УДК 339.1/.3:004
ББК 65.42(2Рос)‐551
К64
В.М. Тимирьянова – доктор экономических наук, доцент, главный научный соРецензенты:
трудник
Лаборатории исследования социально‐экономических проблем регионов,
профессор кафедры инновационной экономики ФГБОУ ВО «Уфимский университет
науки и технологий»;
Ю.Н. Прохоров – кандидат экономических наук, доцент ГАОУ ВО «Московский
городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова»,
директор департамента развития трудовых ресурсов АО «Корпорация развития Дальнего
Востока и Арктики».
Брагин Л.А., д.э.н., профессор – введение, раздел 2 (2.3), раздел 5 (5.3), заключеАвторский
коллектив:
ние; Красильникова Е.А., к.э.н., доцент – раздел 1 (1.8); Каращук О.С., к.э.н., доцент – раздел
1 (1.1, 1.6, 1.7); Майорова Е.А., к.э.н., доцент – раздел 2 (2.1, 2.2); Никишин А.Ф., к.т.н. –
раздел 3 (3.3); Панкина Т.В., к.э.н. – раздел 5 (5.1, 5.2); Небытов А.К., аспирант – раздел 4;
Больдясов А.И., студент – раздел 1 (1.2, 1.3, 1.4, 1.5); Базаева О.Р., магистр – раздел 3 (3.1, 3.2).
К64
Концептуальная модель оценки влияния цифровизации
торговли на обеспечение продовольственной безопасности
страны : монография / [Л.А. Брагин, Е.А. Красильникова,
О.С. Каращук и др.] ; под общ. ред. Л.А. Брагина ; ФГБОУ ВО «РЭУ
им. Г.В. Плеханова». – Москва : Издательско‐торговая корпорация
«Дашков и К°», 2025. – 249 с.
ISBN 978‐5‐394‐06228‐5.
Монография отражает концептуальные изменения в содержании экономических
связеи и в системе факторов, определяющих развитие торговли продовольственными
товарами на россии ском потребительском рынке; оценку состояния,
тенденции и перспектив развития россии скои торговли, в том числе на
основе сравнительного анализа с развитием торговли зарубежных стран; изучение
наиболее распространенных форм и методов организации торговои деятельности
на основе анализа опыта работы ведущих участников потребительского
рынка; определение наиболее эффективных форм торговли, включая
интернет‐торговлю, в снабжении населения продуктами питания с учетом региональных
особенностеи деятельности торговых организации ; разработку предложении
по повышению эффективности процессов доведения продуктов питания
до потребителеи , направленных на создание экономических предпосылок
доступности продуктов питания первои необходимости, на основе концептуальнои
модели использования потенциала цифровизации торговли. Научная новизна
состоит в комплексном подходе к анализу цифровых технологии в цепочке
поставок продовольствия, учитывая их влияние на скорость и стоимость доставки,
а также на прозрачность, устои чивость и экологическую безопасность.
Для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Торговое
дело», «Менеджмент», «Экономика», а также для практических специалистов, работающих
в торговле.
ISBN 978‐5‐394‐06228‐5
2
© Коллектив авторов, 2025
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2025
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..................................................................................................................... 6
1 Концептуальные изменения в содержании
экономических связей и в системе факторов
экономического и политического характера,
определяющих развитие торговли продовольственными
товарами на российском потребительском рынке .................... 12
1.1 Исследование источников обеспечения населения
России продуктами питания и вклада розничнои
торговли в удовлетворение спроса населения
на продовольственные товары ........................................................ 12
1.2 Изучение существующих подходов к определению
и количественному измерению обеспеченности
населения продовольственными товарами ............................. 23
1.3 Количественныи анализ обеспеченности населения
России скои Федерации продовольственными
товарами в целом и по отдельным, наиболее важным
товарным группам ................................................................................... 32
1.4 Исследование влияния организации
товаропроводящеи сети на обеспеченность населения
продовольственными товарами ...................................................... 52
1.5 Изучение практики добровольного ограничения
торговых надбавок предприятиями розничнои
торговли на ключевые продовольственные товары .......... 57
1.6 Оценка состояния продовольственнои безопасности
России и деятельности розничнои торговли
по ее обеспечению ................................................................................... 66
1.7 Изучение роли розничнои торговли по обеспечению
населения России продовольственными товарами ............. 76
3
Стр.3
1.8 Выявление и обобщение концептуальных изменении
в обеспечении населения продовольственными
товарами ........................................................................................................ 82
2 Состояние, тенденции и перспективы развития
Российской торговли, включая формы и методы,
в том числе на основе сравнительного анализа
с тенденциями и темпами развития торговли
экономически развитых зарубежных стран .................................. 87
2.1 Тенденции развития розничнои торговли в РФ .................... 87
2.2 Анализ развития электроннои коммерции
в России и за рубежом ......................................................................... 100
2.3 Анализ потребительских цен на продовольственные
товары на рынке РФ ............................................................................ 121
3 Распространенные формы и методы организации
торговой деятельности на основе анализа опыта
работы ведущих участников потребительского рынка ..... 133
3.1 Характеристика передовых технологии ,
используемых в организации торговои деятельности ... 133
3.2 Анализ использования передовых технологии
торговли на потребительском рынке
России скои Федерации ...................................................................... 145
3.3 Потенциал развития передовых технологии
организации торговои деятельности
на потребительском рынке ............................................................. 155
4 Эффективные современные формы торговли,
включая интернет‐торговлю, в снабжении населения
продуктами питания с учетом региональных
особенностей деятельности торговых организаций ............ 164
4.1 Анализ текущего состояния использования
цифровых технологии в логистике пищевых
продуктов ................................................................................................... 164
4
Стр.4