ЭКОНОМИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ
И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Учебник для вузов
Рекомендовано Учебнометодическим советом
по высшему образованию в качестве учебника для студентов,
обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика» и «Менеджмент»
Москва
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°»
2025
1
Стр.1
УДК 338
ББК 65
Б20
Авторы – преподаватели
АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»:
Е.И. Балалова – доктор экономических наук, профессор (п. 1.2 гл. 1);
О.В. Баскакова – кандидат экономических наук, профессор (п. 1.1 гл. 1;
п. 2.1, п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, п. 2.5, п. 2.6 гл. 2; гл. 4);
Т.В. Бодрова – доктор экономических наук, профессор (п. 2.7 гл. 2);
М.Ш. Мачабели – кандидат экономических наук, профессор (гл. 3; гл. 5);
Т.В. Рудакова – кандидат экономических наук, доцент (п. 1.3, п. 1.4,
п. 1.5, п. 1.6 гл. 1).
Рецензенты:
Л.А. Брагин – доктор экономических наук, профессор, Российский экономический
университет им. Г.В. Плеханова;
И.В. Захаров – доктор экономических наук, профессор, Московский государственный
университет им. М.В. Ломоносова.
Балалова, Елена Ивановна.
Б20
Экономика и планирование деятельности малых и средних
предприятий : учебник для вузов / Е.И. Балалова, О.В. Баскакова,
Т.В. Бодрова, М.Ш. Мачабели, Т.В. Рудакова. – Москва :
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2025. –
278 с. : ил.
ISBN 9785394062551.
В учебнике рассматриваются вопросы экономики, планирования
и эффективного развития деятельности малых и средних предприятий.
Особое внимание уделено экономическому обоснованию
объемов деятельности и финансовых результатов малых и средних
предприятий промышленности и торговли, оценке эффективности
их деятельности.
Для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», преподавателей вузов, а также
предпринимателей и менеджеров малых и средних предприятий.
© Коллектив авторов, 2025
ISBN 9785394062551
2
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2025
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................... 5
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ
ЭКОНОМИКЕ ...................................................................................... 7
1.1. Сущность и значение предпринимательской
деятельности ........................................................................ 7
1.2. Понятие и основные признаки предприятия .................. 11
1.3. Понятие малого и среднего предпринимательства ........ 16
1.4. Место и роль малого и среднего
предпринимательства в экономике страны ................... 23
1.5. Государственная политика в области развития
малого и среднего предпринимательства ....................... 31
1.6. Инструменты государственной поддержки малого
и среднего предпринимательства .................................... 42
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ ................................................................................ 54
2.1. Экономический механизм функционирования
малых и средних предприятий ........................................ 54
2.2. Планирование деятельности малых и средних
предприятий ...................................................................... 61
2.3. Риски в деятельности малых и средних
предприятий ...................................................................... 66
2.4. Формирование стратегии развития малых
и средних предприятий ..................................................... 72
2.5. Бизнесплан создания малого (среднего)
предприятия ....................................................................... 77
2.6. Франчайзинг ...................................................................... 81
2.7. Налогообложение малых и средних предприятий ......... 87
3
Стр.3
ГЛАВА 3. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛЫХ
И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ..................................................... 100
3.1. Состав экономических ресурсов малых и средних
предприятий, источники их формирования .................. 100
3.2. Основные средства малых и средних предприятий ..... 106
3.3. Оборотные средства малых и средних предприятий ... 123
3.4. Трудовые ресурсы малых и средних предприятий ...... 135
ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МАЛЫХ И СРЕДНИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ .................................. 156
4.1. Показатели объемов деятельности малых
и средних предприятий промышленности .................... 156
4.2. Планирование продаж .................................................... 159
4.3. Производственная мощность предприятий .................. 172
4.4. Производственная программа малых и средних
предприятий .................................................................... 177
4.5. Материальное обеспечение производственной
программы ....................................................................... 180
4.6. Себестоимость продукции ............................................. 186
4.7. Формирование доходов и прибыли малых
и средних предприятий промышленности .................... 199
ГЛАВА 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ ............. 215
5.1. Показатели объемов деятельности малых и средних
предприятий торговли .................................................... 215
5.2. Планирование оборота розничной торговли ................ 219
5.3. Планирование оборота оптовой торговли .................... 226
5.4. Товарное обеспечение малых и средних
предприятий торговли .................................................... 229
5.5. Издержки обращения ...................................................... 244
5.6. Формирование доходов и прибыли малых
и средних предприятий торговли .................................. 257
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................................. 276
4
Стр.4