Ямпольский И. Помяловский // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 9. -М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Стб. 129-134.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-1291.htm
ПОМЯЛОВСКИЙ Николай Герасимович [1835-1863] - один из первых и наиболее значительных
писателей радикальной мелкой буржуазии 60-х годов. Р. в семье дьякона на окраине Петербурга. Восьми
лет П. отдали в Александро-Невское приходское, а через два года он перешел в Александро-Невское
духовное училище. П. жил в общежитии при училище. Бессмысленная зубрежка, розга как главное
средство воздействия на учащихся, грубость нравов и цинизм, дикие проделки с учителями, являвшиеся
единственной формой протеста и самозащиты, - вот что характеризовало духовную школу. Все это
нашло яркое отражение в автобиографич. "Очерках бурсы". В 1851 Помяловский кончил училище и
поступил в духовную семинарию. Здесь господствовали та же зубрежка и муштра. Чтение
небогословских книг преследовалось; но именно чтение было единственной отрадой Помяловского;
читал он все, что попадало под руку. В старшем классе семинаристы издавали рукописный журнал
"Семинарский листок", одним из редакторов к-рого был П. Он поместил в журнале рассказ из
семинарской жизни "Махилов", статью "Попытка решить нерешенный и притом философский
вопрос" (имеют ли животные душу) и др. П. кончил семинарию в 1857. Первое время жил, как всякий
окончивший курс семинарист, в ожидании места, - читал по покойникам, пел в церкви и т. д. В то же
время занимался самообразованием, следил за журналами. Больше всего помог П. в выработке
мировоззрения "Современник", особенно статьи Добролюбова и Чернышевского. Заинтересовавшись
педагогическими вопросами, П. написал ряд очерков, а один из них - "Вукол" - напечатал в 1859 в
"Журнале для воспитания". Это было начало его недолгой, четырехлетней лит-ой деятельности. В 18601861
П. посещал университет в качестве вольнослушателя, одновременно с увлечением работал в
воскресной школе, мечтал об издании листка воскресных школ. В 1861 он напечатал в "Современнике"
первое большое произведение "Мещанское счастье", а вслед за ним "Молотова". В 1862-1863 П.
напечатал "Очерки бурсы". Весной 1862 начал роман "Брат и сестра", но написал очень немного. В это
время резко обозначился крутой поворот правительственной политики в сторону реакции. К этому у П.
присоединились неудачи личного характера. Он впал в апатию, запил, покушался на самоубийство.
Незадолго до смерти он писал А. Н. Пыпину: "Опротивела мне цензурная литература, опротивела гаже
бурсацкой инструкции. Я дела хочу... Не будет дела, не найду его, буду пить мертвым поем". В
промежутках между запоями П. все-таки работал (рассказ "Поречане", несколько глав романа "Брат и
сестра", замысел нового романа "Каникулы", или "Гражданский брак"). Умер Помяловский 5 октября
1863 на 29-м году жизни, не успев осуществить главные свои замыслы.
Творчество Помяловского было полемично по отношению к литературе господствующего класса.
Устами Нади Дороговой он дает ей такую оценку: "Там, в книгах, люди живут не по-нашему, там не те
обычаи, не те убеждения... Там все помещики - и герой помещик, и поэт помещик... Барина описывают с
заметной к нему любовью, хотя бы он был и дрянной человек... барин всегда на первом плане, а
чиновники, попадьи, учителя, купцы всегда выходят негодными людьми, безобразными личностями,
играют унизительную роль". Это - суровый обвинительный акт, предъявленный дворянской литературе
1-й половины XIX. в. Из творчества П. был изгнан ее излюбленный герой - дворянский интеллигент.
"Мещанское счастье" и "Молотов" - первые в русской литературе той эпохи большие произведения, в
центре которых стоял "плебей", разночинец, притом описанный не со стороны недоброжелательным или
плохо понимающим его автором, а, так сказать, изнутри. Основной конфликт, стягивающий сюжетную и
идейную ткань "Мещанского счастья", - это конфликт между "плебеем" и "барством". "Мещанское
счастье" и "Молотов" - не непритязательные бытовые зарисовки, каких немало было в лит-ре 60-х гг., а
проблемные повести, в к-рых писатель ставил актуальные вопросы своего времени и своего класса. П.
рисовал процесс созревания классового самосознания мелкого буржуа и борьбу его за место в жизни. Он
с симпатией относится не только к своему главному герою, сыну слесаря Молотову, но и к Дороговым,
тяжким трудом добившимся сносного существования, и противопоставляет их дворянству, благополучие
к-рого основано на крепостном труде. Но в то же время П. показывает, как, добившись этого
относительного благосостояния, Дороговы постепенно превращаются в типичных представителей массы
реакционной мелкой буржуазии. Новый герой, выдвинутый мелкой буржуазией, наиболее развернуто
представлен у П. в образе Молотова. Молотов - не Дорогов. Его характерные черты, сочувственно
обрисованные П., - "плебейская" гордость, презрение к господствующим классам, отказ от их
"благодеяний" и покровительства, стремление к полной независимости. Однако П. видел симптомы
перерождения и в Молотове (последний разговор с Надей). Молотову противопоставлен бездомный, все
отвергающий Череванин, неспособный удовлетвориться "мещанским счастьем". И Череванин и Молотов
изображены во второй повести как бы на распутьи. Они отвергают идеалы и быт вскормившей их среды,
но не могут нащупать настоящего пути борьбы за общественное переустройство. Первая повесть П. во
Стр.1