Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 617534)
Контекстум

Междисциплинарные исследования и сопровождение одаренности (326,00 руб.)

0   0
Первый авторДикая Л. А.
АвторыБакаева И. А., Воробьева Е. В. и др.
ИздательствоРостов н/Д.: Изд-во ЮФУ
Страниц219
ID922483
АннотацияВ учебном пособии представлено обновленное содержание основных модулей образовательной программы магистратуры «Когнитивные исследования и сопровождение одаренности» по направлениям подготовки 37.04.01 «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». Учебное пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по этим направлениям подготовки, а также для студентов бакалавриата и специалитета, для психологов, педагогов и других специалистов, работающих с одаренными детьми и взрослыми. Работа выполнена при финансовой поддержке госзадания Минобрнауки России в сфере научной деятельности (FENW-2023-0062).
ISBN978-5-9275-4580-3
УДК159.928:001.891(075.8)
ББК88стд1-724+72.5 я73
Дикая, Л. А. Междисциплинарные исследования и сопровождение одаренности : учебн. пособие / И. А. Бакаева, Е. В. Воробьева; Л. А. Дикая .— Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2023 .— 219 с. — ISBN 978-5-9275-4580-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/922483 (дата обращения: 11.09.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Междисциплинарные_исследования_и_сопровождение_одаренности.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Междисциплинарные исследования и сопровождение одаренности Учебное пособие Ростов-на-Дону – Таганрог Издательство Южного федерального университета 2023
Стр.2
УДК 159.928:001.891(075.8) ББК 88стд1-724+72.5 я73 М43 Печатается по решению кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (протокол № 7 от 29 мая 2023 г.) Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии Южно-Российского гуманитарного института Н. А. Дунайцева; кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета И. А. Скиртач Коллектив авторов: Л. А. Дикая, И. А. Бакаева, Е. В. Воробьева, Е. Б. Покуль, С. С. Кузенко, О. Ю. Шипитько, И. С. Дикий, О. В. Барсукова, Е. В. Зинченко М43 Междисциплинарные исследования и сопровождение одаренности : учебное пособие / Л. А. Дикая, И. А. Бакаева, Е. В. Воробьева и др. ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2023. – 217 с. ISBN 978-5-9275-4580-3 В учебном пособии представлено обновленное содержание основных модулей образовательной программы магистратуры «Когнитивные исследования и сопровождение одаренности» по направлениям подготовки 37.04.01 «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». Учебное пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по этим направлениям подготовки, а также для студентов бакалавриата и специалитета, для психологов, педагогов и других специалистов, работающих с одаренными детьми и взрослыми. Работа выполнена при финансовой поддержке госзадания Минобрнауки России в сфере научной деятельности (FENW-2023-0062). УДК 159.928:001.891(075.8) ББК 88стд1-724+72.5 я73 ISBN 978-5-9275-4580-3 © Южный федеральный университет, 2023 © Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2023
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................... 5 РАЗДЕЛ 1. ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ..................................................................... 8 Глава 1.1. Взаимосвязь между интеллектом и решением глобальных мировых проблем. Понятие трансформационной одаренности ................................... 8 1.1.1. Высокий уровень интеллекта и комплексные компетенции как способ решения глобальных проблем ........ 8 1.1.2. Роль коллективного интеллекта, метакогнитивных знаний и психологического благополучия в решении глобальных проблем ............................................. 18 1.1.3. Трансформационное и транзакционное использование интеллекта. Трансформационная одаренность ...................... 22 Глава 1.2. Тренинг как инструмент развития личности ................................ 26 Глава 1.3. Графические инструменты в организации мышления и работа модератора ......................................................................... 34 Практические задания к разделу 1 ........................................................... 51 Контрольные вопросы к разделу 1 ........................................................... 52 РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОДАРЕННОСТИ ................................................... 53 Глава 2.1. Психологические основы одаренности .......................................... 53 Глава 2.2. Особенности современных психологических исследований одаренности. Основные подходы к идентификации одаренности ....................................................... 59 2.2.1. Особенности современных психологических исследований одаренности ...................................................... 59 2.2.2. Модели одаренности и способы ее выявления ...................... 63 Глава 2.3. Российский и зарубежный опыт выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантов .................. 70 Практические задания к разделу 2 ........................................................... 92 Контрольные вопросы к разделу 2 ........................................................... 93 3
Стр.4
РАЗДЕЛ 3. РОЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ И СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ........................................... 94 Глава 3.1. Психогенетика способностей ........................................................... 94 3.1.1. Психогенетические методы в исследовании способностей и одаренности .................................................. 94 3.1.2. Психогенетические исследования общего, вербального и невербального интеллекта ........................... 102 3.1.3. Психогенетические исследования математических способностей .. 105 3.1.4. Психогенетические исследования пространственных способностей .......................................................................... 110 3.1.5. Психогенетика спортивных способностей .......................... 115 3.1.6. Психогенетический подход в исследованиях творческих и художественных способностей ..................... 122 3.1.7. Психогенетика музыкальных способностей ....................... 125 Глава 3.2. Социально-психологические аспекты одаренности .................. 135 Практические задания к разделу 3 ......................................................... 140 Контрольные вопросы к разделу 3 ......................................................... 143 РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ............................ 145 Глава 4.1. Компоненты и методы психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности ..................... 145 4.1.1. Понятие о психологическом сопровождении...................... 145 4.1.2. Компоненты и методы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ......................................... 146 4.1.3. Психологическое консультирование как вид психологической помощи ....................................... 153 Глава 4.2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных лиц как лиц с особыми образовательными потребностями ............ 154 Глава 4.3. Психодиагностика одаренности .................................................... 167 Глава 4.4. Арт-терапия в работе с одаренными детьми ............................... 172 Глава 4.5. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка .... 178 Практические задания к разделу 4 ......................................................... 199 Контрольные вопросы к разделу 4 ......................................................... 201 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................... 203 4
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически