Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 620151)
Контекстум

Естественнонаучная картина мира (исторические и философские аспекты) (800,00 руб.)

0   0
Первый авторГусев Д. А.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц473
ID921897
АннотацияЧто такое наука? Когда и где она появилась? Какую роль она играет в жизни человека и общества? Почему под наукой в первую очередь подразумевается естествознание? Как происходит научное познание? Есть ли у науки границы? Что такое научные революции и научные картины мира? Как представлял себе человек устройство мироздания в различные эпохи – в античности, в Средние века и в Новое время? Каковы основные научные представления современного человека о происхождении и устройстве Вселенной? Что такое макромир, микромир и мегамир? Как объясняется пространство, время и гравитация в теории относительности? Что такое квантовая механика и фундаментальные взаимодействия? Возможно ли создание «теории всего», и что это такое? Каковы основные глобальные проблемы современного мира? Является ли наука «волшебницей», и сможет ли она оправдать все ожидания человечества? Являются ли наука и техника «родными сестрами», или они всего лишь «соседи по коммунальной квартире»? Действительно ли знание – это сила? На какие вопросы, скорее всего, никогда не сможет ответить наука при всех своих колоссальных возможностях? Может ли мировоззрение быть научным? В каких отношениях находятся наука и религия – вражды, мирного сосуществования или даже взаимодополнения? Чем занимается философия науки? Что такое сциентизм и антисциентизм, и каковы их мировоззренческие спутники? О чем «говорят» факты, и с чем согласятся все? Чем отличается вера от знания? Что такое пари Паскаля? Обо всем этом пойдет речь в предлагаемой вашему вниманию книге. Авторы, много лет преподающие философию, логику и концепции современного естествознания (естественнонаучную картину мира), а также философию научного познания, историю и философию науки в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), постарались сделать предлагаемый вниманию читателя материал простым и ясным а, по возможности, – интересным и увлекательным.
Кому рекомендованоУчебное пособие составлено с учетом требований ФГОС нового поколения и рекомендуется учащимся всех уровней высшего профессионального образования, – направлений, профилей и программ подготовки – бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, изучающим, соответственно, такие дисциплины, как «Естественнонаучная картина мира», «Философия», «Философия научного познания», «История и философия науки». Книга также может быть интересна учащимся средних учебных заведений, которые увлекаются данной тематикой, преподавателям высших и средних учебных заведений – в качестве обмена педагогическим опытом – и всем, интересующимся вопросами истории науки, проблемами научного познания и философией науки. Материалы книги с неизменным успехом используются авторами в многолетней преподавательской практике.
ISBN978-5-907244-95-5
УДК50-60.03
ББК2-113
Гусев, Д. А. Естественнонаучная картина мира (исторические и философские аспекты) : Учебн. пособие / Д. А. Гусев .— Москва : Издательство Прометей, 2020 .— 473 с. — ISBN 978-5-907244-95-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/921897 (дата обращения: 21.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Естественнонаучная_картина_мира_(исторические_и_философские_аспекты)_(1).pdf
Д. А. Гусев, Е. Г. Волкова, А. С. Маслаков ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА (ИСТОРИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ) Учебное пособие МОСКВА 2020
Стр.1
УДК 50-60.03 ББК 2-113 Г 90 Шелковников А. Ю. – доктор философских наук, профессор кафеРецензенты: дры философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ); Зима В. Н. – доктор философских наук, профессор кафедры «Гуманитарные дисциплины» Московского политехнического университета; Горбунова Ю. А. – кандидат философских наук, заместитель заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте. Г90 Гусев Д.А.Естественнонаучная картина мира (исторические и философские аспекты): Учебное пособие / Д. А. Гусев, Е. Г. Волкова, А. С. Маслаков. – М.: Прометей, 2020. – 472 с. ISBN 978-5-907244-95-5 челов Что такое наука? Когда и где она появилась? Какую роль она играет в жизни акое научные революции и научные картины мира? Как представлял себе человек в устройство мироздания в различные эпохи – в античности, в Средние века и в Новое устройстве Вселенной? Что такое макромир, микромир и мегамир? ека и общества? Почему под наукой в первую очередь подразумевается естетствознание? Как происходит научное познание? Есть ли у науки границы? Что хождении иремя? Каковы основные научные представления современного человека о происКак объясняется пространство, время и гравитация в теории относительности? Что такое квантовая механика и фундаментальные взаимодействия? Возможно ли создание «теории всего», и что это такое? Каковы основные глобальные проблемы