Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 614967)
Контекстум

Административное право Российской Федерации. В 2 т. Том 1 (6000,00 руб.)

0   0
АвторыПопов Л. Л., Зубарев С. М.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц469
ID927135
АннотацияУчебник подготовлен в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Административное право» Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) на основе положений теории права и новейшего законодательства. В первом томе издания размещены две части – «Основные институты административного права» и «Административно-процессуальная деятельность». Первая часть включает следующие разделы: теоретико-правовые основы управленческой деятельности; субъекты административного права; административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти; административное правонарушение и административная ответственность; обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти. Во второй части раскрываются сущность и назначение административно-процессуальной деятельности, административно-процедурного и административно-юрисдикционного процессов, а также административной юстиции. Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2024 г.
Кем рекомендованоРекомендовано Редакционно-издательским советом Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 40.00.00 «Юриспруденция»
Кому рекомендованоДля обучающихся по образовательным программам высшего образования по направлению подготовки 40.00.00 «Юриспруденция», преподавателей и практических работников.
ISBN978-5-392-42197-8 (т. 1)
УДК342.9(470+571)(075.8)
ББК67.401(2Рос)я73
Административное право Российской Федерации. В 2 т. Том 1 : учебник / ред.: Л. Л. Попов, С. М. Зубарев .— Москва : Проспект, 2024 .— 469 с. — ISBN 978-5-392-42196-1 .— ISBN 978-5-392-42197-8 (т. 1) .— URL: https://rucont.ru/efd/927135 (дата обращения: 24.07.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Административное_право_Российской_Федерации._Том_1.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.465
Стр.466
Стр.467
Стр.468
Стр.469
Административное_право_Российской_Федерации._Том_1.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О. Е. КУТАФИНА (МГЮА) АДМИНИСТРАТИВНОЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ У ЧЕ Б Н ИК доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РСФСР Л. Л. Попов доктор юридических наук, профессор С. М. Зубарев, Ответственные редакторы юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, Редакционно-издательским советом Московского государственного Рекомендовано программам магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 40.00.00 «Юриспруденция» ТО М 1 ПРАВО Москва 2024
Стр.1
УДК 342.9(470+571)(075.8) ББК 67.401(2Рос)я73 А31 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Рецензенты: Винницкий А. В., доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева; Старилов Ю. Н., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, декан юридического факультета, заведующий кафедрой административного и административного процессуального права юридического факультета Воронежского государственного университета. Ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и высоких технологий Российской Федерации, заведующий кафедрой административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) С. М. Зубарев, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист РСФСР, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Л. Л. Попов. А31 Административное право Российской Федерации : учебник : в 2 т. Т. 1 / отв. ред. С. М. Зубарев, Л. Л. Попов. – Москва : Проспект, 2024. ISBN 978-5-392-42197-8 (т. 1) Т. 1. – 472 с. ISBN 978-5-392-42196-1 Учебник подготовлен в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Административное право» Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) на основе положений теории права и новейшего законодательства. В первом томе издания размещены две части – «Основные институты административного права» и «Административно-процессуальная деятельность». Первая часть включает следующие разделы: теоретико-правовые основы управленческой деятельности; субъекты административного права; административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти; административное правонарушение и административная ответственность; обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти. Во второй части раскрываются сущность и назначение административно-процессуальной деятельности, административно-процедурного и административно-юрисдикционного процессов, а также административной юстиции. Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2024 г. Для обучающихся по образовательным программам высшего образования по направлению подготовки 40.00.00 «Юриспруденция», преподавателей и практических работников. Учебное издание Зубарев Сергей Михайлович, ПоПов лев леонидович и др. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебник Том 1 Подписано в печать 25.07.2024. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-42197-8 (т. 1) ISBN 978-5-392-42196-1 © Коллектив авторов, 2024 © ООО «Проспект», 2024 Печать цифровая. Печ. л. 29,5. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. ООО «Проспект» /16 . УДК 342.9(470+571)(075.8) ББК 67.401(2Рос)я73
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Принятые сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Часть первая Раздел I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Глава 1. Управление и исполнительная власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 § 1. Понятие управления и его виды. Социальное управление . . . . . . . . . .11 § 2. Публичное управление и государственное управление . . . . . . . . . . . .16 § 3. Исполнительная власть в публичном управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Глава 2. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 § 1. Предмет административного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 § 2. Методы административного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 § 3. Система административного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34 § 4. Место административного права в правовой системе Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36 § 5. Источники административного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40 § 6. Наука административного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43 § 7. Административное право как учебная дисциплина . . . . . . . . . . . . . . . .51 Глава 3. Административно-правовые нормы и административноправовые отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53 § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм . . . . . . . . .53 § 2. Структура административно-правовой нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 § 3. Классификация административно-правовых норм и их реализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57 § 4. Административно-правовые отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Стр.465
