Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Гигиена и санитария  / №2 2022

Особенности физиологических реакций на учебную нагрузку организма учеников с различными умственными способностями (250,00 руб.)

0   0
Первый авторСетко
АвторыЖданова О.М., Лукьянов П.В.
Страниц7
ID871642
АннотацияВведение. Возможность повышения эффективности среднего общего образования за счёт увеличения объёма учебных нагрузок и интенсификации интеллектуального труда в учреждениях, специализирующихся на обучении одарённых и талантливых детей, актуализировала проблему соответ- ствия образовательных нагрузок функциональным возможностям организма учащихся. Цель исследования – выявить особенности физиологических реакций организма учащихся с различными умственными способностями на учебную нагрузку. Материалы и методы. У учащихся с повышенными умственными способностями, обучающихся в старших классах многопрофильного лицея (n = 250), и учеников традиционной школы (n = 274), имеющих средний уровень умственных способностей, проведена оценка организации процесса обучения, режима учебного дня и функционального состояния школьно-значимых систем. Результаты. В сравнении с традиционной школой в лицее для одарённых детей установлено превышение допустимого уровня суммарной недельной образовательной нагрузки, её нерациональное распределение в течение учебного дня и недели, повышенный уровень интеллектуальных, эмоциональных и сенсорных нагрузок, интенсивный режим работы, характеризующийся высокой загруженностью учащихся факультативными занятиями и домаш- ними заданиями. В условиях напряжённой учебной деятельности у учащихся с повышенными умственными способностями выявлено увеличение уровня умственной работоспособности относительно данных учеников группы сравнения за счёт стабилизации нервной реакции и повышения функциональных возможностей нервной системы. Также отмечено улучшение функционального состояния дыхательной системы, повышение в 1,6 раза числа учащихся с удовлетворительной биологической адаптацией и уменьшение в 1,5 раза числа обследованных школьников со срывом адаптации. Ограничения исследования. Выборка учащихся с повышенными умственными способностями представлена из одного общеобразовательного учреж- дения для одарённых детей Оренбуржья и характеризует только региональный компонент, что не позволяет охарактеризовать полученные резуль- таты для всех представителей этой группы из других регионов страны. Заключение. Таким образом на фоне увеличенного объёма и интенсивности учебных нагрузок у учащихся с повышенными умственными способностями относительно учеников со средним уровнем интеллекта установлено формирование оптимальной умственной работоспособности за счёт стабили- зации нервной реакции и повышения функциональных возможностей нервной системы; улучшение функционального состояния дыхательной системы, увеличение в 1,6 раза числа учащихся с удовлетворительной биологической адаптацией и уменьшение числа обследуемых со срывом адаптации в 1,5 раза. Установлено, что в условиях интенсификации обучения ученики с повышенными умственными способностями формировали лучший академический ре- зультат, однако срыв адаптационных возможностей у каждого пятого обследуемого с высоким уровнем интеллектуального потенциала свидетель- ствовал о том, что организм учеников функционирует на пределе своих психофизиологических возможностей, что определяет необходимость внедрения дополнительного здоровьесберегающего компонента в учебный процесс лицея с целью коррекции у учащихся «группы риска» донозологических изменений.
Сетко, А.Г. Особенности физиологических реакций на учебную нагрузку организма учеников с различными умственными способностями / А.Г. Сетко, О.М. Жданова, П.В. Лукьянов // Гигиена и санитария .— 2022 .— №2 .— С. 211-217 .— URL: https://rucont.ru/efd/871642 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