в современного мира? Является ли наука «волшебницей», и сможет ли она оправдать се ожидания человечества? Являются ли наука и техника «родными сестрами», или они всего лишь «соседи по коммунальной квартире»? Действительно ли знание – это сила? На какие вопросы, скорее всего, никогда не сможет ответить наука при всех своих колоссальных возможностях? Может ли мировоззрение быть научным? В каких отношениях находятся наука и религия – вражды, мирного сосущетствования или даже взаимодополнения? Чем занимается философия науки? Что акое сциентизм и антисциентизм, и каковы их мировоззренческие спутники? О чем «говорят» факты, и с чем согласятся все? Чем отличается вера от знания? Что такое пари Паскаля? Обо всем этом пойдет речь в предлагаемой вашему вниманию книге. Авторы, много лет преподающие философию, логику и концепции современного естествознания (естественнонаучную картину мира), а также философию научного познания, историю и философию науки в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), постарались сделать предлагаемый вниманию читателя материал простым и ясным а, по возможности, – интересным и увлекательным. Учебное пособие составлено с учетом требований ФГОС нового поколения – направлений, профилей и программ подготовки – бакалавриата, магистрания, и рекомендуется учащимся всех уровней высшего профессионального образоватуры и аспирантуры, изучающим, соответственно, такие дисциплины, как «Естественнонаучная картина мира», «Философия», «Философия научного познания», «История и философия науки». Книга также может быть интересна учащимся средних учебных заведений, з которые увлекаются данной тематикой, преподавателям высших и средних учебных ваведений – в качестве обмена педагогическим опытом – и всем, интересующимся ISBN 978-5-907244-95-5 © Гусев Д. А., Волкова Е. Г., Маслаков А. С., 2020 опросами истории науки, проблемами научного познания и философией науки. Материалы книги с неизменным успехом используются авторами в многолетней преподавательской практике. © Издательство «Прометей», 2020
Стр.2
Оглавление Авторский коллектив ...................................................................3 Предисловие ..................................................................................8 Тема 1. Наука как форма культуры ...........................................13 1.1. Когда и где появилась наука? ..................................13 1.2. Особенности и критерии науки ...............................18 1.3. Структура научного познания .................................25 1.4. Всесильна ли наука? Границы научного познания .....31 1.5. Общие модели развития науки ................................39 1.6. Научные революции ..............................................45 Вопросы для самопроверки ..........................................48 Тема 2. Теоретические представления о мире: античность и средневековье ...........................................................................50 2.1. Античная картина мира: Божественный Космос ........50 2.1.1. «Как прекрасен этот мир…» ............................50 2.1.2. Как и зачем познавать прекрасный Космос? ......56 2.1.3. Теория Аристотеля и ее достоинства ................62 2.1.4. Аристотель об основаниях гармоничной природы и прекрасного Космоса ..............................65 2.1.5. Как мыслить в подлунном мире? .....................73 2.1.6. Птолемей и утверждение геоцентризма ............76 2.1.7. Натурфилософия и циклизм ...........................83 Вопросы для самопроверки ..........................................89 2.2. Картина мира эпохи средневековья: теоцентризм ......90 2.2.1. Средневековье и интеллектуальные практики ...90 2.2.2. Космос как Литургия ....................................92 2.2.3. Разработка методологии: вера или разум? ........96 Вопросы для самопроверки ........................................ 107 Тема 3. Гении классического естествознания: революционные открытия эпохи Возрождения и Нового времени ......................................................................................109 3.1. Триумф и падение геоцентрического мировоззрения 109 3.2. Коперник против Птолемея .................................. 112
Стр.4
3.3. Открытие бесконечности ...................................... 115 3.4. Эксперимент и математика ................................... 125 3.5. Движение и покой ............................................... 138 3.6. Законы движения планет ..................................... 141 3.7. Мир, который построил Ньютон ............................ 142 3.8. Механицизм ....................................................... 151 3.9. О неполноте даже самой лучшей теории ................. 158 3.10. Рождение электромагнитной концепции ............... 165 Вопросы для самопроверки ........................................ 175 Тема 4. «Этюд в разноцветных тонах»: современная естественнонаучная картина мира ..........................................177 4.1. Теория относительности ...................................... 