -- "идти на спасение". В течение пяти лет, с 1842 по 1847 год Холкин хотя
и занимался работами, и жил в людях, но постоянно думал о том, "как бы удалиться от мира", "как бы
спасти свою душу".
Из бесед с разными людьми он узнал, что есть душеполезная книга Житие св. Ефрема Сирина, в
которой описываются "последние времена". Страстно захотелось ему приобрести эту книгу. Но тут он
вскоре заболел и во время болезни "начал чувствовать в себе какой-то страх".Желание
78
читать священные книги еще более усилилось. Наконец, в июне месяце 1847 года Холкину
удалось приобрестиЖитие св. Ефрема Сирина за сто двадцать рублей ассигнациями.
С жадностью принялся он за чтение. Внимание его особенно приковали "слова" 102-е и 405-е. В
первом из них сказано: "Сей день на уме имущи всии святии оставите все житие благое, домы и богатство,
рабы и други и братии, родители и чада, овцы и волы и кони, веселие, бани, лики, кличи, свары и суды и
все оставляше бежаша в пустыни и в горы и в пропасти земные". "Алчуще и жаждуще да не постыдится в
той час не мужи убо едины, но и жены, иже тесный и скорбный путь возлюбльше, похотише царство
небесное".
В слове 105-м он читал: "Егда узришь весь мир смущен и когожде бежаща скрытная в горах и
иных гладом умирающа, иных жаждою истощающа яко воск и не будет избавляющего, и егда узpишь
лица слезно всем и любовно вопрошающа, есть ли где слово Божие, и не будет его слышати нигде же".
Все эти изречения Холкин понял по-своему, превратно, и пришел к убеждению, что "настали
последние времена". В этой мысли еще более укрепляли его разные печальные времена тогдашней,
современной ему жизни. Он давно уже задумывался над тем, что происходило пред его глазами. Его
смущала нравственная распущенность, замечаемая им в народе, особенно же "бесчинные браки". Еще
более смущали его те меры, которые предпринимались в то время местными властями с целью удержать
население в лоне господствующей церкви.
С этой стороны сороковые годы, как известно, получили весьма печальную известность. В
Стр.1