Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 620136)
Контекстум

Два века учебника физики в России (История методики обучения физике в России сквозь призму становления учебника физики) (1100,00 руб.)

0   0
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц751
ID921882
АннотацияВ монографии представлены результаты исследования проблемы становления методики обучения физике через призму развития учебника физики в России. Она построена таким образом, чтобы можно было увидеть разработку научных идей и их развитие во времени, проследить в целом картину постепенного возникновения методики физики в части содержания учебного предмета, методов и средств обучения. С этой целью в монографии последовательно для каждой эпохи даётся обзор состояния науки, акцентируется внимание на социальном запросе общества в области техники и промышленности, рассматривается и подробно анализируется ряд учебников, ориентированных преимущественно на среднюю школу. Монография охватывает период времени от конца XVII века — до первой трети ХХ века. Во введении обоснован методологический подход, являющийся основой анализа процесса развития методики обучения физике в России. Первая глава посвящена анализу процесса становления учебника физики в России в XVIII веке. Вторая глава охватывает XIX век, в течение которого происходит становление отечественного учебника физики для школы. Третья глава посвящена анализу процессов в развитии методики обучения физике в эпоху, предшествующую Революции, и в постреволюционный период, когда после полутора десятилетий методических поисков произошло возрождению стабильного учебника при формировании концентрической системы обучении физике.
Кому рекомендованоМонография адресуется физикам-методистам, студентам старших курсов и аспирантам педагогический вузов, специализирующихся в области физики и естествознания, всем интересующимся историей науки и образования в России.
ISBN978-5-00172-102-4
УДК373.3+372.853
ББК74.262.23
Два века учебника физики в России (История методики обучения физике в России сквозь призму становления учебника физики) : монография / Бражников М.А. — Москва : Издательство Прометей, 2021 .— 751 с. — ISBN 978-5-00172-102-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/921882 (дата обращения: 19.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Два_века_учебника_физики_в_России_(История_методики_обучения_физике_в_России_сквозь_призму_становления_учебника_физики).pdf
М.А. Бражников, Н.С. Пурышева ДВА ВЕКА УЧЕБНИКА ФИЗИКИ В РОССИИ (История методики обучения физике в России сквозь призму становления учебника физики) Монография Под редакцией профессора Н.С. Пурышевой Ученым советом Института физики, технологии и информационных систем МПГУ Рекомендована к публикации МОСКВА 2021
Стр.1
УДК 373.3+372.853 ББК 74.262.23 Б 87 Исаев Дмитрий Аркадьевич, д.п.н., профессор, заведующий Рецензенты: кафедрой Теории и методики обучения физике им. А.В. Пёрышкина ИФТИС МПГУ; Демидова Марина Юрьевна, д.п.н, руководитель Центра педагогический измерений ФГБНУ «ФИПИ». Б 87 Бражников М.А. Два века учебника физики в России (История методики обучения физике в России сквозь призму становления учебника физики): Монография / М.А. Бражников, Н.С. Пурышева; под ред. Н.С. Пурышевой. — М.: Прометей, 2021. — 750 с. ISBN 978-5-00172-102-4 В монографии представлены результаты исследования проблемы становления методики обучения физике через призму развития учебника физики в России. Она построена таким образом, чтобы можно было увидеть разработку научных идей и их развитие во времени, проследить в целом картину постепенного возникновения методики физики в части содержания учебного предмета, методов и средств обучения. С этой целью в монографии последовательно для каждой эпохи даётся обзор состояния науки, акцентируется внимание на социальном запросе общества в области техники и промышленности, рассматривается и подробно анализируется ряд учебников, ориентированных преимущественно на среднюю школу. Монография охватывает период времени от конца XVII века — до первой трети ХХ века. Во введении обоснован методологический подход, являющийся основой анализа процесса развития методики обучения физике в России. Первая глава посвящена анализу процесса становления учебника физики в России в XVIII веке. Вторая глава охватывает XIX век, в течение которого происходит становление отечественного учебника физики для школы. Третья глава посвящена анализу процессов в развитии методики обучения физике в эпоху, предшествующую Революции, и в постреволюционный период, когда после полутора десятилетий методических поисков произошло возрождению стабильного учебника при формировании концентрической системы обучении физике. Монография адресуется физикам-методистам, студентам старших курсов и аспирантам педагогический вузов, специализирующихся в области физики и естествознания, всем интересующимся историей науки и образования в России. ISBN 978-5-00172-102-4 © Бражников М.А., Пурышева Н.С., 2021 © Издательство «Прометей», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ...................................... 