Полевой Н. А. "Евгений Онегин", роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина // Пушкин в
прижизненной критике, 1820-1827 / Пушкинская комиссия Российской академии наук; Государственный
пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге. - СПб: Государственный пушкинский театральный
центр, 1996. - С. 262-266.
http://next.feb-web.ru/feb/pushkin/critics/vpk/vpk-262-.htm
Н. А. ПОЛЕВОЙ
"Евгений Онегин", роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина
СПб., в тип. Деп. народ. просв. 1825, in 12. XXII и 60 стран.
Свободная, пламенная муза, вдохновительница Пушкина, приводит в отчаяние диктаторов нашего
Парнаса и оседлых критиков нашей словесности. Бедные! Только что успеют они уверить своих клиентов,
что в силу такого или такого параграфа пиитики, изданной в таком-то году, поэма Пушкина не поэма и
что можно доказать это по всем правилам полемики, новыми рукоплесканиями заглушается охриплый
шепот их и всеобщий восторг заботит их снова приискивать доказательств на истертых листочках
реченной пиитики!1
В самом деле, на что это похоже? Довольно, что англинские критики не знали, что делать с
Бейроном; неужели и русским придет такая же горькая участь от Пушкина? Уже и хвалить его они не
смеют: кто боится попасть в кривотолки, кто говорит, что ничего сказать не может, кто просто
отмалчивается2. - Но пока готовятся безмолвные громы их, поспешим разделить с нашими читателями
радость о новом, счастливом событии па Парнасе нашем - о появлении нового поэтического произведения
любимца всех русских читателей.
Давно уже с нетерпением ожидала публика "Онегина"; теперь отчасти и вполне удовлетворилось
желание читателей: отчасти, ибо издана только первая глава этого поэтического романа; вполне, потому
что издание "Онегина" положительно доказывает права Пушкина уже не просто на талант, но на что-то
выше.
"Но что такое "Онегин"? - спросят критики. - Что за поэма, в которой есть главы, как в книге? По
каким правилам она составлена? К какому роду принадлежит?"
"Онегин", м<илостивые>г<осудари>, роман в стихах, следовательно, в романе позволяется
употребить разделение на главы; правила, руководствовавшие поэта, заключаются в его творческом
воображении; род, к которому принадлежит роман его, есть тот самый, к которому принадлежат поэмы
Бейрона и Гете.
"Дон-Жуан" почитается одним из лучших и едва ли не лучшим произведением Бейрона. "Difficile
est proprie communia dicere"*, - сказал великий сей поэт, издавая "Дон-Жуана"3. Он чувствовал, как тяжело
было ему бороться с своим предметом, и тем славнее был его подвиг, тем громче торжество.
В угодность привязчивым Аристархам согласимся, что, по существу своему, поэму, подобную
"Дон-Жуану" и "Беппо"4, поэму, где нет постоянной завязки, хода действий, с начала ведомых к одной
главной, ясной цели, где нет эпизодов, гладко вклеенных, нельзя назвать ни эпическою, ни дидактическою
поэмою5; по это уже дело холодного рассудка приискивать на досуге, почему написанное не по известным
правилам хорошо, и на всякий новый опыт поэзии прибирать лад и меру; не поэту же спрашивать у
пиитиков, можно ли делать то или то! Его воображение летает, не спрашиваясь пиитик: падает он, тогда
торжествуйте победу школьных правил; если же полет его изумляет, очаровывает сердца и души, дайте
нам насладиться новыми торжеством ума человеческого: всякое новое приобретение Бейронов или
Пушкиных делает и нам честь, ибо делает честь стране, которой он принадлежит, и веку, в котором живет.
То самое высокое наслаждение, в котором человек, упоенный очаровательным восторгом, не
может, не смеет дать самому себе отчета в своих чувствах: все ограниченное, в наслаждениях
эстетических, отвращает человека - и в неопределенном, неизъяснимом состоянии сердца человеческого
заключена и тайна и причина так называемой романтической поэзии.
Пушкин обещает своим критикам написать поэму в 25 песен, в которой будут выполнены все
условия, предписанные покойным Баттё6. Тогда и мы обещаемся написать рецензию, которую начнем
полным и обстоятельным разбором всех эпических поэм, исследуем все подробности, как-то: правильно
ли превращение кораблей Энеевых в нимф; сколько раз должен был обежать Гектор Трою, чтобы утомить
сына Пелеева; а кончим верными доказательствами, что никто из новых не сравнится даже и с
Стр.1