466 | Оглавление Раздел II. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА . . . . . . . . . . . . . .68 Глава 4. Административно-правовой статус гражданина . . . . . . . . . . . . . . . .68 § 1. Понятие и структура административно-правового статуса гражданина Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68 § 2. Права и обязанности граждан в сфере публичного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74 § 3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан . . . . . . . .78 § 4. Обращения граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82 § 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89 Глава 5. Субъекты исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96 § 1. Президент Российской Федерации и исполнительная власть . . . . . . .96 § 2. Понятие, административно-правовой статус и принципы деятельности органов исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 § 3. Виды органов исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 § 4. Правительство Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 § 5. Федеральные органы исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 § 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 § 7. Организации, реализующие отдельные государственновластные полномочия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 § 8. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .127 Глава 6. Административно-правовой статус государственных служащих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 § 1. Государственная служба: понятие, система, принципы, правовые основы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 § 2. Государственные должности и должности государственной службы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 § 3. Понятие и виды государственных служащих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 § 4. Понятие и структура административно-правового статуса гражданских служащих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 § 5. Административно-правовое регулирование прохождения гражданской службы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 § 6. Противодействие коррупции в системе публичной службы . . . . . . . 151 Глава 7. Административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 § 1. Организации как субъект административного права . . . . . . . . . . . . . 155 § 2. Административно-правовой статус коммерческих организаций . . .157 § 3. Административно-правовой статус некоммерческих организаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Стр.466
Оглавление | 467 Раздел III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . 172 Глава 8. Административно-правовые формы реализации исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 § 1. Понятие административно-правовых форм реализации исполнительной власти, их виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 § 2. Правовые акты управления: понятие и виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177 § 3. Нормотворческая процедура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 § 4. Административно-правовые договоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197 § 5. Юридически значимые действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 Глава 9. Административно-правовые методы реализации исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 § 1. Понятие и особенности методов реализации исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 § 2. Виды административно-правовых методов реализации исполнительной власти и их характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 § 3. Административное усмотрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 Глава 10. Административно-правовое принуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 § 1. Понятие и признаки административно-правового принуждения . . 214 § 2. Виды мер административно-правового принуждения . . . . . . . . . . . 220 Глава 11. Административно-правовые режимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227 § 1. Понятие, признаки и виды административно-правовых режимов . .227 § 2. Чрезвычайные административно-правовые режимы: военного положения, чрезвычайного положения, контртеррористической операции, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации . . . . . 229 § 3. Специальные административно-правовые режимы изоляции, самоизоляции и карантина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 § 4. Иные административно-правовые режимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 Раздел IV. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ . . . . . . . . . . 252 Глава 12. Административное правонарушение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 § 1. Сущность и признаки административного правонарушения . . . . . . 252 § 2. Юридический состав административного правонарушения . . . . . . . 255 Глава 13. Административная ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272 § 1. Понятие и основные черты административной ответственности . . 272 § 2. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Освобождение от административной ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 Глава 14. Административное наказание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 § 1. Понятие и цели административного наказания . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 § 2. Виды административных наказаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 § 3. Общие правила назначения административного наказания . . . . . . 299
Стр.467
468 | Оглавление Глава 15. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305 § 1. Виды субъектов административной юрисдикции, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305 § 2. Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 Раздел V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 Глава 16. Обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 § 1. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности субъектов исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 § 2. Государственный контроль и его виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 § 3. Прокурорский надзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 § 4. Административный надзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342 § 5. Обжалование актов, действий (бездействия) и решений исполнительных органов публичной власти и их должностных лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ § 6. Общественный контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350 Часть вторая Глава 17. Сущность и назначение административно-процессуальной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 § 1. Административный процесс: понятие и основные научные подходы к пониманию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 § 2. Регулирование административно-процессуальной деятельности . . 362 Глава 18. Административно-процедурный процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 § 1. Понятие административно-процедурного процесса . . . . . . . . . . . . . 366 § 2. Регистрационные процедуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .367 § 3. Лицензионно-разрешительные процедуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 Глава 19. Административно-юрисдикционный процесс . . . . . . . . . . . . . . . . .397 § 1. Понятие и признаки административно-юрисдикционного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .397 § 2. Виды производств в административно-юрисдикционном процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405 § 3. Исполнительное производство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
Стр.468
Оглавление | 469 Глава 20. Производство по делам об административных правонарушениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422 § 1. Понятие, сущность, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422 § 2. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426 § 5. Стадии производства по делам об административных правонарушениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441 § 6. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444 Глава 21. Административная юстиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .447 § 1. Административная юстиция: понятие и характерные черты . . . . . . .447 § 2. Судебный контроль в сфере деятельности субъектов исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451 § 3. Доказывание и доказательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430 § 4. Участники производства по делам об административных правонарушениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433
Стр.469

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически