Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 620134)
Контекстум

Изучение литературного произведения в современной школе : Учебно-методическое пособие для словесников (650,00 руб.)

0   0
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц325
ID921921
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлена система изучения литературного произведения в современной школе. При этом прежде всего характеризуются такие базовые понятия, как значение и смысл, художественная доминанта, анализ и интерпретация. Далее в центре внимания оказываются учебные методы, к которым автор пособия относит воспроизведение литературного произведения, создание художественного (публицистического) текста на основе литературного произведения, истолкование литературного произведения, актуализацию контекстуальных связей литературного произведения, истолкование интерпретации литературного произведения. В пособии представлена и система приёмов, при помощи которых может реализовываться каждый из методов. Причём особенности тех или иных приёмов показываются на примерах изучения произведений русской и зарубежной литературы.
Кому рекомендованоИздание адресовано школьным учителям литературы, преподавателям методики литературы в вузах и в системе повышения квалификации учителей, аспирантам, студентам-филологам.
ISBN978-5-907244-53-5
УДК82.0
ББК74.26
Изучение литературного произведения в современной школе : Учебно-методическое пособие для словесников / Шутан М.И. — Москва : Издательство Прометей, 2020 .— 325 с. — ISBN 978-5-907244-53-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/921921 (дата обращения: 19.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Изучение_литературного_произведения_в_современной_школе__Учебно-методическое_пособие_для_словесников_(1).pdf
М. И. ШУТАН ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Учебно-методическое пособие МОСКВА 2020
Стр.1
УДК 82.0 ББК 74.26 Ш 97 Ш 97 Изучение литературного произведения в современной школе : Учебно-методическое пособие для словесников / М. И. Шутан. — М.: Прометей, 2020. — 324 с. Шутан М. И. В учебно-методическом пособии представлена система изучения литературного произведения в современной школе. При этом прежде всего характеризуются такие базовые понятия, как значение и смысл, художественная доминанта, анализ и интерпретация. Далее в центре внимания оказываются учебные методы, к которым автор пособия относит воспроизведение литературного произведения, создание художественного (публицистического) текста на основе литературного произведения, истолкование литературного произведения, актуализацию контекстуальных связей литературного произведения, истолкование интерпретации литературного произведения. В пособии представлена и система приёмов, при помощи которых может реализовываться каждый из методов. Причём особенности тех или иных приёмов показываются на примерах изучения произведений русской и зарубежной литературы. Издание адресовано школьным учителям литературы, преподавателям методики литературы в вузах и в системе повышения квалификации учителей, аспирантам, студентам-филологам. ISBN 978-5-907244-53-5 © Шутан М.И., 2020 © Издательство «Прометей», 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ I. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ: БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ......................3 1. Значение и смысл ................................ 3 2. Художественная доминанта изучаемого литературного произведения ...................... 12 3. Анализ и интерпретация литературного произведения в школе............................ 36 4. Методы и приёмы изучения литературного произведения в школе............................ 60 II. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ .................................75 1. Выразительное чтение ........................... 75 2. Воссоздающий и творческий пересказ............... 85 3. Инсценирование ................................ 88 4. Создание киносценария .......................... 92 III. СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО (ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО) ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ................97 1. Словесное рисование ............................. 97 2. Досказывание произведения ..................... 104 3. Написание сочинения по темам, образам, мотивам литературного произведения ......................111 IV. ИСТОЛКОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ...............................130 1. Выявление и истолкование элемента композиции .... 130 — 322 —
Стр.322
Оглавление 2. Выявление и истолкование композиционного принципа......................................157 3. Выявление и истолкование средства речевой выразительности................................174 4. Сравнение разных редакций, вариантов литературного произведения ..................... 180 5. Мысленный эксперимент ........................ 183 6. Эксперимент, основанный на изменении текста .......187 7. Истолкование заглавия литературного произведения . 196 V. АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНТЕКСТУАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ...............200 1. Комментирование литературного произведения...... 200 2. Сравнение литературного произведения с его реальной основой .......................... 205 3. Сравнение литературных произведений на основе типологической связи............................210 4. Выявление и истолкование претекста .............. 225 5. Соотнесение эпиграфа с текстом литературного произведения.................................. 254 6. Включение произведений других видов искусства в деятельность школьников ...................... 263 7. Соотнесение афоризма с литературным произведением................................. 285 VI. ИСТОЛКОВАНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ..............297 1. Соотнесение интерпретационного текста с литературным произведением ................... 297 2. Соотнесение литературного произведения с его художественной интерпретацией.............. 307 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................320 — 323 —
Стр.323

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически