Мартыненко Н., Левченко М., Левкин Г.Г. Современные аспекты интернет-торговли
товарами: проблемы логистики возвратов в международной и внутренней торговле // The
Caucasus. Economic and Social Analysis Journal of Southern Caucasus. 2023. Т. 55. № 2. С.
24-31.
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИСТИКИ ВОЗВРАТОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ И ВНУТРЕННЕЙ
ТОРГОВЛЕ
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ:
Мартыненко Наталья1, Левченко Мария2, Левкин Григорий2
Омский государственный университет путей сообщения, студентка, (Россия)1,2
Омский государственный университет путей сообщения, к.в.н., доцент, (Россия)3
E-mail: natysya.2001@list.ru1, marialev398@gmail.com2, lewkin_gr@mail.ru
РЕЗЮМЕ
В статье рассмотрены проблемы логистики возвратов в международной и внутренней торговле. Были
выбраны отечественная и зарубежная интернет-площадки для проведения анализа по данной теме,
рассмотрена их характеристика. Приведена сравнительная характеристика положений законодательства в
сфере защиты прав потребителей, регулирующих возврат товаров от покупателей к продавцам при
совершении сделок через Интернет.
Ключевые слова: логистика возвратов, интернет-торговля, интернет-площадка, маркетплейсы,
Wildberries, AliExpress.
ABSTRACT
The article deals with the problems of logistics of returns in international and domestic trade. Domestic and
foreign Internet sites were selected for analysis on this topic, their characteristics were considered. A comparative
characteristic of the provisions of legislation in the field of consumer protection regulating the return of goods from
buyers to sellers when making transactions via the Internet is given.
Keywords: logistics of returns, online commerce, online marketplace, marketplaces, Wildberries, AliExpress.
РЕЗЮМЕ
У статті розглядаються проблеми логістики повернень в міжнародній і внутрішній торгівлі. Для аналізу
по даній темі були відібрані вітчизняні та зарубіжні інтернет-сайти, розглянуті їх характеристики. Дана
порівняльна характеристика положень законодавства в області захисту прав споживачів, що регулюють
повернення товарів від покупців продавцям при здійсненні угод через Інтернет.
ВВЕДЕНИЕ
Значимость рассмотрения логистики возвратов в интернет-торговли, заключается в том что, с
цифровой трансформацией торговых процессов большинство предпринимателей ведут свой бизнес в
интернете. В то же время часть товаров возвращается от покупателей, следовательно, недостаточная
организация движения возвратных материальных потоков оказывает отрицательное влияние на
коммерческие и экономические показатели деятельности независимо от места размещения продавца в цепи
поставок.
Управление возвратами является одним из бизнес-процессов управления цепями поставок,
включающим в себя технологические и логистические виды деятельности. Особенностью данного бизнеспроцесса
является управление потоками ресурсов по принципу «вверх по течению» (от потребителя к
поставщику) в отличие от бизнес-процесса «Выполнение заказа» (англ. – Order Fulfillment), который связан с
управлением потоками ресурсов по принципу «вниз по течению» (от поставщика к потребителю) [1].
Цель работы состоит в анализе проблем логистике возвратов в международной и внутренней
торговле.
Задачи:
дать характеристику отечественного и зарубежных маркеплейсов;
дать сравнительную характеристику положений законодательства в сфере защиты прав
потребителей, регулирующих возврат товаров от покупателей к продавцам при совершении сделок через
Интернет;
проанализировать работу возвратной логистики в интернет-торговле.
Объект исследования – логистика возвратов в международной и внутренней торговле.
Предмет исследования - интернет-площадки Wildberries и AliExpress.
Научная новизна - заключается в исследовании показателей возвратных потоков и работы
отечественных и зарубежных предприятий электронной коммерции, формулировке проблем логистической
Стр.1