УДК 7.031.3(571.1/.5)
ББК 63.5(253)
Н30
Научный редактор:
Н. Д. Ултургашева, доктор культурологии, профессор
Рецензенты:
Балабанов П. И., доктор философских наук, профессор, профессор кафедры
культурологии, философии и искусствоведения КемГИК,
почетный работник науки и техники РФ, почетный профессор Кузбасса,
член-корреспондент Российской академии естествознания,
член-корреспондент Российской академии естественных наук,
действительный член Петровской академии наук и искусств, г. Кемерово;
Кужугет А. К., доктор культурологии, кандидат искусствоведения,
главный научный сотрудник ТИГИ, профессор кафедры философии ТывГУ,
заслуженный работник образования Республики Тыва, г. Кызыл
Коллектив авторов:
Н. Д. Ултургашева, Д. В. Новиков, Т. В. Сафарова, О. А. Цуканова,
А. А. Рызбаева, А. В. Киселев, М. П. Чебодаева,
А. Г. Алексеева, И. Г. Турамуратова
Н30
Народная художественная культура коренных и малочисленных
этносов евразийского пространства Сибири : кол. монография
/ Н. Д. Ултургашева и др.; под науч. ред. Н. Д. Ултургашевой.
– Кемерово : КемГИК, 2023. – 166 с. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0689-6
В монографии рассматриваются традиционная культура и фольклорное наследие
в контексте общечеловеческих ценностей на материале народной художественной
культуры коренных и малочисленных народов евразийского пространства Сибири.
Монография основана как на литературных данных, так и на полевых материалах,
собранных авторами в период фольклорно-этнографических экспедиций. На основе
фактических материалов в исследовании рассматриваются теоретические проблемы
календарно-обрядовой поэзии, функциональные особенности традиционных празднично-ритуальных
циклов коренных и малочисленных народов Сибири и др. Монография
представляет интерес для культурологов, историков, философов, а также для
студентов высших и средних учебных заведений, учащихся средних школ и для широкого
круга читателей, интересующихся историей, теорией, проблемами сохранения и
дальнейшего развития традиционной народной художественной культуры.
УДК 7.031.3(571.1/.5)
ББК 63.5(253)
ISBN 978-5-8154-0689-6 © Коллектив авторов, 2023
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2023
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования народной художественной культуры
коренных и малочисленных этносов евразийского пространства Сибири
определяется сложностью и противоречивостью современного состояния
духовности общества. Происходящие процессы в традиционной культуре
отличаются особой непредсказуемостью. Исследование обусловлено,
прежде всего, необходимостью всестороннего осмысления огромного эмпирического
материала, накопленного в предшествующие периоды, его
системного теоретико-методологического анализа с учетом динамики исторического
развития этносов.
Российская Федерация – многонациональное государство, в котором
проживают около 200 народов. В отдельную социальную группу
населения выделены коренные и малочисленные народы, нуждающиеся
в особой государственной защите и государственной поддержке. В Единый
перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации
включены 47 коренных малочисленных народов, к которым относятся народы,
проживающие на территориях традиционного расселения своих
предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и
промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек
и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Ни Русь, ни Россия монолитом одного народа не были никогда.
И, видимо, об этом нужно помнить и сегодня, когда во всех средствах
массовой информации постоянно делается акцент на русском: русской
культуре, русской идее, русской истории, русской ментальности. Логично
предположение, что у каждого российского народа есть своя история,
своя культура, имеющие как общие черты, связанные с историей и культурой
собственно русских людей, так и отличительные особенности.
«Главный потенциал России – самобытные народы и культуры, многонациональный
народ страны, граждане Российской Федерации, – подчеркивает
известный российский ученый Р. Г. Абдулатипов, – и ясно, что без
учета их состояния и перспектив не может успешно функционировать
и Российское государство» [3, с. 444].
Современное состояние этнических культур и фольклорного наследия
коренных народов Сибири характеризуется двумя процессами. С одной
стороны, в рамках глобализации происходит унификация культуры
3
Стр.3
с постепенной нивелировкой национальной специфики. С другой стороны,
наблюдается и обратный процесс: стремление сохранить основные
элементы традиционной культуры, содержащей в себе многовековый
опыт жизнедеятельности того или иного этноса.
Вся история тюркоязычных этносов Сибири и их культурное наследие
– это глубочайшие и многообразные корни, которые питали последующие
поколения идеями единства и вместе с тем разнообразия национальных
форм и традиций, определяли богатство духовной жизни традиционных
этнических культур. Повышение статуса культурного наследия
коренных и малочисленных народов Сибири, его сохранение и приумножение
может происходить через организацию и развитие научных, научно-образовательных,
этнокультурных центров изучения и трансляции
социально-культурных проектов на научной основе в контексте национальных
культур и искусств. Это не случайно, ибо этнокультурное многообразие
есть неиссякаемый источник обогащения мировой цивилизации.
Для национальных республик Сибири были характерны два периода
национально-культурного возрождения: 1) политизация этничности в 90-х
годах прошлого столетия; 2) духовно-нравственное возрождение этносов
в настоящее время, связанное с национальным образованием. Ученым как
интеллектуальной элите национальных республик отводится ключевая
роль в создании и поддержании «этнической среды»: подготовка и написание
монографий, учебников и учебных пособий по гуманитарным наукам,
проведение различных научных форумов по сохранению этнических
культур и национальных языков, современному состоянию коренных этносов
Сибири, а также по перспективам развития коренных и малочисленных
этносов Сибири. Наряду с научной и творческой интеллигенцией
на втором этапе главной движущей силой являются руководители творческих
профессиональных коллективов и любительских объединений народного
художественного творчества, дополнительного образования детей
и взрослых, руководители этнокультурных центров, обществ, землячеств,
ибо основным полем деятельности по национально-культурному
возрождению становится культурно-образовательное пространство, в частности
– художественно-образовательные учреждения и организации.
Коллективный опыт коренных и малочисленных народов Сибири,
их многовековая материальная и духовная культура, познавательная деятельность,
специфический механизм выражения субъективного отноше4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….... 3
Глава 1. ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО
МИРА
1.1. Евразия в глобальном мире……………………………..…………… 6
1.2. Евразийская концепция российской цивилизации……….………… 12
1.3. Край как универсальный социокод российской цивилизации…….. 35
Глава 2. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО
ПРОСТРАНСТВА СИБИРИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. История формирования этнической картины Сибири……………... 41
2.2. Становление тюркского мира в пространстве Евразии……………. 50
2.3. Теоретическое осмысление проблемы историко-культурного пространства
Евразии………………………………………….……………… 64
Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР
КОРЕННЫХ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЙСКОГО
РЕГИОНА
3.1. Общая характеристика традиционной духовной культуры коренных
этносов…………………………………………...…………………… 70
3.2. Многообразие традиционной празднично-обрядовой культуры
автохтонных этносов……………………………………………………… 79
3.3. Общая характеристика традиционной материальной культуры
автохтонных этносов региона………………………….………………… 95
Заключение………………………………………………………………… 119
Список литературы………………………………...……………………… 120
Приложение……………………………………………………...………… 133
Коллектив авторов………………………………………………………… 163
165
Стр.165