177 4.1.1. На плечах гигантов ..................................... 177 4.1.2. Проблемы и постулаты ................................ 179 4.1.3. Прощание с абсолютной средой ..................... 182 4.1.4. Что такое одновременность? ......................... 186 4.1.5. Измерение времени – измерение пространства 189 4.1.6. Замедление времени и сокращение длины ...... 192 4.1.7. Некоторые любопытные следствия ................ 197 4.1.8. Проблема гравитации и принцип эквивалентности масс ........................................... 202 4.1.9. Эквивалентность систем отсчета .................... 206 4.1.10. Неевклидовы геометрии пространства и гауссовы координаты ......................................... 208 4.1.11. Если бы материя исчезла… ......................... 212 Вопросы для самопроверки ........................................ 222 4.2. Общая характеристика концепций мегамира ........... 223 4.2.1. Новый взгляд на Вселенную и человека в ней .................................................................. 223 4.2.2. Современные представления об устройстве Вселенной .......................................................... 232 4.2.3. Теория Большого Взрыва ............................. 238 4.4.4. Этапы эволюции Вселенной .......................... 243 Вопросы для самопроверки ........................................ 252 4.3. Общая характеристика концепций микромира ........ 254 5
Стр.5
4.3.1. Атом: история открытия и первые модели ...... 254 4.3.2. Элементарные частицы – «кирпичики мироздания» ....................................................... 264 4.3.3. На пороге новой естественнонаучной парадигмы: возможна ли Теория Великого объединения? ...................................................... 270 4.4. Повторение пройденного: от Бора и Гейзенберга к Юму и Канту .................................................... 274 4.4.1. Д. Юм: почему невозможна наука? ................ 274 4.4.2. И. Кант: как возможна наука? ...................... 280 4.4.3. Пространство и время как условия опыта, или Что связывает объект с субъектом? .................. 285 4.4.4. Мир – через «очки» категорий рассудка, или Как рождается знание? ................................... 288 4.4.5. Квантовая физика и реальность, или Микромир как «вещь-в-себе» ................................. 292 4.4.6. Без субъекта нет объекта, или Каков мир без человека? ........................................................... 295 Вопросы для самопроверки ........................................ 302 4.5. Общая характеристика концепций живой природы .. 303 4.5.1. Живая и неживая природа ........................... 303 4.5.2. Теория биологической эволюции ................... 308 4.5.3. Гипотезы происхождения жизни на Земле ...... 313 Вопросы для самопроверки ........................................ 321 Тема 5. Глобальные проблемы современного мира................322 5.1. Обратная сторона прогресса ................................. 322 5.2. Истощение земных ресурсов ................................. 328 5.3. Загрязнение окружающей среды ........................... 330 5.4. Рост радиационной опасности ............................... 332 5.5. Увеличение численности населения ...................... 335 5.6. Пути выхода из кризиса ....................................... 337 Вопросы для самопроверки ........................................ 339 Вместо заключения ...................................................................340 Краткий словарь терминов ......................................................342 Литература.................................................................................362
Стр.6
Приложение, или Приглашение к дискуссии .........................368 Является ли наука «волшебницей», или Какова роль науки в жизни человека и общества? ................................................368 1. Что такое философия науки? .............................. 368 2. Два образа философии науки, или Сциентизм и антисциентизм ................................................. 374 3. Стоит ли наука во главе духовной культуры? ........ 382 4. Познает ли наука мир? ...................................... 385 5. Являются ли наука и техника «сестрами»?........... 393 6. Знание – сила? ................................................. 397 7. Только ли «хлеба и зрелищ»? ............................. 400 8. «Мракобесие» и «пустословие» .......................... 405 9. Может ли мировоззрение быть научным? ............. 409 10. Наука и религия: конфронтация или взаимодополнение? .............................................. 412 11. Мировоззренческие спутники сциентизма и антисциентизма, или Две системы жизненной навигации человека ............................................. 415 12. Что делать и на что надеяться? или Пари Паскаля ............................................................. 446 Вопросы для самопроверки ........................................ 467
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически