Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Гуманитарная картина мира: история и современность (290,00 руб.)

0   0
Первый авторТоросян Вардан Григорьевич
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц202
ID874513
АннотацияВ современных условиях, наряду с давно утвердившейся естественно-научной картиной мира, всё более актуальной становится гуманитарная катина мира, в связи с обострением проблемы человека в современном мире. Формируясь естественным образом, как и любые картины мира, ГКМ вбирает в себя, в обобщённом виде, важнейшие результаты гуманитарного знания. При этом она не выступает альтернативой естественнонаучной КМ, а находится с ней в отношении дополнительности — в составе общекультурной КМ. Человек в мире XXI века и мир человека XXI века — таково основное содержание современной гуманитарной картины мира. Изучение и осмысление этого содержания, места его в современной системе знания предполагает знакомство с историей формирования и функционирования гуманитарной картины мира, которая берёт начало задолго до появления и принятия самого этого понятия. Текст печатается в авторской редакции.
ISBN978-5-4499-0610-6
УДК009(075)
ББК60я73
Торосян, В. Г. Гуманитарная картина мира: история и современность : учебное пособие / В. Г. Торосян .— Москва : Директ-Медиа, 2020 .— 202 с. — ISBN 978-5-4499-0610-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/874513 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гуманитарная_картина_мира_история_и_современность.pdf
УДК 009(075) ББК 60я73 Т61 Т61 Торосян, В. Г. Гуманитарная картина мира: история и современность : учебное пособие / В. Г. Торосян. — Москва ; Берлин : ДиректМедиа, 2020. — 202 с. ISBN 978-5-4499-0610-6 В современных условиях, наряду с давно утвердившейся естественнонаучной картиной мира, всё более актуальной становится гуманитарная картина мира, в связи с обострением проблемы человека в современном мире. Формируясь естественным образом, как и любые картины мира, ГКМ вбирает в себя, в обобщённом виде, важнейшие результаты гуманитарного знания. При этом она не выступает альтернативой естественнонаучной КМ, а находится с ней в отношении дополнительности — в составе общекультурной КМ. Человек в мире XXI века и мир человека XXI века — таково основное содержание современной гуманитарной картины мира. Изучение и осмысление этого содержания, места его в современной системе знания предполагает знакомство с историей формирования и функционирования гуманитарной картины мира, которая берёт начало задолго до появления и принятия самого этого понятия. Текст печатается в авторской редакции. УДК 009(075) ББК 60я73 ISBN 978-5-4499-0610-6 © Торосян В. Г., текст, 2020 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2020
Стр.2
Содержание ВВЕДЕНИЕ. Понятие гуманитарной картины мира ..................................... 7 Понятие картины мира. Особенности интеграции знаний в картинах мира. Понятие гуманитарной КМ, возможность и актуальность её выделения. Человек в мире и мир человека как содержание гуманитарной картины мира. Аксиологическое ядро гуманитарных КМ. Гуманизм как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей. Гуманизм, гуманизация и гуманитаризация. Раздел I. ГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ............................................................... 13 Глава 1. Гуманистическое содержание античной культуры ............... 13 Происхождение понятия «гуманизм». Humanitas vs immanitas. Переход от варварства к цивилизации как предпосылка, составляющая и следствие гуманизма. Возникновение морали как первый шаг в гуманистическом процессе. Возникновение семьи, государства и права. Гуманизм как ведущая линия античной философии. Философское отношение к жизни и смерти как практика гуманизма. Особенности и место этики в гуманитарной картине мира античности. Античная «пайдейя» как воспитание гуманизма. Гуманизм античной мифологии и искусства. Глава 2. Гуманитарная картина мира в культурах Древнего Востока .................................................................................. 20 Философские учения Китая — даосизм и конфуцианство как теория и практика гуманизма. Требование природосообразности человеческих деяний, соответствия дао и дэ. Гуманизм индийской культуры. Философское содержание «Вед». Нравственная практика буддизма. Этика ненасилия и её современные выражения. Благоговение перед природой в японской культурной традиции. Стремление и умение учиться. Общечеловеческие ценности в культуре ислама. Влияние ислама на средневековую Европу. Исламский фундаментализм и современный мир. Глава 3. Человек в средневековой картине мира ................................ 33 Противоречивый характер адаптации античности к христианству. Трансформация гуманизма в любовь к Богу. Общечеловеческое начало в религиозных заповедях. Борьба добра и зла в средневековой КМ. Ответственный выбор как право и как испытание. Проблема теодицеи и гуманизм. Концепция «двух истин» как компромисс между наукой и религией. Глава 4. Гуманизм как определяющая характеристика эпохи Возрождения ............................................................................... 38 Возрождение и развитие гуманизма как выражение социокультурных перемен, «вынуждающих искать равновесия между средневековой верой в Бога и ренессансной верой в человека». Выдвижение нового типа личности, активной, инициативной, ответственной. Реабилитация красоты, природы и человека. 3
Стр.3
«Речь в защиту достоинства человека». Особая роль художника — творца нереализованных природой форм. Гуманистическая педагогика. Значение науки. Бессмертие как причастность высшим человеческим деяниям — в науке, философии, искусстве. Гуманистическое значение Коперниканской революции, «не унижающей гордость человека, а возвышающей её». Гуманизм и Реформация. Возникновение утопических концепций. Гуманистическое содержание искусства. Глава 5. Просвещение как гуманизм.................................................... 45 От «Знание — сила» ко «Всем знать всё обо всём». Успехи механикоматематического естествознания как основа социального оптимизма Просвещения. Природа как наставник, «воспитатель воспитателей». «Республика учёных» и академии наук. Великая французская энциклопедия и Французская революция. Этика Канта. Категорический императив. «Человек не как средство, а как цель». Идея вечного мира. Концепции образования, ориентированные на «самопознание, саморефлексию личности в актах самосознания культуры» (Гегель, Гердер, Гумбольдт). Особенности просвещённого абсолютизма в России. Глава 6. ХIХ век как «смерть Бога» ....................................................... 57 Утопический социализм XIX в., идея всеобщего равенства людей. «Гуманистический материализм» философии Фейербаха. Переход от «созерцательности» Фейербаха к всестороннему анализу социокультурных условий гуманизма у Маркса. Развитие общества как естественноисторический процесс. Понятия предыстории и подлинной истории человечества. Идеи человека как «высшей цели», «свободы-от» и «свободы-для». Творчество как естественная потребность. Выявление причин отчуждения человека от результатов его созидательной деятельности и порождения «нечеловеческих, порабощающих потребностей». «Всемирная история как прогресс в сознании свободы». Кризис гуманизма во второй половине XIX в. «Смерть бога». Моральный протест против механистической картины мира. «Философия жизни». Концепция «двух культур». Концепции культурно-исторических типов: от Данилевского к Шпенглеру. «Цивилизация как мумия культуры». Глава 7. Гуманитарная картина мира в ХХ веке ................................... 71 ХХ век как век войн и революций. Революция в России и мировые войны как тяжёлое испытание гуманистических идеалов. Кризис в экономике, политике, науке и искусстве как звенья единой цепи. Революция в естествознании и её уроки. Россия как арена наиболее кровавых событий начала ХХ в. «Русский космизм» и несостоявшееся «восстание против непоправимого». Кризис искусства как выражение общего кризиса культуры. «Диагноз духовного недуга эпохи» в трудах Й. Хёйзинги, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма. Проблема отчуждённости, заброшенности человека в философии экзистенциализма. «Теология после Освенцима». Причины роста религиозных настроений. Этика благоговения перед жизнью. Постмодернизм как диагноз. «Смерть автора» и смерть человека. «Шизоанализ» и «Игра в бисер». «Холодная война» и крушение социалистической системы. От «холодной войны» к «холодному миру». Концепции «конца истории» и «столкновения цивилизаций». Глобализация и глокализация. 4
Стр.4
Раздел II. ГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРА ХХI ВЕКА .............................. 99 Гуманизм: опасная иллюзия, отчаянная вера или веление времени? ................................................................................................ 99 Глава 8. Человек и природа в современной картине мира ............... 101 Отношение к природе как пробный камень цивилизации, основа научных и философских систем, социальных и политических программ. «Иметь» или «быть» в отношениях с природой. Социокультурные основания идеологии господства над природой и их выражение в стереотипах образования. Концепция «пределов роста». Неизбежность возвращения человека в научную картину мира. Место человека во Вселенной в свете антропного принципа и его модификаций. Самоорганизация и «естественный отбор» в сценариях космической эволюции. Гуманистическая миссия человека, порученная самой природой — «быть авангардом творческой эволюции». Планета Земля как саморегулирующаяся и самоорганизующаяся система в концепции «Геи-Земли». Связь циклов жизни на Земле с «биением пульса Вселенной» в трудах А. Чижевского. Синергетические сценарии этногенетической эволюции. Исчерпанность и опасность стереотипов «силового мышления» в отношениях с природой. Предотвращение «режимов с обострением» в природе и обществе. «Две опасности, наиболее угрожающие миру — беспорядок и порядок». Готовность присматриваться и прислушиваться к Природе как веление времени. Глава 9. Человек в мире ХХI века ........................................................ 120 Содержание и назначение концепта «хорошее общество». Критерии «хорошего общества». Перфекционизм и велферизм как концепции «хорошего общества». Концепции государства благоденствия, либерализма, справедливости как честности, утилитаристские концепции. Кризис 2008 года как испытание этих концепций. Обострение проблем национальной и религиозной идентичности. Новые особенности проблем толерантности и политкорректности. Сохранение политики двойных стандартов в условиях глобализации и глокализации. Приложение к политике теории игр. Особенности проблем современной России и других посткоммунистических государств. Опасность «аномии» как результата крушения устоявшейся системы ценностей. Современные формы варварства, их происхождение и проявления. Отсутствие современной национальной идеи. «Смертные грехи» современного человечества, их происхождение и возможные пути преодоления. Судьбоносное значение культуры. Культура как «мягкая сила». «Великое братство людей» в разобщённом мире. Значение «народной дипломатии». Глава 10. Мир человека в XXI веке ..................................................... 153 Проблема отчуждения в современном мире. Смещение общения «коммуникацией», индивидов «дивидами». Возникновение нетократии, когнитариата и консьюмериата. Неспособность испытывать уважение и нежелание задавать себе вопросы как опаснейшие болезни современной цивилизации. Экономическая обеспеченность как предпосылка, но недостаточное условие благосостояния. Потребность в самореализации и 5
Стр.5
самоактуализации. Условия и возможности творческого отношения к труду и досугу. Составляющие здорового образа жизни. Значение семьи как гуманитарной ячейки общества. Отношение к старикам и детям как гуманистический критерий семьи и общества. Социальная справедливость — не всем поровну, а равные возможности для всех. Проблемы «свободы-от» и «свободы-для», «бегство от свободы» в современных условиях. Стремление и умение быть личностью. Индивидуальность и индивидуализм. Любовь к себе и эгоизм. Взаимообусловленность уважения и любви к себе и к окружающим. Интеллигентность и гуманизм. Авторитарная и гуманистическая этика, авторитарная и свободная совесть. Свобода как внутренняя независимость. Способность оставаться собой при уважении к другим, способность критически относиться к «неподвижным истинам». Вера и убеждения, необходимость внутреннего стержня, «Бога в душе». Вера в себя и ответственность за свои поступки. Любовь к жизни и творчество. Глава 11. Образование в век преобразований .................................. 175 Понятие эффективности образования. Модели «общества, основанного на знаниях». Недостаточность технологических моделей и инструкций. Моральная и практическая ценность «бесполезного». Художественная литература как учебник жизни. Последствия «товаризации» образования и регламентированного набора его «услуг», отказа от культурообразующих и менталеобразующих функций образования, воспитания интеллигента. Учитель и ученик как равноправные субъекты образовательного процесса. Сила авторитета, а не авторитет силы. Смысл и содержание образования всю жизнь. Задача воспитания современной интеллигенции. Место и перспективы философии в современном мире. Роль учебников в современном образовании — путеводители, а не справочники. Учебник по истории как задача государственного значения. История как наука не только о прошлом, но и будущем. Исчерпанность «банко-депозитной» модели образования. Концепция «образования для себя». Заключение .............................................................................................. 198 Рекомендуемая литература .................................................................... 199
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