Феофан Прокопович
Слово на погребение Петра Великого
Западов В. А. Русская литература XVIII века, 1770-1775. Хрестоматия
М., "Просвещение", 1979.
OCR Бычков М. Н.
Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что видим? Что делаем? Петра Великого
погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? О, как истинная печаль! О, как известное
наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучии наших и радостей, воскресивший аки от
мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу, или паче, рождший и воспитавший прямый сый
отечествия своего отец, которому по его достоинству, добрии российстии сынове бессмертну быть
желали, по летам же и состава крепости многолетно еще жить имущего вси надеялися,-- противно и
желанию и чаянию скончал жизнь и -- о лютой нам язвы! -- тогда жизнь скончал, когда по трудах,
беспокойствах, печалех, бедствиях, по многих и многообразных смертех жить нечто начинал. Довольно
же видим, коль прогневали мы тебе, о боже наш! И коль раздражили долготерпение твое! О недостойных
и бедных нас! О грехов наших безмерия! Не видяй сего слеп есть, видяй же и не исповедуяй в
жестокосердии своем окаменей есть. Но что нам умножать жалобы и сердоболия, которые утолять елико
возможно подобает. Как же то и возможно! Понеже если великие его таланты, действия и дела
воспомянем, еще вяще утратою толикого добра нашего уязвимся и возрыдаем. Сей воистину толь
печальной траты разве бы летаргом некиим, некиим смертообразным сном забыть нам возможно.
Кого бо мы, и какового, и коликого лишилися? Се оный твой, Россие, Сампсон, каковый да бы в
тебе могл явитися никто в мире не надеялся, а о явльшемся весь мир удивился. Застал он в тебе силу
слабую и сделал по имени своему каменную {Имя "Петр" происходит от греческого "камень".}
адамантову; застал воинство в дому вредное, в поле не крепкое, от супостат ругаемое, и ввел отечеству
полезное, врагом страшное, всюду громкое и славное. Когда отечество свое защищал, купно и
возвращением отъятых земель дополнил и новых провинций приобретением умножил. Когда же
востающыя на нас разрушал, купно и зломыслящих нам сломил и сокрушил духи и, заградив уста
зависти, славная проповедати о себе всему миру повелел.
Се твой первый, о Россие, Иафет, неслыханное в тебе от века дело совершивший, строение и
плавание корабельное, новый в свете флот, но и старым не уступающий, как над чаяние, так выше
удивления всея селенныя, и отверзе тебе путь во вся концы земли и простре силу и славу твою до
последних окиана, до предел пользы твоея, до предел, правдою полагаемых, власть же твоея державы,
прежде и на земли зыблющуюся, ныне и на море крепкую и постоянную сотворил.
Се Моисей твой, о Россие! Не суть ли законы его, яко крепкая забрала правды и яко нерешимые
оковы злодеяния! Не суть ли уставы его ясныя, свет стезям твоим, высокоправительствующий сигклит
{Речь идет о правительствующем Сенате.} и под ним главные и частные правительства, от него
учрежденные! Не светила ли суть тебе к поисканию пользы и ко отражению вреда, к безопасию
миролюбных и ко обличению свирепых! Воистину оставил нам сумнение о себе, в чем он лучший и паче
достохвальный, или яко от добрых и простосердечных любим и лобызаемь, или яко от нераскаянных
лестцов и злодеев ненавидимь был.
Се твой, Россие, Соломон, приемший от господа смысл и мудрость многу зело. И не довольно ли
о сем свидетельствуют многообразная философская искусства и его действием показанная и многим
подданным влиянная и заведенная различная, прежде нам и неслыханная учения, хитрости и мастерства;
еще же и чины, и степени, и порядки гражданские, и честные образы житейского обхождения, и
благоприятных обычаев и нравов правила, но и внешний вид и наличие краснопретворенное, яко уже
отечество наше, и отвнутрь и отаве, несравненно, от прежних лет лучшее и весьма иное видим и
удивляемся.
Се же твой, о и церкве российская, и Давид и Константин. Его дело -- правительство
синодальное, его попечение -- пишемая и глаголемая наставления. О, коликая произносило сердце сие
воздыхания о невежестве пути спасенного! Коликие ревности на суеверия, и лестнические притворы, и
раскол, гнездящийся в вас безумный, враждебный и пагубный! Коликое же в нем и желание было и
искание вящего в чине пастырском искусства, прямейшего в народе богомудрия и изряднейшего во всем
исправления!
Но о многоименитого мужа! Кратким ли словом обымем бесчисленные его славы, а простирать
Стр.1