6 ВВЕДЕНИЕ ......................................... 10 История учебника физики как модель развития методики обучения физике в России ............. 10 История науки и история физики. Их задачи. История науки как саморефлексия науки ......... 10 Наука методика обучения физике. История методики физики, ее задачи и цели ...................... 18 Источниковедческая база для изучения истории методики обучения физике .................... 21 Учебник как модель методической системы обучения ... 28 История учебника физики как модель становления методики обучения ........................... 48 Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ ............ 77 1.1. Предыстория ................................ 77 1.2. Обучение физике в век Просвещения ............ 91 1.2.1. Развитие государственности, промышленности и науки как объективные условия становления обучения физике ............................ 91 1.2.2. Становление системы общего образования ..... 94 1.2.3. Принципы и методы обучения ................ 99 1.2.4. Учебная литература по физике .............. 105 1.2.5. Естественные науки в XVIII веке ............ 112 1.3. Учебники физики XVIII века: содержание, структура, методы обучения .................. 116 — 3 —
Стр.3
Оглавление 1.3.1. Учебник Г.В. Крафта «Краткое описание главнейших физических опытов для пользы слушателей» .............................. 116 1.3.2. «Вольфианская экспериментальная физика» .. 125 1.3.3. Руководства по физике и механике для главных народных училищ .......................... 137 1.3.4. «Руководство к физике» П.И. Гиларовского — учебник для учительской семинарии ......... 161 Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 Глава 2. XIX ВЕК. СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УЧЕБНИКА ФИЗИКИ ....................... 189 2.1. XIX век. Физическое образование .............. 189 2.1.1. Развитие промышленности и науки .......... 189 2.1.2. Общая картина развития образования в России в XIX веке ................................. 200 2.1.3. Учебная литература по физике .............. 210 2.2. Первые учебники физики для гимназий ......... 217 2.2.1. «Начальные основания физики» Г.Ф. Шрадера .............................. 220 2.2.2. «Краткое начертание физики» П.И. Страхова ............................ 244 2.2.3. «Физика» И.А. Двигубского .................. 262 2.2.4. Учебники физики первой четверти XIX века. Выводы. .................................. 297 2.3. Эпоха учебника Э.Х. Ленца ................... 303 2.3.1. Учебники 1830-х гг. .......................... 303 2.3.2. Общие вопросы методики обучения физике в учебниках 1830-х гг. ....................... 315 2.3.3. «Руководство к физике» Э.Х. Ленца .......... 323 2.4. Учебник физики для женских учебных заведений . 350 2.4.1. Предыстория ............................... 351 2.4.2. «Чтения о предметах физики» ............... 357 2.5. Учебники физики 1860–1870-х гг. ............. 362 2.5.1. Учебник физики В.Г. фон Бооля и методика обучения по фон Боолю ..................... 364 2.5.2. Учебник Ф.Ф. Эвальда, практический метод обучения .................................. 395 2.5.3. Руководство физики и собрание физических задач А.Ф. Малинина и К.П. Буренина ....... 397 — 4 —
Стр.4
Оглавление 2.5.4. Учебники физики Н.А. Любимова ............. 408 2.5.5. «Учебник физики» К.Д. Краевича ............. 431 2.5.6. Учебники физики для начального образования . 465 Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493 Глава 3. ХХ ВЕК НАЧИНАЕТСЯ ..................... 509 3.1. Некоторые тенденции развития физического образования в начале ХХ века ................. 509 3.1.1. Век прогресса ............................... 509 3.1.2. «Научить правильно жить», или Некоторые тенденции в педагогике начала ХХ века ...... 513 3.2.2. «Учебник физики» Б.А. Герна. Сравнительный анализ .................................... 530 3.2.3. «Начальная физика» А.В. Цингера ........... 553 3.2.4. Учебник начальной физики для городских училищ П.А. Баранова ..................... 584 3.2.5. «Начальная физика» А.В. Цингера, II ступень ................................. 592 3.2.6. Учебник физики Ф.Н. Индриксона ............ 614 Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 634 3.3. Методика обучения физике в эпоху революции ... 637 3.3.1. Истоки методических исканий 1920-х гг. ..... 638 3.3.2. Возможные пути развития методики физики из «точки ветвления» ...................... 641 3.3.3. «Детерминированный хаос» ................. 646 3.3.4. От рабочих книг по физике к стабильному учебнику .................................. 668 3.4. Становление концентрической системы обучения физике в советской школе .................... 692 Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 710 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................... 721 ПРИЛОЖЕНИЯ .................................... 725 3.2. Новые учебники дореволюционной России ...... 523 3.2.1. Становление новой методической системы обучения. Концентрическая система ........ 523 — 5 —
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически